прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
27 января 2014

Анализ региональной политики за 20–26 января 2014г.

Давосские прогнозы: рост долгов

Если обзор прошлой недели был связан почти исключительно с политическими событиями, то данный концентрируется на событиях из сферы государственного управления.

Главным международным событием стал экономический форум в Давосе. В этот раз российские власти сменили тактику: от попыток привлечения инвестиций в страну в целом перешли к их привлечению в отдельные регионы, наиболее привлекательные для инвесторов (Калужская и Ульяновская области, Татарстан), посвятив этому ряд мероприятий. Заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович, возглавивший делегацию России, презентовал субъекты Федерации на круглом столе «Российские регионы – точки роста». В рамках форума состоялся круглый стол Красноярского края, на котором состоялось обсуждение точек роста Сибири. По имеющейся у «Клуба Регионов» информации, возможно появление федеральной целевой программы развития Западной Сибири, аналогичной программе развития Дальнего Востока. Данный шаг можно трактовать как понимание нелогичности ситуации, когда ряд регионов оказываются явно «брошенными», особенно по сравнению со столь же явно выделяемыми соседними субъектами Федерации.

Во время форума председатель правительства Дмитрий Медведев дал интервьютелекомпании CNN, где выразил озабоченность экономической ситуацией в России, отметив при этом снижение безработицы и уменьшение долга. Именно улучшение ситуации с долгом и позволило, по словам председателя правительства, снять мораторий на внешние заимствования регионов.

Манипуляции с долгом и дефицитом

Если на федеральном уровне ситуация с долгом позволяет сохранять оптимизм, то на региональном – становится все более тревожной: прогнозируемый бюджетный дефицит регионов превысит 10% ВВП к 2018г., что говорит о непосильной бюджетной нагрузке. В каждом десятом регионе расходы на зарплату бюджетников могут превысить половину всех текущих расходов. Возможно, поэтому снятие моратория на внешние заимствования сопровождалось подготовкой другого решения – о перенаправлении субсидий на выполнение майских указов. Один из вариантов - перенаправление средств субсидий, не связанных с реализацией майских указов, на непосредственное их исполнение. Также предлагается сузить перечень медработников, которым планировалось повысить зарплату.

Перенаправление средств снизит катастрофическую нагрузку на региональные бюджеты, но при этом существенно сократятся «бюджеты развития», что отрицательно скажется на экономике регионов в будущем, и будет негативно воспринято регионами-«локомотивами».

Кроме субсидий, правительство планирует предоставить регионам межбюджетные трансферты (по 3 млрд руб. в 2014 и 2015гг.) – на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров (МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг. По словам Дмитрия Медведева, к концу 2015г. число МФЦ должно вырасти с 848 до 3000 и особая роль в этом принадлежит регионам. Условий трансферта два: наличие региональных расходов на создание МФЦ и наличие схемы их размещения. Отметим, что выделение средств - это не вопрос дополнительных «бонусов», а поддержка в реализации уже принятого решения. По большому счету, от региональных властей сейчас зависит, будут они строить МФЦ за свой счет либо с некоторой помощью федеральных властей.

Все принятые меры означают существование нескольких тенденций: сокращение социальных расходов, продолжение курса перекладывания нагрузки на регионы, балансировка процесса. Последнее выражается в намерении подключить к решению социальных проблем бизнес. После встречи Медведева с экспертным советом при правительстве было озвучено намерение привлекать для решения социальных задач частный сектор ввиду невозможности решать эти задачи исключительно силами государства и отмечена «необходимость установить на уровне федеральном и региональном очень четкие лимиты на 2014г. по государственному заказу социальных услуг со стороны негосударственного сектора».

Президентско-общественный контроль над контролем

Помимо межбюджетных отношений, прошедшая неделя ознаменовалась и рядом решений в сфере контроля. По поручению Владимира Путина Совет по правам человека при президенте РФ доработал и представил главе государства законопроект, предусматривающий создание единой системы общественного контроля: граждане и общественные организации получат право проверки финансовых документов госструктур, а также организаций-подрядчиков (причем без решения суда); планируется введение единых стандартов реагирования на обращения и жалобы граждан. Кроме того, по словам сопредседателя президиума СПЧ Евгения Боброва, «президента заинтересовало предложение об организации при его администрации структуры, которая бы осуществляла, так сказать, "контроль за ведомственным контролем"». Речь идет о подразделении, которое будет заниматься жалобами на чиновников любого субъекта Федерации и организовывать проверки. Предполагается, что президент внесет законопроект в Госдуму до 1 марта. Учитывая, что президентские законопроекты рассматриваются в особом порядке, а случаи их отклонения неизвестны, то должностные лица в регионах и ведомствах могут начинать готовиться к усилению «контроля над контролем».

Усилить контроль над чиновничеством призвано и решение о расширении списков госслужащих, подлежащих обязательной ротации. Само решение принято еще в 2011г. и действует с 1 января 2013г. В настоящее время подобная норма распространяется на чиновников федеральных ведомств и их территориальных органов, расположенных в регионах. Стоит отметить, что разработанный порядок ротации не предусматривает каких-либо консультаций с руководством регионов. Предложенные в конце 2013г. поправки предусматривают распространение этой нормы на аппараты полпредов президента в федеральных округах. Об органах власти субъектов Федерации речи пока не идет.

Таким образом, прошедшая неделя отмечена попытками федеральной власти реализовать стратегию «финансового бонапартизма»: сохраняя социальные обязательства и возлагая их в основном на регионы, попытаться снизить давление на бюджеты субъектов Федерации, а также усилить контроль над федеральной бюрократией. Регионам остается только своевременно пользоваться периодически возникающими бюджетными возможностями.

Имидж – ничто, межнациональные отношения и хозяйство – всё

На прошлой неделе в регионах состоялся целый ряд событий - как политических, так и социально-экономических. Каждое из них готовилось на протяжении долгого времени, и тем выше их значимость.

Самой насыщенной на политические события стала Москва. Мосгордума одобрила закон о переходе к мажоритарной избирательной системе, а мэр Сергей Собянин продолжил активно позиционировать себя как сторонника чистых выборов, устраняя тем самым угрозу любых упреков со стороны оппонентов. В отличие от своих коллег Александра Бердникова и Никиты Белых, которые пока ограничиваются обещаниями чистых ичестных выборов, Собянин пригрозил увольнять подчиненных за нарушения на выборах в Мосгордуму. Учитывая высокую активность Собянина, можно предположить, что мэр будет активно влиять на избирательную кампанию, но в рамках fair play, что в каком-то смысле обезоружит его идеологических оппонентов. Мэрская кампания показала, что в данной стратегии есть смысл.

Несмотря на успехи на избирательном поле, Собянину не удается снизить накал межнационального вопроса. Глава города уже три месяца оставляет без внимания выступления жителей Новокосино против строительства гостиницы для мигрантов, и это в то время, как в другом районе – уже знаменитом Бирюлево (Восточное) - состоялся новый народный сход, а министр МВД требует усилить борьбу с растущей в столице этнической преступностью и обеспечить безопасность жителей спальных районов. По итогам 2013г. (этническая преступность выросла на треть) в ГУ МВД по Москве будет прислана проверка, и данный факт главе сложнейшего субъекта Федерации игнорировать нельзя.

Богата на события (как положительные, так и отрицательные) оказалась и Воронежская область. Губернатор Алексей Гордеев не смог отстоять пригородные электрички в противостоянии с РЖД, получив от них обвинения в популизме. Регион, по словам РЖД, имеет долг перед компанией почти в миллиард рублей. Кроме того, губернатор оказалсявтянут в уголовное дело в отношении его бывшего подчиненного и в ближайшее время будет допрошен в качестве свидетеля. С другой стороны, эти имиджевые потери компенсируются натурализацией главы крупного российско-немецкого агрохолдинга, работающего в Воронежской области, а также официальным вхождением области в Еврорегион «Донбасс», что будет сопровождаться сотрудничеством муниципалитетов, облегчением пересечения границы, совместными проектами регионов. Позитивный эффект от двух «евроориентированных» событий с лихвой перекрывает негативные события.

Кипящий юг: убийства, казачьи дружины и московские задержания

Другой губернатор, втянутый в уголовное дело, – Александр Ткачев, учредивший в Краснодарском крае казачьи дружины и призвавший «выдавливать» кавказцев, приехавших «на дурака», заниматься провокациями или неправомерным бизнесом». Удивительно не только то, что зашла речь об уголовном деле, но и то, что правозащитники и правоохранительные органы занялись этим только сейчас, спустя полтора года после знаменитых высказываний, на которые тогда отреагировали многиеполитики и общественные деятели. То, что делу дан ход именно сейчас, свидетельствует о возможном недовольстве Кремля Ткачевым.

Несмотря на столь неожиданный и неприятный поворот, тема казачьих дружин популярности не теряет: губернатор Волгоградской области Сергей Боженов решил создавать в регионе постоянные казачьи патрули, что говорит о распространении краснодарской практики.

К сожалению, распространяются не только положительные практики. Так, в Ставропольском крае вновь найдены машины с расстрелянными людьми – на этот раз полицейскими. Регион, помещенный в один федеральный округ с кавказскими республиками, оказывается перед угрозой превращения во «второй Дагестан». Расползание угрозы требует от врио губернатора Владимира Владимироварешительных действий, дабы не оказаться в неловком положении явно беспомощного дагестанского коллеги.

Дагестан вновь потрясли кадрово-уголовные происшествия. После того как в Москве был задержан по подозрению в мошенничестве вице-премьер республики, Рамазан Абдулатипов сначала объявил о чистоте всех людей, приведенных им во власть, и о своем доверии к ним, а затем отправил в отставку ряд должностных лиц. Что характерно: вице-премьер был задержан в Москве, а не в Дагестане, что вызвано затруднениями у республиканского УФСБ. Уголовное дело в отношении задержанного ранее мэра Махачкалы Саида Амирова застопорилось, и опять-таки после подключения к делу УФСБ. Все это в очередной раз наводит на мысль о полном хаосе в республике и о неспособности на данный момент высшей региональной власти взять ситуацию под контроль.

Кировская область: ничего, кроме выборов

Все события вокруг Кировской области и ее главы связаны сугубо с предстоящими выборами и электоральной судьбой Никиты Белых. Вдобавок к уже привычному противостоянию с КПРФ (а также ЛДПР), которые на сей раз грозят помешать разрешению самовыдвижения, добавилось заявление «единственного губернатора-либерала», что он может выдвинуться от «Единой России», оппозиционером не является и с Алексеем Навальным давно не общается и идеологически не поддерживает.

В контексте признания Никиты Белых скептически можно отнестись к попыткам оппозиции объединиться перед выборами мэра Новосибирска, где оппоненты кандидата власти заявили о намерении координировать свои усилия и – при необходимости – выдвинуть единого кандидата. На примере Белых предельно ясно видно, чего стоят слова оппозиции и насколько ее представители готовы их держать, поэтому, с изрядной долей вероятности, можно прогнозировать, что именно эта девальвация договороспособности оппозиции (а не административный ресурс) станет основным фактором ее поражения на выборах.

Дальневосточный драйв

Среди успешных губернаторов можно выделить сибирско-дальневосточную тройку: Сахалинская и Иркутская области, а также Приморский край. Все они отметились успехами в реализации инфраструктурных проектов, причем с участием федеральных средств.

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин отметился рядом как сугубо имиджевых (переход к практике онлайн-трансляций заседаний правительства), так и управленческих (создание во всех районах зон бесплатного Wi-Fi) решений. Отдельно стоит отметить, что на согласовании в правительстве РФ находится ФЦП развития Курильских островов, рассчитанная на 10 лет и 60 млрд руб. Все это создает впечатление благоприятной динамики развития региона.

Примерно то же самое можно сказать про Иркутскую область, впервые вошедшую в программу господдержки региональных авиаперевозок (о расширении поддержки регионов говорилось на недавнем совещании президента с членами правительства). Способность региона стать участником федеральной программы, субсидируя только часть авиаперевозок из собственного бюджета, дает основание оценить действия губернатора Сергея Ерощенко положительно.

Власти Приморья оперативно представили правительству предложения по 12 территориям края для создания зон опережающего экономического развития. Губернатора Владимира Миклушевского можно поздравить с грядущими федеральными вливаниями. 

Таким образом, даже в тревожной ситуации с бюджетом ряд регионов успешно решают задачи развития и привлечения средств, используя как умелый менеджмент, так и благоприятное географическое положение и политическую конъюнктуру. Как показала прошедшая неделя, большинство отрицательных событий носили политический характер, положительные же с политикой почти не связаны и, более того, от политики часто не зависят. Это еще раз подтверждает слова великого немецкого социолога Макса Вебера: политик должен бороться, чиновник – работать.

Версия для печати