Магаданский губернатор Носов:  объединение, восстановление Русского мира остановить невозможно
11 марта 2021

Эксперты обсудили введение в регионах должности советника директора школы по воспитанию

В России запущен пилотный проект по внедрению в школах должности советника директора по воспитательной работе. Участие в эксперименте принимают 10 регионов. Эксперты по-разному оценивают перспективы введения такой должности в школах. Ряд из них видят в этом реакцию властей на участие молодежи в несанкционированных митингах. По мнению других, важно наладить единую систему воспитательной работы в школах.

Министр просвещения России Сергей Кравцов заявил, что в рамках данного проекта не предполагается проведение какой-либо идеологической работы с детьми. Школьникам планируется прививать семейные ценности.

Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что введение в школах советников по воспитательной работе обусловлено в первую очередь политическими причинами: «Сейчас ситуация в стране типологически напоминает весну 2017г., когда Навальному на короткий период времени удалось мобилизовать молодежь младшего возраста. И власть тогда попыталась на это отреагировать активизацией молодежных программ. Сейчас происходит то же самое. У власти есть опасения, что протесты продолжатся и их мотором будет выступать молодежь. Поэтому сейчас есть импульс со стороны верховной власти делать ставку на работу с молодежью на тех площадках, которые под контролем власти. И на этот импульс исполнители реагируют кто как может, в силу своих компетенций, должностей. Власть в лице близких к ним структур и образовательного блока правительства отреагировала введением соответствующих должностей в школах. Это люди, которые проводили бы то, что в советское время называли идеологической работой, неважно, как это сейчас будет называться».

Необходимость введения в школах должностей советников директоров по воспитательной работе отметила исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещёва: «Здесь мы отталкиваемся в первую очередь от запросов самих детей, это наша принципиальная позиция. В настоящее время есть три фактора, осложняющие воспитательный процесс школы: первое – большая учебная нагрузка педагогов, второе – недостаток реальных механизмов стимулирования результатов воспитательной работы, третье – это вал рассогласованных воспитательных мероприятий со стороны государственных и общественных институтов. И, как следствие, море бумажных отчетов, непонятных для детей мероприятий. И, действительно, для каждого ребенка интересной школьная жизнь не становится. Нужны люди, кто будет непосредственно работать и жить интересами детства».

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко подчеркнула, что усиление воспитательной работы в школах будет способствовать  формированию патриотически ориентированных личностей: «Полное название данной должности – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями – и определяет ее функционал. Опираясь на сеть общественных и молодежных организаций, советникам предстоит вовлечь ребят в проекты, пригласить к участию в мероприятиях, которые позволят сформировать поколение пассионарных и неравнодушных граждан, желающих участвовать в развитии своей страны».

Первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин считает, что советники по воспитательной работе должны формировать в школах свою повестку, а не контролировать работу педагогов: «Реализация такого проекта связана с принятием президентского закона о воспитании. Его эффективность покажет эксперимент. Учителя и отчасти директора школ не вполне понимают функционал такого советника. Если это будет реальный организатор воспитательной работы, это хорошо, если это будет смотрящий за тем, как организуют воспитательную работу учителя, то это будет бюрократическая надстройка. Политические причины введения такой должности, вполне вероятно, тоже есть, поскольку среди молодежи распространены разные настроения. Но эффективность этого эксперимента в любом случае будет зависеть от того, чем будет заниматься советник. Поэтому время покажет».

Политолог Салин сомневается в эффективности реализации проекта по введению в школах советников по воспитательной работе: «Всё больше наблюдается на всех уровнях власти кризис управляемости. Он выражается в том числе в том, что исполнители работают не на результат, а на процесс и для галочки. Кроме того, есть вероятность, что работа в школах будет проводиться теми людьми, которые не на одной волне с молодежью. В итоге это может дать нулевой результат, а иногда даже отрицательный».

В число регионов, где уже должны появиться советники директоров школ по воспитательной работе, вошли: Ставропольский край, Нижегородская, Вологодская, Калининградская, Брянская, Омская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области и Севастополь. Эксперимент продлится в течение года. После школьники и родители оценят проведенную работу. По результатам с 2022г. должность советника директора по воспитательной работе может быть внедрена во всех регионах.

Версия для печати