Политтехнолог Алёна Август:  электронные сервисы по приему обращений граждан эффективны, если губернатор способен на корреляцию
27 февраля 2019

Мурманская область в ожидании губернаторских выборов

Шансов у варягов практически нет

Фото: ТАСС

В сентябре заканчивается второй срок Марины Ковтун во главе Мурманской области. Ковтун в силу многих причин вряд ли стоит идти на третьи выборы. Кто может войти в список претендентов?

Мурманская область – стратегический для страны регион.

Во-первых, это окно в Северную Европу и щит северных рубежей страны. Область граничит с Финляндией и Норвегией, и именно здесь Россия имеет общую границу с Европейским союзом и странами НАТО. В регионе находится база Северного военно-морского флота.

Во-вторых, Мурманск – это самый крупный незамерзающий заполярный порт страны, который обеспечивает круглогодичную перевозку грузов в районы Крайнего Севера, Арктики и за рубеж.

Наконец, в-третьих, Мурманская область – это кладовая природных ресурсов. Здесь добывается свыше 30 видов полезных ископаемых и здесь же находятся перспективные газовые месторождения, в том числе одно из крупнейших в мире – Штокмановское. По этой причине в регионе развиты добывающая, металлургическая, химическая отрасли и работают предприятия крупнейших финансово-промышленных групп страны («ФосАгро», «Норильский никель», «Северсталь», «Еврохим», «Русал», «Акрон»).

Вряд ли кто-то будет спорить, что Мурманская область – регион перспективный. Но для его устойчивого развития нужны человеческие ресурсы, а их Заполярье в последние 30 лет только теряет. Если в конце 1980-х гг. здесь проживали свыше 1,2 млн человек, то сейчас – 750 тыс. Приезжие в силу суровых климатических условий приживаются в регионе плохо. Поэтому к голосу населения, в том числе в вопросе управления регионом, федеральным и региональным властям стоит прислушиваться особенно внимательно.

Губернатор и ФПГ

Как говорят многие наблюдатели, Марина Ковтун в своей работе не особо учитывает мнение жителей. Здесь говорят, что регион губернатор положила на алтарь корпоративных интересов. Хотя в 2012г., когда она только возглавила область, ожидания населения были самыми радужными. Ведь Марина Ковтун сменила Дмитрия Дмитриенко, или варяга, как говорили местные жители. В отличие от Дмитриенко, новый губернатор всю жизнь прожила в регионе. Более того, Ковтун выросла в семье тралмейстера, а это многое значит для рыбаков и моряков, составляющих значительную часть местного населения.

Однако «своя в доску» Ковтун, по утверждению осведомленных источников, получила должность губернатора благодаря лоббистам из «Норильского никеля», в «дочке» которого, Кольской ГМК, трудилась в последнее время. Ковтун ничего плохого в лоббировании не видит, о чем неоднократно заявляла. Первое время ничего дурного не видели в этом и жители. В конце концов, конструктивные отношения губернатора с дружественной финансово-промышленной группой могли принести много пользы региону. В первую очередь инвестиции. К сожалению, теплые отношения губернатора с «Норильским никелем» к социально-экономическому расцвету Мурманской области не привели.

Взаимоотношения региональной власти с большинством финансово-промышленных групп оказались выстроены крайне однобоко. Ковтун пошла по пути предоставления крупным налогоплательщикам преференций.

Большой резонанс вызвало соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, подписанное в июне 2017г. Мариной Ковтун и гендиректором ООО «Газпром геологоразведка» Алексеем Давыдовым. Документ позволяет корпорации пользоваться льготами, предусмотренными законом Мурманской области о господдержке инвестиционной деятельности. В числе льгот – уменьшение ставки налога на имущество и налога на прибыль, а также отсрочка на уплату налога на имущество.

Еще один пример сотрудничества Ковтун с ФПГ – подписанное в 2015г. соглашение правительства Мурманской области с компанией «Апатит» о строительстве канатной дороги в Кировске. В результате инвесторы получили льготы по налогу на имущество и на прибыль, к тому же область вложила в совместный проект 170 млн бюджетных рублей, надеясь получить прибыль. Но прошло несколько лет, а канатная дорога до сих пор не окупилась.

За налоговые льготы финансово-промышленным группам Марину Ковтун критиковали многие, в том числе экс-губернатор Юрий Евдокимов (возглавлял Мурманскую область в 1996–2009гг.). По его мнению, с крупными налогоплательщиками вполне можно общаться на равных, не приседая в глубоком реверансе. Так, Евдокимов приводил примеры, когда его команда не давала крупным компаниям закрывать производства на территории региона. Также Евдокимов утверждает, что его администрация не допустила рейдерского захвата Оленегорского ГОКа. По словам экс-губернатора, регион жил по средствам, сохраняя предприятия, не раздавая льгот и не привлекая лишних кредитов. У Ковтун так не получается. В то время, когда ФПГ получали налоговые преференции, Мурманская область погружалась в долговую яму. За время руководства Ковтун размер госдолга региона увеличился более чем в два раза. Если в начале 2013г. он равнялся 8,6 млрд руб., то к началу 2019г. вырос до 20 млрд.

Ковтун не оправдала ожиданий населения и как лоббист региона на федеральном уровне. При ней оказались заморожены такие перспективные проекты, как разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения. Ковтун запомнится экспертам своим перлом о том, что «Штокман – это миф», про который лучше забыть. И также за время правления Ковтун Мурманск уступил Архангельску статус «столицы» стратегического Северного морского пути.

Неумение, а иногда и нежелание отстаивать интересы Мурманской области во взаимоотношениях с ФПГ и федеральным центром привели к жесткому конфликту действующего губернатора с местными элитами. За пределами региона стало известно о политическом противостоянии губернатора с группой бывшего председателя Мурманской областной думы Василия Шамбира и предпринимателя Геннадия Шубина и с мэром Мурманска Алексеем Веллером. В этих конфликтах Ковтун показала себя как человек, который не желает или даже не способен договариваться и идти на компромиссы. Итог известен. Против Шамбира и Шубина были возбуждены уголовные дела, оба получили тюремные сроки. Кампания против Веллера уголовным преследованием не увенчалась, но в 2016г. Веллер покинул регион, став депутатом Госдумы.

Экономика Мурманской области со временем отреагировала на конфликт власти с элитами, перейдя от развития к замедлению и падению. Те, кто раньше был неплохо знаком с Мурманском, сегодня приезжают и не узнают город. «Продам или сдам в аренду» – такое объявление можно увидеть практически на каждом здании. В этих объявлениях – нынешнее настроение местных бизнесменов, которые не видят перспектив региона.

О ситуации в экономике Мурманской области, в одной из основных ее отраслей – рыбной, в декабре 2017г. на пресс-конференции президента Владимира Путина рассказал предприниматель Михаил Зуб. Это владелец Мурманского рыбокомбината, который оказался на грани банкротства после введения в 2014г. нашей страной продуктового эмбарго, в том числе на живую рыбу. Предприятие Зуба использовало наливную технологию, перерабатывая купленную через норвежские аукционы живую рыбу. Глава рыбокомбината тогда обратился в Росрыболовство, правительство с просьбой в виде исключения разрешить ему ввозить норвежское сырье. Тем более что подобное решение уже было принято по малькам, которые используются на предприятиях аквакультуры для разведения рыбы. Губернатор Ковтун не стала поддерживать Зуба в его борьбе за сохранение Мурманского рыбокомбината и лоббировать на федеральном уровне необходимые поправки. Напротив, ее подчиненные поспешили сообщить, что доля продукции предприятия в общем объеме рыбопереработки области «ничтожно мала», и вывели комбинат из состава «предприятий регионального значения». В регионе 38 рыбоперерабатывающих предприятий – одним больше, одним меньше, не суть важно. (Хотя Михаил Зуб уверяет, что реально работающих предприятий в отрасли на тот момент было всего семь.)

В похожей ситуации оказалась местная добывающая компания «Робинзон», которая до недавнего времени старалась привозить улов не на экспорт, а в Мурманскую область. Причем объемы компании составляли почти четверть всего грузооборота Мурманского порта. Когда у «Робинзона» возникли проблемы с выгрузкой рыбы и ее оформлением в порту, губернатор Ковтун не вмешалась. В итоге улов компании стал «уходить» в Санкт-Петербург. А ведь губернатор неоднократно говорила, что в Мурманске, городе моряков и рыбаков, должно пахнуть рыбой, ее должно быть много и она должна быть доступной по цене. На деле же за последние пять лет рыба в местных магазинах подорожала.

В целом рыбная отрасль могла бы стать одним из главных источников пополнения бюджета области, драйвером развития местной экономики. Но Ковтун, к сожалению, не проявила должной заинтересованности. Как и во многих других случаях, ее поддержки не дождались ни перспективная туристическая отрасль, ни малый и средний бизнес, ни даже очень важные с точки зрения ухода региона от мазутозависимости энергетические проекты.

Рейтинг падает

Безусловно, падение экономики в Мурманской области отражается на социальной сфере и на качестве жизни местного населения. Самые острые, вопиющие проблемы – это коммуналка и здравоохранение. Высокие тарифы ЖКХ в условиях девятимесячного отопительного сезона в Заполярье попросту разорительны для населения. А ведь тарифы – это следствие той самой пресловутой мазутозависимости, увести регион от которой Ковтун обещала в начале своего губернаторства. Но так и не увела, несмотря на активную работу на публику: на планы, проекты и презентации. Оптимизация здравоохранения в регионе тоже ведется не первый год. В 2017г. о ее уродливых формах на прямой линии с президентом Путиным рассказала жительница Апатитов Дарья Старикова. Девушке из-за нехватки специалистов не смогли вовремя поставить правильный диагноз, и она попросила президента спасти если не ее, то тех, кого еще спасти можно. К сожалению, в 2018г. Старикова скончалась, а оптимизация по-мурмански продолжилась. 

Список социальных проблем, которые отравляют жизнь населению Мурманской области, можно продолжать. Это срыв программы расселения аварийного жилфонда и программы капитального ремонта многоквартирных домов, задержки заработной платы на местных предприятиях, плохие дороги и т.д.

Большое возмущение жителей, общественности, региональной элиты вызывают не только перечисленные проблемы региона, но и то, что Марина Ковтун за два губернаторских срока оказалась не способна их решить. И это привело к открытым выступлениям общественности. На митинги с каждым годом выходит все большее жителей – не только Мурманск, но Умба, Кандалакша стали центрами протестов.

В прошлом году общественность региона очень активно выступала и против пенсионной реформы. В то же время Ковтун по теме повышения пенсионного возраста предпочитала не высказываться. В итоге «пенсионные» протесты подогрели и возглавили оппоненты партии власти: коммунисты и сторонники Алексея Навального. То, что в Мурманской области находят поддержку такие оппозиционеры, как Алексей Навальный, чей электорат преимущественно живет в Москве и в Петербурге, говорит в целом о росте протестных настроений в регионе. За годы пребывания Ковтун во главе Мурманской области электоральная база оппозиции здесь возросла в несколько раз. Связано это с катастрофическим падением личного авторитета губернатора. Началось все в 2013г. с противостояния Ковтун с региональной элитой, представители которой пользовались уважением и поддержкой жителей, а против них была открыта настоящая травля. (Мы рассказывали уже об уголовном преследовании Шамбира, Шубина, о конфликте с Веллером.) Негативно сказалось на авторитете Ковтун открытое в 2017г. уголовное дело против ее подчиненных – вице-губернатора Игоря Бабенко, чиновников областного правительства Георгия Благодельского и Эдуарда Никрашевского. Всех троих обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями при расходовании средств, поступивших от предпринимателей в качестве благотворительной помощи. На эти деньги, пишут местные СМИ, для губернатора, ее гостей и окружения покупались дорогостоящая экипировка для рыбалки и дорогие продукты, оплачивались перелеты бизнес-классом и проживание в дорогих отелях во время командировок и т.д. Наконец, в 2018г. произошло несколько утечек информации из аппарата правительства Мурманской области в СМИ и Telegram-каналы. В том числе о тайных переговорах Ковтун с представителями ФПГ, администрации президента и Совета Федерации касательно ее будущего и о попытках уйти от уголовной ответственности по делу Бабенко. Эти утечки, пускай даже неподтвержденные, конечно, не добавили авторитета Марине Ковтун.

К окончанию второго губернаторского срока Ковтун подходит без должной поддержки как со стороны региональной элиты, так и со стороны жителей, которые к тому же «голосуют ногами». Население региона с 2012г. сократилось почти на 40 тыс. и сегодня составляет 748 099 человек.

Новый губернатор и его прописка

Ковтун сегодня воспринимается в Мурманской области как классическая «хромая утка» – она губернатор «на выходе». Главное обвинение, которое предъявляется Ковтун, – это игра на поле финансово-промышленных групп. Поэтому население вряд ли проголосует за нее на предстоящих в сентябре выборах главы региона. В такой ситуации может активизироваться оппозиция, чтобы попытаться реализовать в регионе сценарий Владимирской области. Следовательно, выбор администрацией президента кандидатуры на должность врио губернатора Мурманской области должен быть максимально взвешенным.

Пожалуй, главный тренд предстоящих выборов – «прописка» будущего губернатора. Идеально, если она будет местной. Во-первых, такому кандидату проще избраться. Он будет восприниматься жителями как «свой», а не какой-то «менеджер», для которого руководство Мурманской областью является очередным этапом его личной карьеры, завершив который он убудет в неизвестном направлении. В то время как варяг будет рассматриваться как претендент с невысокими шансами, что может склонить население к протестному голосованию. Как это произошло в 2018г. во Владимирской области и в Приморском крае.

Во-вторых, местному кандидату, знакомому с региональной спецификой, проще с ходу включиться в работу. Ведь времени вникать в проблематику практически не будет. 

Мурманская область – регион развитый и в достаточном количестве генерирует качественные кадры. Вопрос в том, кто из возможных кандидатов в данный момент обладает желанием, политическим опытом и экономическими ресурсами для губернаторской гонки.

Список возможных кандидатов, на наш взгляд, может быть следующим (в порядке возрастания влияния).

Александр Макаревич – глава регионального отделения партии «Справедливая Россия», депутат Мурманской областной думы.

Общественности он знаком по активной депутатской и партийной деятельности. Пишет запросы и обращения, которые затем публикует на сайте регионального отделения «Справедливой России». В частности, в прошлом году с подачи Макаревича были увеличены размеры регионального бюджета (на 2019г.) на бесплатное питание некоторых категорий школьников. Он также добился возвращения льготного проезда 80-летним ветеранам Мурманской области. Макаревич был в числе тех, кто критиковал губернатора Ковтун за «самоустранение от защиты интересов северян при продавливании пенсионной реформы».

Макаревич имеет определенную поддержку в области, но она не позволила ему пройти ни в Государственную Думу в 2007 и 2011гг., ни быть избранным губернатором в 2014-м. Видимо, причина в том, что Макаревич воспринимается населением как кабинетный политик, не имеющий большого хозяйственного опыта и опыта руководства крупными структурами (неважно, государственными или частными). Поэтому он и не рассматривается как крупная фигура, которая способна отстаивать интересы Мурманской области перед Москвой и финансово-промышленными группами. На выборах губернатора в 2019-м, на наш взгляд, его шансы низкие даже при слабом варяге-кандидате Москвы.

Максим Белов и Александр Курдюмов – представители ЛДПР.

Максим Белов – депутат Мурманской областной думы. Позиционирует себя как активного депутата, нацеленного на работу с предпринимателями и молодежью. Подводя итоги 2018г., Белов назвал положительным моментом выделение средств на развитие малого и среднего бизнеса в области. «Тот миллиард, который к нам в течение трех лет придет, – это для меня самое важное достижение», – рассказывает он в СМИ.

Ранее Белов 10 лет трудился в коммерческих компаниях Норвегии. Этого оппоненты ему не прощают, при каждом удобном случае напоминая, что депутат долгое время работал на страны НАТО. «Заграничное прошлое» отталкивает часть возможного электората от Белова.

Коллега по партии Белова Александр Курдюмов – депутат Государственной Думы, который от ЛДПР курирует Мурманскую область.

Во время посещения региона встречается с жителями, оказывает помощь. Но все же известность Курдюмова в области крайне мала, как и число людей, которым ему удается помочь.

Минусом для Белова и Курдюмова является членство в партии Жириновского, которая не имеет в регионе большой электоральной поддержки. Кроме того, у ЛДПР нет ресурсов и опыта для поддержки своих губернаторов. История во Владимирской области показала, что на сильном антирейтинге действующего губернатора (как у Светланы Орловой) ЛДПР может провести своего кандидата. Но потом партия бросает своего губернатора, не обеспечивая его ни командой, ни ресурсами. Для Мурманской области такой вариант развития событий был бы катастрофой. Шансы на губернаторское кресло у Белова и Курдюмова появятся только в том случае, если Москва пришлет в качестве врио губернатора откровенно слабого кандидата-варяга. Но и эти шансы не следует оценивать высоко.

Геннадий Степахно – первый секретарь Мурманского областного отделения КПРФ, депутат Мурманской областной думы.

Более узнаваемая в Мурманской области фигура, чем справоросс Макаревич и представители ЛДПР Белов и Курдюмов.

Степахно достаточно активный депутат и политик. Поддерживает оппозиционные настроения в регионе. В частности, в момент обсуждения пенсионной реформы летом 2018г. организовывал митинги протеста, в которых сам по каким-то причинам не участвовал.

В то же время Степахно – возрастной политик, в 2019г. ему исполнится 69 лет. В регионе говорят об усталости партийцев от его несменяемости на посту главы регионального отделения КПРФ, а также об относительно небольшой электоральной поддержке в области (в основном это люди старшего поколения). Кроме того, Степахно фигурировал в нескольких скандалах, в том числе общественность его обвиняла в «пьяном» ДПТ и трудоустройстве родственников на оплачиваемые должности в Мурманскую областную думу. Эти обвинения, разумеется, не лучшим образом сказались на репутации регионального лидера КПРФ.

В связи с этим Степахно, даже несмотря на узнаваемость КПРФ и способность «оседлать» протестную волну, вряд ли сможет набрать высокие проценты на губернаторских выборах. Единственно возможный, но маловероятный вариант – это победа на фоне антирейтинга действующего губернатора или участие в выборах слабого кандидата-варяга из Москвы.

Александр Масько – директор ПАО «Мурманский морской торговый порт» (крупнейшая стивидорная компания на территории Мурманского порта, специализируется на перевалке угля, апатитов, а также генеральных грузов).

Масько в регионе характеризуют как энергичного и перспективного руководителя. Он родился в Кузбассе, но в Мурманской области работает с 2012г., поэтому в регионе его считают «своим». В региональной политике дебютировал в 2018г. во время президентской кампании, став доверенным лицом Владимира Путина.

Шансы Масько победить на губернаторских выборах можно было бы оценить достаточно высоко, если бы не два момента. Первый – экология ММТП. Угольная пыль в последние годы была большой проблемой в Мурманске. Жители неоднократно жаловались на черный налет на окнах и машинах. Исследования ученых показали, что во многом причиной налета является именно пыль, образующаяся при перегрузке угля в торговом порту. В Мурманске за Масько вряд ли проголосуют, как и в других населенных пунктах, где есть те или иные экологические проблемы (а они есть в области практически повсеместно). Второй момент – корпоративная связь Масько с «Сибирской угольной энергетической компанией», которая владеет портом. Ему будут мешать параллели с Ковтун, которая, образно говоря, положила область на алтарь «Норильского никеля». К тому же Масько как политический персонаж делает только первые шаги, известен мало, и шансов «раскрутить» его за несколько месяцев немного. Но через один губернаторский цикл при условии, что Масько будет активно участвовать в региональной политике, он сможет участвовать в выборах как реальный кандидат.

Алексей Веллер – представитель «Единой России», депутат Государственной Думы.

Наиболее реальный кандидат из представленного списка, тяжеловес региональной политики с федеральными связями. В Мурманской области Веллер знаком каждому, имеет биографию, по традиционному представлению электората, подходящую для будущего губернатора. Был первым лицом в крупной организации, мэром областного центра, имеет политический опыт – в настоящее время депутат Госдумы. К плюсам Веллера стоит отнести и наличие ресурсов: речь не только о ресурсах «Единой России», но и о группе поддержки в региональной элите, способной сформировать команду и финансово поддержать те или иные региональные проекты. В то же время Веллер имеет связи на федеральном уровне, что тоже можно отнести к ресурсной базе кандидата. Свое влияние Веллер продемонстрировал в ходе конфликта с Ковтун, которая после прихода к власти выдавливала конкурентов с помощью уголовных дел. В случае с мэром Мурманска у нее это не получилось. 

При всех плюсах Веллера он имеет антирейтинг в Мурманске – любое недовольство ситуацией в городе переносится, как известно, на его руководителя. Сегодня жителей Мурманска беспокоят тарифы ЖКХ, работа общественного транспорта и внешний облик жилого фонда. Однако этот минус можно обернуть в плюс – политик располагает влиянием и ресурсами, чтобы решить эти задачи в случае избрания губернатором. Кроме того, в Мурманске наслышаны о приватизации ряда муниципальных объектов, которая, по версии ряда общественников, была проведена с нарушениями. Но это проблема решается ведением грамотной информационной политики: до общественности и населения следует довести реальное положение дел.

Шансы Веллера на губернаторских выборах достаточно высоки. Ему может помочь и противопоставление с Ковтун. В отличие от нее, Веллер равноудален от всех финансово-промышленных групп, не связан ни с одной из них какими-либо обязательствами.

Главное событие 2019-го

Выборы губернатора станут главным политическим событием Мурманской области в нынешнем году. Вероятнее всего, за Ковтун избиратели в третий раз голосовать не станут. В случае слабого кандидата, выбранного для региона в администрации президента, высока вероятность протестного голосования и активизации оппозиции. Повторение «владимирского» или «хакасского» сценариев в стратегической Мурманской области крайне опасно. Поэтому Москва, скорее всего, будет прислушиваться к настроению в регионе, в котором в силу разных причин ждут своего, местного кандидата. Вопрос в том, у кого из местных политиков хватит желания и ресурсов для губернаторской гонки.

Максим Тобольцев
Версия для печати