Медведев:  общий ущерб от паводка в Забайкальском крае уже сейчас превысил 1 млрд рублей
11 марта 2018

Омский транзит власти: от Назарова к Буркову

Аналитический доклад «Клуба Регионов»

Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Федеральная экспертная сеть «Клуб Регионов» публикует аналитический доклад о ситуации в Омской области накануне президентских выборов. Исследование посвящено транзиту власти от бывшего губернатора, ставленника «Газпрома» Виктора Назарова к нынешнему врио главы Омской области, в недавнем прошлом депутата Госдумы РФ от «Справедливой России» Александру Буркову. Омичам исследование будет интересно в качестве экспертного взгляда со стороны, а представителям политического класса из других регионов – анализом действий высшего должностного лица сибирского региона в ситуации комплексного регионального кризиса, осложненного президентской избирательной кампанией.

1. Общественно-политическая ситуация в Омской области, предшествующая смене высшего должностного лица региона:

затяжной политический кризис,

война элит,

бегство налогоплательщиков,

отрицательная миграция,

рост экономической преступности,

падение рейтинга власти.

По состоянию на начало осени 2017г. в Омской области сложилась ситуация затяжного конфликта элит, усугубленного политико-экономическим кризисом и депопуляцией населения региона, который массово покидала молодежь, квалифицированные специалисты и предприниматели.

В финансовой сфере необходимо отметить последовательное и весьма существенное сокращение налоговой базы регионального бюджета (долговая нагрузка составила 80%, 58-е место в РФ), что в последнее десятилетие прежде всего было обусловлено последствиями вывода налоговых платежей таких крупнейших налогоплательщиков, как ПАО «Газпром нефть», предприятий ликероводочной и пивоваренной промышленности, а также банкротством таких крупнейших местных предприятий, как НПО «Мостовик».

В промышленной сфере наблюдается резкое падение показателей, так, по итогам 2016г. регион оказался на 73-м месте по динамике ВРП (97% по отношению к уровню 2015г. при среднем уровне падения по стране в 0,2%), в сфере торговли – на последнем, 85-м месте (86,6%). Данная искусственно обусловленная выводом налогов «Газпром нефти» динамика последних лет выглядит особенно наглядно на фоне предшествующего десятилетия развития, когда за период с 2003 по 2012г. ВРП региона увеличился на 78%, что превысило рост ВВП РФ на 21,3%.

По причине секторного спада экономики Омской области в течение последних пяти лет к началу осени 2017г. регион оказался не в состоянии ни вести самостоятельную социально-экономическую политику, ни решать инфраструктурные вопросы, что не позволяло ему использовать свой весьма значительный человеческий потенциал, выгодное транспортно-географическое положение и привлекать перспективных инвесторов.

Ситуация отсутствия перспектив для бизнеса обусловила резкий рост экономической преступности в регионе: по количеству выявленных преступлений в этой сфере Омская область заняла 3-е место в СФО и 15-е место в России, систематический характер приобрел вывод в офшоры и «обналичивание» капиталов.

Со страниц региональных СМИ не сходили статьи о коррупции и хищениях в сфере поставок топлива, закупок строительных материалов по завышенным ценам, «откатах» и картельных сговорах при освоении дорожного фонда, газификации, тарифообразовании, о завышенных ценах на капремонт и незаконной добыче ископаемых. По данным причинам, в частности, строительная отрасль и отрасль дорожного ремонта пришли в глубокую стагнацию.

Косвенно об уровне управленческой эффективности региональной власти свидетельствует то, что в Год экологии жители города Омска периодически дышат этилмеркаптаном с неустановленного предприятия, а в Год животноводства в регионе с полумиллионным поголовьем свиней, и также по неустановленным причинам, возник очаг АЧС, 30% всех вспышек которой в России было сконцентрировано именно в Омской области.

На уровне регионального политико-административного каркаса сложилась ситуация, когда руководители ключевых силовых и надзорных служб, ряд лидеров «групп влияния» (Леонид Полежаев, Андрей Голушко, Сергей Морев) и даже заместители губернатора (Станислав Гребенщиков, Андрей Новоселов) обладали каждый в отдельности более серьезным политическим влиянием, нежели сам губернатор Виктор Назаров.

«Война всех против всех» была усилена катастрофической социально-экономической ситуацией. Экономический кризис в стране больнее всего ударил по населению специализирующейся на перерабатывающих производствах Омской области, реальные доходы населения упали в 2016г. на 11% (сильнее, чем в любом другом регионе СФО). В результате в общественно-политической жизни региона за период с 2012 по 2017г. существенно ослабла «вертикаль власти» в целом и дееспособность внутриполитического блока, в частности, усилилась искусственная партизация, при этом альтернативные сценарии организации политической жизни тоже не заработали, в частности, региональное отделение ОНФ превратилось в «клуб по интересам» ряда групп влияния.

Политическое положение в течение десятилетия характеризуется как постоянно ухудшающееся, в частности, наблюдается постоянный спад такого ключевого показателя, как итоги голосования за президента РФ. Если в 2008г. за Дмитрия Медведева голосовали более 60%, то за Владимира Путина в 2012г. – менее 50% от числа голосовавших. Голосование за «Единую Россию» в Омске, где сконцентрировано около 60% жителей региона, падает: в сентябре 2016г. партия власти проиграла в городе КПРФ, получив менее 30% голосов. Город тянет на дно итоги голосования за «Единую Россию» всего региона, по которым на последних выборах ГД РФ Омская область оказалась на предпоследнем месте.

В условиях неспособности Виктора Назарова претендовать на статус арбитра политических элит региона данный статус практически был перехвачен опытным депутатом Государственной Думы, талантливым коммуникатором Андреем Голушко.

В сложившихся условиях отставка Виктора Назарова стала единственным логичным выходом из комплексного регионального кризиса.

2. Действия врио губернатора Омской области Буркова по стабилизации политической, электоральной и социально-экономической ситуации.

Врио губернатора Омской области Бурков был назначен Президентом РФ в формате антикризисного менеджера с задачей стабилизировать ситуацию и навести порядок.

Перед новым врио главы региона, депутатом ГД РФ от партии «Справедливая Россия» Александром Бурковым были поставлены особенно сложные задачи:

примирение конфликтующих региональных элитных групп,

вывод региона из социально-экономического кризиса,

стабилизация политической ситуации,

восстановление вертикали власти.

Проведенный анализ показывает, что за прошедшее с момента назначения врио Александра Буркова полугодие ему удалось остановить негативные процессы и стабилизировать ситуацию, заложив основания для вывода региона из затяжного кризиса.

Политический блок:

перемирие элит,

назначение мэра областного центра,

остановка информационных войн,

создание позитивного информационного фона накануне выборов президента.

Прежде всего следует отметить, что Александр Бурков органически влился в омскую властную структуру, возглавив ее после длительного периода, когда Виктор Назаров по факту не был наиболее влиятельным региональным актором. Бурков стал таковым, при этом в весьма сжатые сроки и невзирая на острый кадровый дефицит.

Особенно стоит отметить проведение выборов мэра областного центра – миллионного Омска в ситуации затяжного конфликта. И представители местных политических сил, и политические эксперты признали, что, проведя через голосование в Городском совете на пост главы Омска фактически своего заместителя – министра экономики областного правительства Оксану Фадину, Александр Бурков «привел элиты к присяге».

В политической сфере восстановлена управляемость территориями, под контролем Александра Буркова проведены выборы мэра г. Омска по новой схеме (одно из самых слабых мест в работе его предшественника, Виктора Назарова), при этом Бурков по требованию президента Владимира Путина обеспечил прохождение самого Назарова в Совет Федерации.

Помимо обеспечения выборов мэра Омска при врио губернатора также сменилась власть в Кормиловском районе, долгое время бывшем самым проблемным из омских муниципалитетов, а в Омском районе обеспечено единогласное переизбрание его главы без выхода элитных противоречий на поверхность.

Александру Буркову в ходе личных консультаций удалось примирить омские кланы, в течение нескольких лет устраивавших войну «всех против всех», при этом даже конфликт в КПРФ фактически остался во внутрипартийном формате.

В политическом плане Буркову также удалось переломить длинный тренд на падение рейтинга власти в регионе. При этом он смог выстроить собственную политическую конструкцию, не зависящую от дискредитированной в регионе «Единой России» и от недееспособного административного ресурса.

В настоящий момент в Законодательное собрание Омской области внесен законопроект, предполагающий самовыдвижение кандидатов на должность губернатора региона, задача которого снять противоречие между партийной принадлежностью врио и поддержкой со стороны «Единой России».

Экономический блок:

получены федеральные субсидии,

организована системная работа с крупными налогоплательщиками,

ведется работа с инвесторами по аэропорту Федоровка,

привлечены возможности «Газпрома» для газификации региона.

В экономическом развитии региона за прошедшее полугодие сделан серьезный шаг вперед: под гарантии Александра Буркова федеральным центром выделены дополнительные средства на развитие региона, под контролем врио губернатора остановлено массовое бегство из региона инвесторов, созданы условия для дальнейшего инвестирования в регион со стороны крупного местного бизнеса (ГК «РУСКОМ», ГК «Титан» и др.), разработана модель для привлечения средств ВЭБ с использованием механизмов проектного финансирования.

Дан старт доработке ряда ключевых инвестиционных проектов, в частности, за право достраивать международный аэропорт Омск-Федоровка борются сразу два крупнейших в стране аэропортовых инвестора.

Врио губернатора Александр Бурков договорился с главой «Газпрома» Алексеем Миллером об увеличении финансирования программы газификации региона в четыре раза.

Первое бюджетное послание врио губернатора получило высокие оценки экспертов. По мнению экспертов, предложения, озвученные врио губернатора Омской области Александром Бурковым в его бюджетном послании, могут заинтересовать бизнес, способствовать снижению оттока молодежи из региона, помогут развитию социальной сферы. Практически все наблюдавшие за посланием поддерживают инициативу Буркова о принятии новой стратегии развития Омской области.

Социальный блок:

«расшивается» проблема дольщиков,

разработана модель льготной ипотеки,

совместно с «Газпромом» принята программа газификации региона,

врио лично занимается устранением социальных кризисов,

выплачена задолженность работникам «Мостовика» с размере 0,6 млрд руб.

В социальной сфере сделаны серьезные наработки в части защиты интересов дольщиков, совместно с ПАО «Сбербанк» разработана модель льготной ипотеки для молодых семей (что в перспективе должно реанимировать строительный комплекс региона и удержать в регионе молодых специалистов).

В отношение проведения капитального ремонта Александр Бурков заявил о необходимости уходить от одного вида работ и предложил комплексный подход при организации капремонта жилого фонда. Данная инициатива получила поддержку со стороны председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галины Хованской.

Бурковым решена важнейшая проблема федерального масштаба: более 20 тыс. работников мостостроительного предприятия «Мостовик» оказались с долгами по зарплате. Врио омского губернатора нашел более чем полмиллиарда рублей и предотвратил сильнейший социальный конфликт в регионе.

Стоит отметить, что врио губернатора Бурков считает необходимым лично участвовать в решении проблем омичей, таких за прошедший период было несколько: это и ситуация со взрывом бытового газа в жилом доме, и экологические ситуации с загрязнением воздуха в Омске метилмеркаптаном. За прошедший период, в частности, введена в действие установка по контролю за состоянием атмосферного воздуха, запущен цех по очистке питьевой воды на «Омскводоканале» и приобретены новые машины скорой помощи.

Электоральный блок:

организована работа регионального штаба по выборам президента РФ,

налажено взаимодействие с политическими партиями,

выстроена работа административного ресурса,

налажена работа в рамках проекта «Комфортная городская среда»,

организована система обратной связи с избирателями и информирования о выборах 18 марта 2018г.

В электоральном поле Александр Бурков также смог сдержать ситуацию в режиме управляемого сценария. Несмотря на то что Омск является одним из наиболее проблемных в политическом смысле городов с высоким уровнем протестных настроений, совместная работа областного и городского штабов на выборах президента с параллельным проведением референдума по благоустройству городских территорий («Комфортная городская среда») позволили избежать развития ситуации по самому драматическому сценарию.

За прошедшее полугодие в регионе были купированы протестные выступления, акции протеста и митинги несогласных.

Представители оппозиционных партий (главным образом КПРФ и ЛДПР) снизили свою активность по сравнению с выборами депутатов ГД РФ осенью 2016г. и местными выборами в Городской совет Омска осенью 2017г. Несистемная оппозиция практически не проявляет себя, экологические протесты на фоне выбросов метилмеркаптана купированы.

Вывод

Федеральные экспертные оценки свидетельствуют о том, что назначение Александра Буркова стало эффективным кадровым решением Владимира Путина в части ротации губернаторского корпуса осенью 2017г. В отличие от большинства других назначенцев последней волны ему удалось избежать критики в местных СМИ, обвинений в коррупции, кумовстве и кадровой некомпетентности.

Фактически Александр Бурков смог переломить ситуацию, остановив наиболее негативные процессы в межэлитных конфликтах, в сфере миграции населения и капиталов, стабилизировав обстановку и заложив основу для поступательного развития региона на следующем этапе.

С точки зрения эффективного антикризисного менеджмента Бурков на первом этапе выполнил возложенные на него президентом задачи по стабилизации ситуации в регионе в период трансферта власти от предыдущего губернатора и на фоне избирательной кампании.

Аналитическая служба «Клуба Регионов»
Версия для печати
Главное
Эксперты: регионам выгодно получение полномочий по управлению особыми экономическими зонами
По мнению экспертов, передача полномочий по управлению ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае с федерального на региональный уровень будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности территории и эффективности реализации проектов. «Регион получает возможность самостоятельно принимать решения и администрировать, привлекать необходимое финансирование и направлять собственные средства, минуя все соглашающие процедуры с федеральным центром», — отметил замдиректора Института региональных исследований ВШЭ Евгений Плисецкий. Полномочия по управления ОЗЭ «Бирюзовая Катунь» были переданы краю в 2016г. А с 1 июля региону переданы объекты инженерной инфраструктуры особой экономической зоны.