t.me/clubrf
Политолог Крашенинников:  полпред президента Цуканов устал быть свадебным генералом и хочет стать свердловским губернатором
12 ноября 2019

Сергей Старовойтов: Всем хочется, чтобы губернаторы были такими же яркими, как Грета Тунберг

На семинаре для вице-губернаторов, организованном администрацией президента, успешным предвыборным кейсом назвали «слезу Осипова» – трогательную реакцию врио губернатора Забайкалья на историю женщины, которая воспитывает ребенка-инвалида. Оценивая новые практики АП, политолог, гендиректор «Клуба Регионов» Сергей Старовойтов считает, что в условиях развития политтехнологий происходит политическая эволюция, которая требует от губернаторов не только выстраивать прямой диалог с гражданами, но и быть более эмоциональными, артистичными и креативными, чтобы пробивать фильтры, которые ставит избиратель. «Но мы же понимаем, что условный губернатор Рязанской области никогда не станет новой Гретой Тунберг или Навальным, но всем хочется, чтобы губернаторы были такими яркими», – говорит Старовойтов.

«Сейчас происходит активный поиск новых технологических решений. Участники избирательных кампаний понимают, что способы, которые существовали ранее, на их взгляд, перестали действовать. Поэтому идет поиск новых чудодейственных рецептов, поэтому такое значение придается ситуативным удачам, как, например, слезам губернатора Осипова. Но ведь понятно, что такое поведение нельзя ввести в систему, ведь это человеческая реакция, она должна быть искренней. К тому же губернаторы у нас не профессиональные актеры, которые могут уместно это отыграть, а на образ многих из них такого рода чувствительность просто не ляжет. Но мы видим, что из таких частных вещей пытаются сделать технологию.

Эти указания звучат так: плачьте на встречах и все заведите себе «Инстаграм». Но это решения разного порядка: одно – это ситуативный ход, другое – технологическое решение по выстраиванию личных каналов коммуникации с избирателями. Все это восходит к уверенности в том, что старые технологии, которые позволяли контролировать набор голосов и победу, стали не столь эффективными. Медиапотребление аудитории изменилось, появилось множество каналов коммуникации, переток от телесмотрения к интернет-потреблению. Появились новые способы упаковывания информации. В частности, большие материалы никто не читает, весь продукт надо разбивать на какие-то микропорции, иначе потреблять его не смогут, то есть нельзя в одной листовке донести одну идею до избирателя – ее нужно раздробить на десяток или тысячу микросообщений и запустить их по всем возможным каналам, чтобы бомбардировать избирателя одной и той же темой.

Вот так мы эволюционируем в связи с тем, что появились новые технологии. И политики, естественно, пытаются на это реагировать. Но все технологии, которые предлагаются сейчас, так называемые кейсы, – это технологии, проверенные в рамках только одной кампании, и рекомендации всем их использовать, на мой взгляд, являются ошибкой. Нельзя по одному эпизоду делать всеобъемлющие выводы, эти решения надо повторять несколько раз, и потом уже признавать их успешными либо неуспешными.

Ровно то же самое происходит с «новым популизмом» и «новой искренностью». Никто не понимает, что это за зверь такой, но все пытаются это делать. Мы вообще все заложники громких терминов: то у нас модернизация, то у нас нанотехнологии, то цифровизация, сейчас вот в моде искусственный интеллект. И все пытаются как-то адаптировать свою реальность в погоне за этими модными словечками. Вот сейчас у нас появилась «новая искренность», но мы же понимаем, что условный губернатор Рязанской области никогда не станет новой Гретой Тунберг или Навальным, но всем хочется, чтобы губернаторы были такими яркими. В конечном итоге от губернаторов требуют быть более артистичными, подавать политический контент в развлекательной упаковке, быть более эмоциональными в общении с избирателем, потому что прежний градус эмоций уже не пробивает фильтры, которые ставит избиратель. По сути, от губернаторов требуют гиперболизации эмоций. Но как это можно применить к существующим губернаторам? Ну, может быть, в дальнейшем на семинарах будут востребованы тренеры по ораторскому и актерскому мастерству.

Действия нынешней администрации президента в итоге сводятся к одному: не имея возможности дать четкие рецепты и технологии, она определяет на этих семинарах тенденции, убеждая региональные администрации включать креатив. Им говорят: «Ребята, вот вам тенденция, а вы давайте идите и что-нибудь придумайте. Те из вас, кто придумает наиболее успешные решения, поделятся с товарищами, и мы это будем внедрять. А те, у кого не получится, будут наказаны. Но идите и хоть что-то делайте». Ну а если резюмировать, то своими семинарами администрация президента показывает, что вице-губернаторам недостаточно быть просто аналитиками, им надо быть еще и криейторами. Собственно, это мы и получаем в сухом остатке».

Версия для печати