Минздрав Якутии:  с отравлением госпитализированы 20 воспитанников интерната
7 сентября 2016

Политолог: критикуют соперников на выборах те, кто не уверен в победе

Фото: Константин Веремейчик / ТАСС

Выборы в Госдуму по «Новосибирскому» одномандатному избирательному округу ознаменовались рядом скандалов, связанных с агрессивной кампанией кандидата от КПРФ Андрея Жирнова. По мнению экспертов, преимущество на выборах получают кандидаты, формирующие собственную позитивную повестку, а не те, которые занимаются политической пропагандой и используют грязные технологии. По словам специалистов, чтобы твоя избирательная кампания считалась честной, необходимо вести ее в рамках закона и с соблюдением этических норм. Политологи отмечают, что вести критику оппонентов на выборах стоит только в том случае, если не стоит задача выиграть кампанию.

Одним из самых конкурентных одномандатных округов на выборах в Госдуму в Новосибирской области называют «Новосибирский». Основными соперниками здесь эксперты считают первого замдиректора строительной фирмы ООО «Энергомонтаж» депутата горсовета Андрея Каличенко и депутата заксобрания от КПРФ Андрея Жирнова.

Избирательная кампания в этом округе сопровождается скандалами. При этом местные издания отмечают, что они инициируются Жирновым против Каличенко. По их данным, кандидат от КПРФ привлек Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального и организовал в СМИ освещение темы о захвате Каличенко и руководителем «Энергомонтажа» Иваном Сидоренко земель на берегу Оби. Позднее появилась информация, что мэрия Новосибирска в 2001г. передала этот участок «Энергомонтажу» под строительство оздоровительного комплекса для сотрудников компании, а депутаты землей не владеют.

Эксперты также считают, что Жирнов руками кандидата от «Партии роста» Вячеслава Казакова организовал попытку снять Каличенко с выборов. Казаков подавал соответствующий иск в суд, но получил отказ.

В то же время самого Жирнова уличили в незаконной агитации. Избирательная комиссия Новосибирской области признала его буклеты и газету незаконным агитационным материалом. В частности в решении избиркома говорится, что «распространение такого буклета в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы после приобретения А. Г. Жирновым статуса кандидата в депутаты является нарушением требований избирательного законодательства, поскольку данный материал не был оплачен за счет средств соответствующего избирательного фонда, не имеет выходных данных, экземпляр буклета до начала его распространения в окружную избирательную комиссию не предоставлялся».

Наблюдатели утверждают, что, используя подобные методы борьбы, кандидат от коммунистов нарушает негласные договоренности между обладминистрацией и мэрией Новосибирска о честных выборах.

Эксперты же считают, что в любом случае избирательная кампания должна вестись цивилизованно. «Кампания должна вестись в рамках закона, и в принципе это основное требование, которое можно определить кандидатам, которые хотят, чтобы их кампания была честной, – сказал директор консалтингового агентства «NPR Group», политтехнолог Дмитрий Фетисов. – А второй момент, это чтобы не переходить моральных границ, связанных с запуском какой-то клеветы или информации, касающейся семьи оппонента. Тем более зачастую какой-либо кандидат ведет абсолютно белую кампанию, но при этом выдвигает технического кандидата, который выполняет функцию контрпропаганды. Хотя в последние годы наблюдается такая тенденция, и эта методика работает гораздо лучше, если кандидат идет с позитивной повесткой и даже не опускается до критики оппонентов. Это активно взяла «Единая Россия» на федеральном уровне. На одномандатных округах это также работает».

По словам вице-президента Общероссийского фонда перспективного планирования, политолога Игоря Даченкова, различные договоренности, соглашения о честных выборах в России практически никогда не соблюдались: «Поскольку политическая культура в России носит переходный характер, о чистоте и легитимности выборного процесса говорить не приходится. Кроме того, совершенно понятно, что есть ряд политических сил, в том числе оппозиционной направленности, радикально настроенных, у которых проблемы, например, с известностью. И для того чтобы ее повысить, эти люди используют разный инструментарий. В том числе идут на такие популистские акции, пытаясь на этом заработать электоральные дивиденды».

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что кандидаты должны уметь правильно пользоваться теми или иными технологиями борьбы с оппонентами, но не переступать грань закона и этики: «Я думаю, что есть черные технологии, есть серые. Распространение грязных, неправдивых слухов – это грязные технологии. Использование однофамильцев, на мой взгляд, тоже неэтично. Это вводит избирателей в заблуждение. Со спойлерами сложнее. Эта технология используется в разных странах. Спойлеры бывают разные – есть спойлер, который специально запущен одной из сторон, чтобы ослабить другую сторону. А есть спойлер, который действует абсолютно искренне. С критикой оппонента ситуация такая: если ты слабее и у тебя локальная задача получить 5,5% на выборах, то ты должен критиковать оппонента, чтобы обратить на себя внимание. Но здесь тоже нужно соблюдать этику и не выдвигать недостоверных обвинений. Если ты успешный кандидат, у тебя есть рейтинг, в таком случае критиковать оппонентов не стоит. Потому что, если ты критикуешь оппонента, ты поднимаешь его до своего уровня».

Версия для печати