Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
21 апреля 2014

Анализ региональной политики за 14–20 апреля 2014г.

На прошедшей неделе федеральные ведомства подводили итоги, и они оказались тревожными. Неэффективность ряда ведомств очень велика, бюджетная система разбалансирована, геополитические катаклизмы требуют затянуть пояс. Однако нежелание федеральной власти сейчас идти на сокращение расходов и формировать у населения ощущение прямой причинно-следственной связи между присоединением Крыма и ухудшением жизни диктует модель «бюджетного бонапартизма». В чем она заключается – в нашем сегодняшнем обзоре.

Государево слово и дело

Президент РФ Владимир Путин пообщался с населением России в рамках очередной прямой линии, которая ожидаемо оказалась посвящена в основном Крыму и ЖКХ. Основные тезисы президента можно свести к следующим: значительная часть флота будет переведена в Крым из Новороссийска; оборонные заказы крымским предприятиям будут только увеличиваться (первый заказ от Минобороны на 5 млрд руб. уже поступил); переход к рублю произойдет в течение ближайшего месяца; на жителей Крыма распространятся все социальные гарантии, предусмотренные законодательством РФ; в Крыму будет создана свободная экономическая зона; отношения с Китаем – на беспрецедентно высоком уровне и будут развиваться дальше; инфляцию предполагается удержать в пределах 6-6,5%; субсидии аграриям в 2014г. составят 170 млрд руб.; Россия будет работать над деблокадой Приднестровья, опираясь на мнение приднестровцев; никакие выплаты в связи с присоединением Крыма не будут сокращены, а скромное повышение – это лучше, чем понижение.

Для развития Крыма, по словам первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова, придется либо занять на внешнем рынке или у внутренних фондов (расходовать госрезервы), либо для двух новых субъектов Федерации изменить бюджетное правило, ограничивающее расходы «нефтегазовых» денег. Счетная палата не поддерживает мнение Шувалова об изменении бюджетного правила, считая это фактором снижения доверия к власти и увеличения неопределенности.

Принять решение группа вице-премьера Дмитрия Козака должна до конца августа (в настоящее время правительство определяется с финансированием всех госпрограмм до 2018г., то есть до конца «политического цикла»). Остальным жителям страны Шувалов дал гарантию, что ограничений по обороту валюты не будет: в правительстве «все сразу отвергли эту мысль».

Прогнозы правительства: дальше будет только хуже

На заседании расширенной коллегии Минфина председатель правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что экономическая ситуация «продолжает ухудшаться» – за I квартал темпы роста экономики снизились до 1%. 2014г. признан наихудшим годом с кризисного 2008г. Все финансисты дружно требуют сокращения госрасходов, особенно по отношению к их неэффективным распорядителям. По мнению министра финансов РФ Антона Силуанова, так и не удалось решить проблему сбалансированности региональных бюджетов.

Негативный прогноз дает и министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев: за I квартал инвестиции сократились на 4,8%, что вкупе с ростом социальных расходов мешает экономическому развитию. Производительность труда в России ниже, чем в США, в 2,5 раза, а состояние системы государственного управления не позволяет ожидать «рывка» в ближайшее время. По мнению Минфина, федеральные ведомства воспринимают госпрограммы лишь как средство выбить лишние деньги, не сформулировали цели и инструменты развития своих отраслей. Межведомственное взаимодействие налажено плохо и порождает «всеми согласованные, но никчемные» документы (в этом контексте совершенно логично выглядит то, что Владимир Путин, замкнувший на себя значительные полномочия, наконец-то вознаградил за это увеличением денежного содержания себя и Дмитрия Медведева сразу в 2,65 раза).

Минфин все настойчивей предлагает перейти к консервативной расходной политике, и велика вероятность, что руководство страны хотя бы отчасти к этим призывам прислушается. Силуанов не согласен с прогнозом Минэкономразвития по росту ВВП на 0,5% в 2014г., считая этот прогноз слишком оптимистичным, и предлагает ужесточить правило определения бюджетного дефицита.

На коллегии Минэкономразвития Дмитрий Медведев заявил, что для стимулирования малого и среднего бизнеса в 2014г. предполагается передать регионам право предоставлять ему двухлетние налоговые каникулы, расширить доступ к участию в конкурсах закупок крупных госкомпаний и естественных монополий.

Медведев косвенно признал сохраняющуюся терминологическую и правовую неопределенность с ОЭЗ и ТОР. Прискорбно, что столь масштабные реформы начаты при непонимании сути их основного механизма.

Региональные бюджеты: ужать расходы, изыскать резервы

Министерство регионального развития подвело итоги анализа региональных бюджетов в части накопленных долгов. Общий объем государственного и муниципального долга – свыше 2 трлн руб. (3% ВВП страны или 14 тыс руб. на каждого россиянина). Треть всего регионального долга сконцентрировали Москва, Татарстан, Краснодарский край и Московская область. Наименьшую долговую нагрузку несут Алтайский и Пермский края, Санкт-Петербург, Иркутская и Тюменская области, Ненецкий АО и Чечня.

Минфин планирует провести аудит эффективности налоговых льгот и ввести мораторий на новые льготы, приводящие к выпадению доходов региональных бюджетов. Поддержать муниципальные бюджеты планируется поэтапным введением налога на недвижимость для физлиц с 2015г. (предполагаемые поступления около 140 млрд руб.).

Кроме того, Минфин предлагает сократить число субсидий регионам, расширить права последних в социальной поддержке граждан.

Так как вопрос сбалансированности региональных бюджетов признан ключевым, то Минфин собирается следить за бюджетами субъектов на этапе их подготовки. За регионами с долгом свыше 50% от объема доходов предлагается установить контроль, аналогичный надзору над дотационными регионами.

Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова подтвердила, что финансовое положение регионов осложнилось: число субъектов с дефицитным бюджетом выросло с 67 до 77. В то же время и на федеральном уровне, по ее словам, ситуация неблагоприятна: ряд ведомств, например Минвостокразвития, недостаточно хорошо исполняют бюджет на протяжении ряда лет. Единая методология расчета стоимости мероприятий, предусмотренных майскими указами, до сих пор отсутствует, и регионам не на что ориентироваться. Перечисляемые в конце года в огромном объеме трансферты расходуются некачественно: значительная часть остается неосвоенной и возвращается в центр (так, в январе 2014г. объем возвращенных остатков превысил прошлогодний в 2,7 раза).

Тяжкая мэрская доля: иных уж нет, а те далече

Традиционными уже стали еженедельные задержания одних мэров и приговоры другим. Глава Уссурийска (Приморский край) отстранен от должности после возбуждения уголовного дела по статье «Халатность». Общественность и горадминистрация полагают, что в деле присутствует «политическая составляющая».

Экс-мэр Братска (Иркутская область) Александр Серов получил 6,5 лет строгого режима за вымогательство взятки у предпринимателя. Губернатор области Сергей Ерощенко ранее активно участвовал в разрешении затянувшегося «братского кризиса», а в настоящее время поручил выделить второму по численности городу региона свыше 670 млн руб. Таким образом, усилиями регионального руководства ситуация в «северной столице Иркутской области», несмотря на паралич муниципальной власти, сохраняет управляемость. Прогноз можно дать обнадеживающий.

Еще двух мэров отправили в отставку «без последствий». Глава Пермского края Виктор Басаргин инициировал отставку мэра Кудымкара Анатолия Голубкова за «конфликт интересов». Горсовет Оби (Новосибирская область) отправил в отставку мэра Андрея Нешина – за результаты работы, второй год подряд признаваемые неудовлетворительными. Стоит отметить, что перед отставкой Нешин пытался вступить в ОНФ, однако там заявили, что «пока никого из руководителей-чиновников в ряды общественной организации не принимают».

Региональные вертикали власти

Госдума приняла в первом чтении поправки в законодательство, отменяющие прямые выборы мэров (впрочем, силами исключительно «Единой России», все остальные парламентские и внепарламентские партии высказались против). Минфин, верный принципу «сокращать любые расходы», предложил институт сити-менеджера вообще отменить, совместив посты мэра и главы администрации.

Нижняя палата еще только рассматривает законопроект, а Ставропольский край уже начал отказываться от прямых мэрских выборов: поправки приняты в Кисловодске и Михайловске. Наряду с введением районных полпредов данная мера призвана повысить управляемость и ускорить темпы роста лояльности местных элит врио губернатора Владимиру Владимирову.

С серьезными проблемами столкнулся активно подминающий под себя муниципальное пространство губернатор Московской области Андрей Воробьев, добивающийся отставки всех нелояльных мэров. Лоббируемый им проект объединения городов Королева и Юбилейного «забуксовал» по причине нежелания как жителей, так и муниципального руководства. Высказываются против и жители городов Дзержинский и Котельники (мэр Дзержинского отправлен в отставку), столь же велико противление жителей Подольского района и городов Подольск и Климовск, Коломны и Коломенского района. Разумеется, легко увольняемые сити-менеджеры – мечта Воробьева, так как «победить» всех муниципалов ему пока не удалось.

Принципиально иного характера принято кадровое решение в Волгоградской области – впервые региональный политсовет ЕР принял решение о фактическом самороспуске. По масштабу такое решение можно сравнить с надпартийными праймериз в Москве.

Масштабную новацию готовят власти Москвы и сейчас, предлагая ради выборов в Мосгордуму изменить порядок формирования Совета Федерации и разрешить делегировать в верхнюю палату парламента депутатов Госдумы. Возможная причина данной инициативы – нежелание проводить довыборы после избрания депутатами сенатора из своего состава. Учитывая очень высокое положение мэра Москвы Сергея Собянина в рейтинге лоббистов, можно, с высокой долей вероятности, предположить, что данный проект будет реализован.

У кого из губернаторов проблемы с «бывшими»

Сразу два губернатора подверглись нападкам со стороны региональных «тяжеловесов». Так, глава Красноярского края Лев Кузнецов был раскритикован Анатолием Быковым, главой местного отделения «Патриотов России», экс-главой Красноярского алюминиевого завода. Быков вскоре после погашения судимости намерен баллотироваться на пост губернатора.

Глава Башкирии Рустэм Хамитов в очередной раз подвергся нападкам прежнего руководителя (в свое время одного из самых влиятельных губернаторов) Муртазы Рахимова. Рахимов вновь раскритиковал Хамитова за несамостоятельность и плохие результаты и впервые назвал возможных преемников.

Страх и ненависть в Дагестане

Новости из Дагестана по-прежнему напоминают фронтовую сводку. На прошлой неделе был убит депутат Народного собрания республики – заместитель председателя комитета по бюджету вместе со своим водителем. Можно только предположить, что весной в беспокойной республике могут участиться покушения на отвечающих за формирование бюджета, летом – за проведение тендеров, зимой – за бюджетный контроль.

Крым: власть обретает свои черты и структуру

Владимир Путин подписал указ о назначении Сергея Аксенова и.о. главы Республики Крым. Назначенный глава отчитался президенту о ситуации. В Крыму ежедневно на руки выдается около 20 тыс. паспортов РФ, власти республики рассчитывают провести выборы в единый день голосования – 14 сентября. Крымская и севастопольская легислатуры будут на 25% комплектоваться одномандатниками, а на 75% – партийцами, что повышает актуальность скорейшей регистрации отделений партий (пока не зарегистрирована ни одна, несмотря на значительный потенциал, о котором мы писали в материале «Новая земля» для российских партий: как и с кем работать в Крыму?»).

Аксенов положительно оценил взаимодействие с федеральными органами и регионами, отметив, что каждый регион-«шеф» имеет в Крыму «патронатную структуру», а сам Крым направляет делегации в регионы на обучение. Стоит отметить, что, по словам главы думского комитета по законодательству Павла Крашенинникова, правоохранительные и судебные органы новых регионов сейчас практически не работают.

Если назначение Аксенова было ожидаемо, то кадровое решение в Севастополе стало внезапным: на встрече с президентом «народный мэр» Алексей Чалый предложил создать агентство по развитию Севастополя и заявил о своем желании участвовать в его работе, а на пост мэра предложил бывшего заместителя, командующего Черноморским флотом, вице-адмирала Сергея Меняйло, охарактеризовав последнего как «человека с безупречной военной управленческой репутацией, очень успешного кризис-менеджера, помогавшего в формировании отрядов самообороны Севастополя».

Госсовет Крыма активно развил законотворческую деятельность, приняв три законопроекта: о себе, об общественной палате (40 человек, по 20 от законодательной и исполнительной власти, что несколько противоречит российской практике) и о системе республиканских органов исполнительной власти (перечень региональных ведомств более разнообразен по сравнению с остальными субъектами Федерации). На следующей неделе планируется рассмотрение сразу 100 законов.

Минрегион представил правительству РФ проект создания в двух новых регионах игорных зон, что может повлечь введение в законодательство очередных исключений. Болезнь «крымских исключений», охватывающая федеральные структуры, – тревожный фактор: непонятно, как можно вовлекать новые регионы в правовое пространство страны, одновременно превращая их в нормативно-правовой «анклав».

Прошедшая неделя ознаменовалась критикой федеральными органами не регионов, а самих себя: за неэффективную работу, за отсутствие четких регламентов и даже целей, за плохое доведение до регионов сведений и средств. В ситуации тотальной некомпетентности присвоение ряду регионов статуса «шефов» над районами Крыма выглядит настоящим «сертификатом качества», впору вводить аналогичный механизм шефства одних регионов над другими. Региональные политические системы стали несколько более конкурентными в политическом смысле, о необходимости их большей экономической самостоятельности регулярно говорят в Москве, однако соответствующие меры либо не принимаются, либо выглядят откровенным паллиативом.

Версия для печати
Главное