Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
20 января 2014

Анализ региональной политики за 13–20 января 2014г.

Майские указы: ни шагу назад

Федеральная исполнительная власть все чаще демонстрирует понимание региональных проблем и осознание необходимости их решения. Открывая политический год, Владимир Путин провел совещание с членами правительства, на котором объявил, что договорился с председателем правительства о регулярных – примерно раз в две недели – совещаниях«расширенного правительства», куда войдут руководители регионов и крупных муниципалитетов. Для регионов и муниципалитетов это означает, с одной стороны, повышенную ответственность, с другой – новую возможность прямого доступа к президенту. Кроме того, на совещании было объявлено о планах нарастить масштабы поддержки региональной авиации: федеральная власть намерена в 2014г. объем региональных пассажирских авиаперевозок увеличить на 30%, открыв около 100 новых маршрутов. В первую очередь речь идет о Дальневосточном и Приволжском федеральных округах, а также о Калининградской области.

Федеральная власть – и законодательная, и исполнительная – декларирует явную заботу о дальневосточных территориях и готовность уделить их развитию особое внимание. Бросается в глаза, что брошенными в этой ситуации оказываются регионы Западной Сибири, которые не были финансово и морально поддержаны почти ни разу.

Еще один федеральный округ президент «анонсировал» в развернутом интервью российским и зарубежным СМИ. В ответ на вопрос китайского журналиста президент пригласил китайских инвесторов вкладывать в юг России, особенно выделив Ростовскую область как житницу страны, регион с хорошо развитым машиностроением и развивающимся авиационным кластером. Что интересно: приглашая китайских инвесторов делать вложения в экономику южных регионов страны, Путин не упомянул курорты Северного Кавказа, в развитие которых федеральная власть последние годы вложила значительные средства и обещала вложить еще больше.

Тема развития регионов была поддержана и в ходе совещания председателя правительства с вице-премьерами, на котором Дмитрий Медведев поручил определить критерии отнесения отдельных территорий субъектов РФ (Сибирь и Дальний Восток) к территориям опережающего социально-экономического развития, разработать критерии отбора данных территорий и в заключение пригласил присоединиться к проработке «всех желающих». Метод развития территорий неизменен – инвестиции. Об этом Дмитрий Медведев говорил и на V Гайдаровском форуме. Премьер, во-первых, традиционно призвал «создать эффективную систему стимулов для инвестирования в реальный сектор, в инновационные проекты и в региональное развитие», во-вторых, возложил «особую ответственность» за формирование делового климата на региональные и местные власти, адресовав это воззвание губернаторам и мэрам («в ваших руках находится ключ от экономического роста»).

После форума премьер-министр дал развернутое интервью телеканалу «РБК-ТВ», в котором озвучил готовность вложить 450 млрд руб. в транспортную инфраструктуру: 150 – в московский, 300 – в дальневосточный (БАМ + Транссиб) транспортные узлы. Однако при этом сообщил о том, что на неопределенный срок откладывается строительство скоростной магистрали Москва - Казань.

В интервью была затронута и болезненная проблема дефицита региональных бюджетов при непропорционально высоких социальных обязательствах. Стандартно заявив, что «указы должны быть выполнены», глава правительства сообщил о возможном перераспределении доходов между федеральным центром и регионами. Существующее соотношение 70:30 может быть изменено на 60:40, что уже сулит властям регионов некоторое облегчение. При этом пропорцию 50:50 Дмитрий Медведев назвал неприемлемой, не позволяющей выполнять «ряд общегосударственных задач». Однако в вопросе софинансирования расселения аварийного жилья глава правительства выразил готовность вернуться к пропорции 50:50 (ранее федеральный центр выделял лишь 40%), об этом он сообщил на встрече с председателем наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергеем Степашиным. В свете готовящихся Минфином поправок в законодательство, позволяющих увольнять губернаторов за просроченную задолженность по долговым или бюджетным обязательствам, данные заявления звучат для регионов весьма обнадеживающе и позволяют надеяться на то, что объем обязательств, чреватых новыми займами, несколько уменьшится.

Политику исполнительной власти поддержала и законодательная. На минувшей неделе после каникул возобновила работу Государственная Дума РФ. Стартовавшая сессия станет «медианой» работы нижней палаты парламента и во многом будет посвящена региональной проблематике, об этом на первом пленарном заседании заявил спикер Думы. Сергей Нарышкин обозначил среди новых задач  расширение жилищного строительства, развитие Сибири и Дальнего Востока, уточнение полномочий и ресурсной базы органов местного самоуправления. Уже через сутки обещанная региональная тематика была затронута в самом ее болезненном аспекте – финансовом. Представители сразу двух областных дум (Тюменской и Мурманской) подняли проблемы формирования доходной части субъектов Федерации и предложили два законопроекта: об установлении дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты; и о перечислениях налоговым агентом налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика. «Гасильщиком» обеих инициатив выступил депутат-эсер Дмитрий Ушаков (Санкт-Петербург), призвавший отклонить оба законопроекта.

Таким образом, начало года оказалось весьма динамичным: и регионы, и «федералы» развернули активную дискуссию по вопросам доходов и обязательств регионов. Можно прогнозировать возможные попытки регионов объединить усилия в давлении на центр, в надежде, что последний осознает необходимость хотя бы небольших уступок.

Назначения губернаторов: кадры решают все

Прошедшая неделя ознаменовалась тремя плановыми и одним внеплановым назначением. Каждое из них предварялось целым перечнем событий, которые не позволяют охарактеризовать их как идентичные. По сложившейся негласной традиции наделение губернатора после «предвыборной» отставки статусом «врио» означает получение федеральной поддержки.

Александр Бердников указом президента назначен врио главы Республики Алтай. Данное назначение можно считать неожиданным: Бердников являлся постоянным аутсайдером различных рейтингов губернаторов, против него выступил ряд региональных политиков, вкупе со слабыми социально-экономическими показателями региона и «усталостью» населения от фигуры действующего губернатора, эксперты прогнозировали его отставку. Однако президент принял решение о переназначении Бердникова.

Продолжит исполнять свои обязанности на посту главы региона, также с приставкой врио, и губернатор Коми Вячеслав Гайзер, причем переназначение состоялось без скандалов, что позволяет ему спокойно готовиться к избирательной кампании.

И губернатор Кировской области Никита Белых смог добиться присвоения статуса врио, однако данное событие омрачил целый ряд инцидентов: долгое ожидание, породившее волну слухов; отсутствие партии, готовой поддержать Белых «без предварительных условий» (но даже с такими условиями его пока готова поддержать лишь «Единая Россия», союз с которой будет выглядеть политическим самоубийством последнего губернатора-либерала); затяжной, нелепый и явно ненужный конфликт с депутатом Госдумы Сергеем Мамаевым, уже заявившим, что КПРФ сделает все для поражения Белых. Такой шлейф явно помешает Белых беспроблемно начать избирательную кампанию.

Отдельно стоит отметить ситуацию в Челябинской области, где изначально не планировалось проведение выборов в сентябре текущего года: срок Михаила Юревича истекал только в 2015г. Однако Юревич был неожиданно вызван в АП, после чего появилось сообщение о прошении об отставке, которая и была принята президентом. Врио губернатора Челябинской области назначен Борис Дубровский, генеральный директор Магнитогорского металлургического комбината, получивший при назначении совет президента заботиться о промышленности региона, а также сумевший заручиться поддержкой уже бывшего губернатора Юревича, которому прочат место в Госдуме.

Кроме кадровых событий недели, стоит отметить реакцию глав регионов на решения федеральной власти. Так, спустя несколько часов после того, как окончилось упомянутое совещание Владимира Путина с членами правительства, где было решено продолжать развитие региональной авиации, губернатор Свердловской области поручил региональному министру транспорта и связи усилить работу по развитию региональных авиаперевозок. Такая мгновенная реакция может принести губернатору и региону определенные дивиденды.

Губернатор Пермского края Виктор Басаргин на прошлой неделе никак не отреагировал на межнациональный конфликт, масштабный даже по московским меркам: участвовали около 500 человек, из них 104 были задержаны. На фоне оперативных действий полиции, предотвративших массовую драку, вызывает недоумение пассивность главы региона, особенно в свете законодательно закрепленной ответственности губернаторов и мэров за подобные инциденты.

В плохом свете предстал и губернатор Калининградской области: регион занял одно из последних мест в рейтинге эффективности органов исполнительной власти субъектов РФ, составленном Минрегионом России. Негативно отозвалось для Цуканова также скандальное назначение главой крупного госпредприятия ранее судимого человека и нежелание губернатора это объяснять. Причин столь оригинального кадрового решения немного: глупость, несамостоятельность, коррумпированность. Любая из них губительна.

Кадровая политика подвела и губернатора Курганской области Олега Богомолова, который выступил против свободных выборов мэра Кургана, обосновав это тем, что современные избирательные технологии могут привести на ответственную должность коррупционера, не заботящегося о жителях. Губернатор не учел, что таким же способом коррупционер может возглавить и регион. Подобная логика, пусть и в рамках прогнозируемой реформы местного самоуправления, неуклюжа и явно выдает авторитарные намерения.

Таким образом, прошедшая неделя оказалась богата на кадровые решения. В целом можно прогнозировать подобную тенденцию на первые месяцы 2014г., с небольшим возможным перерывом на Олимпиаду. Губернаторы начали активный поиск вариантов продления полномочий, что прогнозируемо приведет к интенсивным консультациям и друг с другом (что заметно на примере «тюменской матрешки»), и с Кремлем. Губернаторы все внимательнее следят за федеральными решениями (скорость реакции возрастает) и все более решительно пытаются лоббировать вопрос снижения социальной нагрузки на региональные бюджеты.

Версия для печати
Главное