Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
2 сентября 2013

Эксперт: избирательной кампании Собянина нужен апгрейд

По мнению директора исследовательского холдинга «Минченко консалтинг» Евгения Минченко, кандидату в мэры Москвы Сергею Собянину необходимо не «мелькать в телевизоре с добрыми делами», а вести более яркую кампанию, «рассказывать сторонникам, почему надо прийти на выборы и голосовать именно за Собянина». Уже предпринятый им нестандартный ход – его песня на радио – вызвала негативный отзыв музыкального критика Артемия Троицкого, по словам которого «эксперимент с поющим Собяниным» мог даже лишить его части голосов избирателей, «поскольку и выглядело это все, и звучало крайне неубедительно».   

Эксперты холдинга «Минченко консалтинг» в докладе «Политические стратегии кандидатов в губернаторы - 2013» отметили «незаметность» предвыборной кампании врио мэра Москвы Сергея Собянина на фоне яркой кампании его основного соперника Алексея Навального. По мнению аналитиков, штабу Собянина стоит активизироваться в оставшееся до выборов время, чтобы мобилизовать свой электорат, несмотря на то что различные социологические службы прогнозируют победу Собянина в первом туре. Так, по последним данным «Левада-центра», за врио мэра готовы проголосовать 58%, за Навального – 18%. По данным ВЦИОМ, избирательный рейтинг Собянина составляет 62%, Навального - 15%. Аналитики исследовательского центра «Комкон» дают Собянину 63%, Навальному - 19%.

По мнению руководителя исследовательского холдинга Евгения Минченко, в штабе Собянина верят опросам и надеются на низкую явку. «Явка низкая, т.е. сторонники оппонентов не придут, а они административно приведут за ручку своих избирателей. Ровно так лужковская команда всегда и работала в Москве. Но на этих выборах партия власти впервые сталкивается с феноменом эмоционально заряженного и отмобилизованного электората оппонента… Проблема власти в том, что за Навального голосовать нестрашно, раз он все равно не победит, не надо задумываться о том, каким он будет мэром, а вот фигу власти показать – это вот наши с удовольствием. И эта мотивация может в последний момент добавить Навальному процентов», - пояснил Минченко «Клубу Регионов» и подчеркнул, что, хотя вероятность второго тура невысокая, «на самом деле она есть».

Многочисленные прогнозы социологических служб, по мнению Минченко, только создают проблемы самому Собянину: «Высокая уверенность кандидата, что он выиграет выборы, снижает явку избирателей (его сторонников)». Если на выборах Собянин получит не 61%, а 53-54%, то, по словам эксперта, у избирателей возникает мотивация «выходить на улицы и требовать второго тура»: «А кампания Навального как раз заточена не столько на получение результатов, сколько на создание актива, который потом можно вывести на улицу». По мнению Минченко, действующему градоначальнику стоит больше «двигаться»: «Оборонительная стратегия лидера должна включать апгрейд в ходе кампании и копирование сильных ходов оппонента. Ни того ни другого Собянин не делает».

Последняя неделя перед выборами, по словам Минченко, «мотивационная», и мало просто «мелькать в телевизоре с добрыми делами», как Собянин. Вместо этого кандидату следует «рассказывать сторонникам, почему надо прийти на выборы и голосовать именно за Собянина»: «Вот у сторонников Навального эта мотивация есть. А у сторонников Собянина – нет, и образа врага нет».

Музыкальный критик и общественный деятель Артемий Троицкий охарактеризовал кампанию врио мэра на примере его выступления на «Авторадио». Музыкальный номер с участием Собянина Троицкий назвал «банальностью». Эксперт отмечает, что по «натуженному лицу» Собянина в момент исполнения песни видно, что пел он «подневольно», «из-под палки». «Я так понимаю, что пиарщики ему сказали, что хорошо бы сделать такую акцию, чтобы чуточку приблизить Собянина к народу», - сказал Троицкий «Клубу Регионов». Он особо отметил тот факт, что «эксперимент с поющим Собяниным» проходил на «Авторадио», которое ранее отказалось выпускать предвыборные материалы Навального. «По-видимому, «Авторадио», чтобы замолить свои грехи, что они вообще даже согласились когда-то дать в эфир рекламные ролики Навального, устроили этот джем-сейшн Собянину, но не думаю, что это дало ему хоть один лишний голос. Скорее, это могло его нескольких голосов лишить, поскольку и выглядело это все, и звучало крайне неубедительно», - считает Троицкий.

Разницу в цифрах избирательного рейтинга Собянина (от 50% до 63%), озвучиваемых различными социологическими компаниями, директор проектов Фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова считает «допустимой». Противоречивость данных она объясняет различиями в технологиях, которые используют в опросах социологи. «Если мы говорим о прогнозах основных социологических компаний – ФОМ, «Левада», ВЦИОМ – различия связаны с тем, что прогноз – это мыслительный эксперимент, прогностическая реконструкция выборов... Мы можем показать тренды, тенденции. Но если бы у всех троих совпадали бы прогнозы, это вызвало бы еще большие подозрения в том, что выборы предсказаны, предопределены», - пояснила Паутова «Клубу Регионов». 

Версия для печати