Политтехнолог Алёна Август:  есть экологи, а есть псевдоэкологи, есть общественники, а есть хайпожоры
26 июля 2019

Губернатор Фургал призвал учитывать интересы хабаровского бизнеса при работе с иностранными инвесторами

Фото: пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края

Власти Хабаровска намерены поддержать появление в городе второго магазина «Леруа Мерлен» – крупного французского ретейлера в сфере товаров для ремонта. Комментируя эти планы мэрии, губернатор Сергей Фургал возразил, что перед открытием второго гипермаркета следует выяснить, как на местный бизнес повлияло появление в 2017г. первого такого магазина, и потребовал, чтобы при планировании торговой инфраструктуры приоритет отдавался малому и среднему бизнесу. Бизнес-омбудсмен Виктор Ермаков отмечает, что во всех регионах присутствия крупных сетей доля мелкого бизнеса сокращается. По его словам, сейчас между продавцами идет жестокая борьба за потребителя, и задача властей – выстроить баланс таким образом, чтобы никого не ущемлять. «И хабаровский губернатор, говоря об этом в споре с мэром, конечно, прав», – сказал Ермаков.

Губернатор Хабаровского края Сергей Фургал предложил исследовать ситуацию в малом и среднем бизнесе, связанном с продажей стройматериалов, прежде чем открывать в Хабаровске второй гипермаркет «Леруа Мерлен». Такое мнение он высказал на расширенном заседании правительства после выступления мэра Сергея Кравчука, который привел строительство еще одного магазина французского ретейлера в пример как отличный инвестиционный проект.

Фургал возразил: приоритет нужно отдавать малому и среднему бизнесу. «Я хотел бы спросить, есть меры по поддержке малого и среднего бизнеса? Кто-нибудь вообще считал, насколько в Хабаровске снизилась численность субъектов малого бизнеса за последние три года со значительным увеличением сетевого бизнеса? За последние годы мы видим взрывной рост именно крупных сетевых компаний в Хабаровске. Как сказалось, допустим, появление того же «Леруа Мерлен» не только с точки зрения снижения цен на товары, что, конечно, очень хорошо, но не сказалось ли это на сокращении малого и среднего предпринимательства в этом сегменте? Нужно этот анализ обязательно проводить, чтобы понимать, надо нам это или не надо. Если у нас открывается один центр, а закрываются 20 малых магазинов, надо все-таки оценить, благо это или вред. И, если мы еще один построим, не приведет ли это к тому, что малый бизнес в этой сфере перестанет существовать», – приводит слова губернатора «АмурМедиа».

«Я не знаю ни одного региона, в котором бы при вхождении крупной сети не страдал рынок небольших предприятий. Это естественно, потому что потребительский рынок остается прежним, львиная доля покупателей уходит в большие сети, а маленькие магазинчики закрываются. Это аксиома», – комментирует дискуссию губернатора и мэра член правления Торгово-промышленной палаты РФ, общественный уполномоченный при президенте РФ по защите прав малого и среднего бизнеса, генеральный директор Российского Агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков.

Эксперт согласен, что если подходить к вопросу только с точки зрения потребителя, то строительство больших гипермаркетов, предлагающих более низкие цены, выглядит привлекательным решением. «Но если это окончательно зачистит торговое поле от малых предприятий и останется пара крупных поставщиков продукции, которые смогут договориться о ценах, то тогда беда будет и для потребителя», – продолжает он. Тенденция на укрупнение и исчезновение малых форм торговли чревата и другими последствиями, продолжает Ермаков: «Владельцы всех этих крупных сетей – это иностранцы, они сидят в Голландии, в Лондоне и так далее. И вдруг у них изменятся настроения и они решат уйти с рынка. И что делать потребителю? Стреляться? А свой бизнес мы уже убрали, а чтобы его поднять, нужны будут годы. Так что баланс необходимо выдерживать, и губернатор, говоря об этом в споре с мэром, наверное, это предвидит, и он, конечно, прав», – продолжает эксперт.

В целом общественный уполномоченный по защите прав бизнесменов обратил внимание, что сейчас в России идет «жесточайшая борьба за рынок, и малый бизнес пока эту войну проигрывает». Он напомнил, что еще в 2015г. Минпромторг РФ подготовил закон о торговле, который защищал интересы малых предприятий, не ущемляя при этом крупные компании. «Эти поправки лежат в Госдуме и правительстве уже четвертый год. Представляете, какой лоббистский потенциал [со стороны крупных ретейлеров]? Они понимают, что экономическая ситуация не очень хорошая, что потребительский рынок проседает, поэтому за каждого покупателя идет смертельная борьба», – сказал Ермаков. «Наша позиция должна быть такой: пусть выживет тот, к кому идут. Но нужно создать такие возможности, чтобы никого не ущемлять, чтобы существовали и те и другие. В общем, этот баланс нужно как-то находить», – резюмировал собеседник «Клуба Регионов».

Версия для печати