прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
8 июня 2015

Анализ региональной политики за 1–7 июня 2015г.

Бюджет сокращается – Кобылкин предлагает перераспределить платежи в пользу регионов – Правительство пытается поддержать бизнес – Мамсурова уволили – Навальный пытается собрать коалицию – В регионах проходят праймериз – Кадыров снова в центре скандалов – Ширшина под угрозой отставки

Минувшая неделя стала периодом выравнивания соотношения политики и экономики. Досрочные отставки губернаторов постепенно заканчиваются, и вновь обращает на себя внимание «базис».

Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти, в то же время рубль заметно дешевеет, а бюджет сокращается. Правительством озвучено значительное урезание расходов. Не сокращены только социальные, импортозамещающие и оборонные, остальные подлежат частичному или полному сокращению. Минсельхоз РФ поторопил регионы с доведением средств до аграриев. В Приморском крае ситуация стала настолько критической, что профильный комитет заксобрания призвал уволить руководство краевого департамента финансов.

Федеральное правительство демонстрирует настойчивое желание улучшить бизнес-среду, однако результаты пока весьма скромны, а критика исполнительного органа во главе с председателем Дмитрием Медведевым постепенно нарастает.

Как мы и прогнозировали, губернаторы постепенно выходят с различными инициативами по пересмотру пока отдельных нюансов порочной системы бюджетного федерализма. В то же время усиливающийся дефицит средств в регионах начинает порождать все более резкие конфликты.

БЮДЖЕТ И МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Федералы не могут, регионы не хотят

По оценке международных аудиторов, ряд регионов России близок к дефолту, так как уже не могут самостоятельно обслуживать долги. Неспособность финансировать свои обязательства (в т.ч. по майским указам) уже приводит к открытым конфликтам между региональными и муниципальными властями. Например, в Калининградской области спор между губернатором и мэром, кто же должен профинансировать повышение зарплат культработников, привел к угрозам губернатора обратиться в прокуратуру.

Ситуация усугубляется все более явной некомпетентностью ряда федеральных решений. Так, выяснилось, что введенный в 2012г. режим консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) вместо более справедливого распределения налогов между регионами привел к огромному (65 млрд руб.) сокращению поступлений в бюджеты. Вопрос федеральной компенсации остается открытым. Недовольство губернаторов проявляется все более открыто.

Обеспокоенность выражают даже регионы-доноры. Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин на слушаниях в Госдуме дал понять, что возможности справляться с нагрузкой нет, и выступил с предложением – передать регионам часть рентных доходов.

ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА

Кудрин-2. Возвращение?

Экс-министр финансов Алексей Кудрин, заявивший, что не исключает своего возвращения в правительство, озвучил условие, при котором он мог бы работать «в команде с президентом» – согласие кабмина на реформы. Работать в команде с президентом – полномочие не министра, а главы правительства, так что теоретически заявление можно толковать как намек на премьерские притязания Кудрина.

Дмитрий Орлов, директор Агентства политических и экономических коммуникаций: 

«Кудрин находится в напряженных отношениях со значительными группами российской элиты, а программа, которую он предлагает, требует значительной коррекции проводимого курса. Кроме того, фигура, стоящая во главе правительства, должна быть достаточно популярна, Кудрин же всегда играл роль одного из политиков, которые концентрируют на себе народное недовольство. Впрочем, в пользу возвращения бывшего министра в исполнительную власть говорит то, что он является квалифицированным специалистом, признанным на Западе, и то, что ему доверяет президент».

Параллельно спикер Госдумы Сергей Нарышкин раскритиковал правительство за торможение работы парламента из-за медленной подготовки отзывов на законопроекты. Дабы пресечь появившиеся тут же конспирологические версии, спикер был вынужден сделать специальное заявление, что отставка правительства не планируется. Однако нарастающее давление со стороны ОНФ, промышленного лобби, политических фракций очевидно.

ОТСТАВКИ. НАЗНАЧЕНИЯ. ВЫБОРЫ

Дума готовит перенос

Ничем не обоснованный перенос думских выборов с декабря на сентябрь 2016г. близок к оформлению. Все думские фракции (кроме КПРФ) законопроект подписали. Ни о принятом решении, ни о согласованной дате, ни о механизме переноса (с роспуском или без) единого мнения нет. Вряд ли Госдума ради роспуска будет специально просить правительство поставить вопрос о доверии, чтобы выразить ему же недоверие и потом просить уже президента распустить ее. Несмотря на множество вопросов, в ряде регионов уже выразили намерение вслед за Госдумой перенести на сентябрь и выборы в заксобрания.

КПРФ жалуется, что перенос выгоден «Единой России». Однако ситуация не сводится к низкой явке, обусловленной дачным сезоном. Поскольку Дума будет избираться по смешанной системе, то схема нарезки округов должна быть готова уже к декабрю, и смещение дня голосования однозначно выгодно партии власти, которая получит доступ к схеме намного раньше оппозиции. Однако та же смешанная система может принести ЕР и сложности: мест в региональных списках становится вдвое меньше, что может вызвать конфликты. А если верен слух о намерении разделить избирательную кампанию ЕР и ОНФ по принципу «партии – список, фронту – одномандатники», то проблемы могут возникнуть и у ОНФ. Его кадровый резерв не настолько велик, чтобы выставить 150 «боеспособных» кандидатов, сдвиг сроков лишь усложняет ситуацию. ОНФ придется активизировать процессы внепартийного отбора и взаимодействовать с другими общественными объединениями и партиями, что может привести к проблемам в регионах, чьи губернаторы регулярно попадают под критику Фронта. Глава региона вполне может помешать им в отборе перспективных кандидатов. Соответственно, оппозиции стоит обратить внимание на регионы с наибольшим кадровым дефицитом либо внутриэлитными конфликтами.

Список закрыт

На этой неделе состоялась единственная губернаторская отставка. Как и предполагалось, Таймураза Мамсурова (Северная Осетия), чей срок подошел к концу, президент РФ Владимир Путин сменил на Тамерлана Агузарова (считается креатурой генпрокурора Юрия Чайки).

Если учесть, что решение о проведении губернаторских выборов должно быть принято заксобраниями не позднее 14 июня, то данное кадровое решение наверняка последнее в ряду предвыборных ротаций губернаторов. Список регионов, где пройдут выборы, можно считать окончательным (их в итоге 24). Можно предположить, что главы Калининградской, Калужской областей и Чувашии, чей срок истекает в конце лета – начале осени, скорее всего, будут также назначены врио до сентябрьских выборов. Во всяком случае, все они: и Цуканов, и Артамонов, и Игнатьев – активно готовятся к выборам, пройдя процедуру праймериз.

В целом же предстоящие выборы, по словам ряда экспертов, демонстрируют постепенное изменение кадровой политики Кремля – переход от использования «варягов» к местным кадрам. Исключения: делегирование губернаторов от системной оппозиции, внутрирегиональные конфликты, масштабные коррупционные скандалы. Отметим, что антикоррупционный тренд лишь нарастает, так что сбрасывать со счетов вероятность «чисток» в рядах нельзя.

Трудные, но необходимые праймериз

«Выборные» регионы вынуждены проходить через праймериз. Непонятная и зачастую новая процедура вынуждает быть осторожными и принимать решения в закрытом режиме.

Но в итоге пока сбоев не произошло, губернаторские праймериз проходят спокойно и подконтрольно: инкумбенты одерживают уверенные победы, благо внутрипартийные оппоненты позволяют это сделать. Разница лишь в статусе «спарринг-партнеров». Так, в Татарстане в праймериз участвует «федерал» – экс-глава УВП АП Олег Морозов, в большинстве же регионов ограничиваются формальным набором (общественник, Герой России, фермер, учительница и т.д.). С некоторыми трудностями столкнулся на праймериз лишь врио губернатора Амурской области Александр Козлов, что, видимо, вызвано пока недостатком опыта.

Праймериз в заксобрания также идут прогнозируемо. Регионы проигнорировали неоднократные призывы Кремля не использовать «паровозы»: в 10 субъектах из 11 партсписки ЕР возглавят губернаторы, и это наивысший показатель за последние годы. Причем выбор первого номера не зависит от внутрипартийного голосования: калужский губернатор Анатолий Артамонов возглавил список, даже не участвуя в праймериз.

В целом же после «балтийского провала» калининградского губернатора Николая Цуканова, который обрушил его рейтинги, чрезвычайно серьезное отношение к выборам любого уровня – налицо.

Отметим, что навязанную процедуру праймериз можно использовать и конструктивно: провести предварительную агитацию, выявить активных избирателей, а также обновить партийные списки. Последнее мы видим в Челябинске, Новосибирске и Воркуте.

Оппозиция как фантомная угроза

Исследования показывают, что у российского среднего класса есть запрос на «свою» партию, представляющую его интересы и ведущую активную деятельность (причем, что важно, идеологические ориентиры не так важны, главное – конкретная работа). Однако данной партии нет, а в существующих средний класс явно разочарован. Поэтому сохраняется интрига в реализации либеральной оппозицией своего потенциала. РПР-ПАРНАС, «Гражданская инициатива» и «Яблоко» так и не смогли договориться о единых списках и есть серьезные основания полагать, что не смогут договориться и о разведении кандидатов по разным округам. В настоящее время либералы занимаются набором в списки статусных людей. Так, в заксобрание Новосибирской области партсписок «Яблока» поведет Борис Мездрич (экс-директор Оперного театра), РПР-ПАРНАС – организатор Монстрации Артем Лоскутов. В качестве эксперимента оппозиция планирует выдвинуться в Магаданской области: малая численность населения удешевляет сбор подписей. Региональная власть не остается в стороне: Михаила Касьянова в Калуге и Алексея Навального в Новосибирске встретили православными пикетами и забросали яйцами.

Виталий Шапран, политтехнолог:

 «Думаю, что шансов на выборах в Новосибирской области у них нет. У либеральной оппозиции просто нет лидера, Навальный таковым не является. Он, скорее, личность харизматическая, которая может собирать вокруг себя всех недовольных. Реального лидера у ПАРНАСа нет. Очень хорошо было бы, если бы нормальная честная либеральная оппозиция была представлена в наших парламентах. Это было бы очень здорово и полезно для области и страны. Но где их найдешь? Одна и та же тусовка себя лидерами называет постоянно и фактически оттаскивает на себя все одеяло либеральной оппозиции. Конечно, какая-то часть избирателей проголосовала бы за нормальных и честных либералов».

Тем не менее, кандидатам от оппозиции власти «зеленый свет» на выборах давать не готовы. В Костроме демонтировали билборды в поддержку Навального. А избирком Калужской области получил право проверять не 20% подписей, а все, что позволит расширить возможности для снятия кандидата.

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Чечня: правовой вакуум, хронический скандал

Чечня и ее руководство все сильнее погружаются в череду скандалов. На прошлой неделе фонд «Открытая Россия» опубликовал фильм «Семья», повествующей о системе поборов, пыток, похищения людей и беспределе силовых структур Чечни. Позже фонд заявил о мести руководства республики героям фильма.

Следующий скандал – публикация расследования деятельности регионального фонда имени Ахмата Кадырова, который назван одним из самых непрозрачных в стране.

Завершилась череда скандалов погромом грозненского офиса «Комитета против пыток» при полном попустительстве местных силовиков. Руководство фонда просит передать дело на федеральный уровень, заявляя о недоверии местным правоохранителям. Скандал приобрел международный масштаб и грозит репутационными потерями властям уже не Чечни, а России в целом.

Реакция главы Чечни Рамзана Кадырова стандартна – он заявил, что погром спровоцировали сами правозащитники для получения американских грантов. Также стандартна реакция федерального руководства – молчание. В то же время очевидно, что противостояние чеченской власти с федеральными силовиками, правозащитниками и СМИ зашло довольно далеко и просто «замять» его вряд ли получится. Потребность обсуждать вызывающую роскошь и поведение властей республики налицо даже среди ранее лояльных Кадырову экспертов, и определенные шаги федеральный центр сделать должен.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОНТРРЕФОРМА

МСУ: раздавить непокорных

Прошедшая неделя ознаменовалась новым наступлением на МСУ со стороны и федеральной, и региональной власти. Минюст для «снятия напряженности между губернаторами и мэрами» подготовил законопроект, предусматривающий новое основание для отрешения мэров от должности – за «нецелевое использование бюджетных трансфертов и кредитов». Неясно, почему «напряжением» между главами регионов и муниципалитетов вдруг занялся Минюст. Непонятно, зачем дополнять и так действующую норму уголовного права (отставка при приговоре по уголовному делу).

К тому же, как показала минувшая неделя, губернаторы эффективно пользуются и имеющимися механизмами. Так, оппозиционный мэр Петрозаводска Галина Ширшина получила неудовлетворительную оценку своей работы за 2014г. от депутатов горсовета, которые затем предложили заксобранию отменить мэрские выборы. Ширшина объяснила такое поведение депутатов запугиванием со стороны региональной власти.

Учитывая законопроект Минюста, а также ситуацию в Великом Новгороде, где мэр Юрий Бобрышев был отправлен в отставку за стандартные для российского города проблемы (недофинансирование, плохие дороги и т.д.), можно сделать вывод, что два конфликта носят знаковый характер.

Оба опальных мэра будут оспаривать санкционные решения, а если учитывать, что в случае Бобрышева единства нет и между силовиками, то прецеденты окажутся весьма интересны. Необходимость определять свое отношение к мэру в условиях противостояния раскалывает и партию власти, и оппозицию.

Полагаем, что в обоих случаях победу губернаторов можно считать пирровой, так как вполне вероятно, что подобные репрессии приведут к консолидации оппозиции и местных элит. Накануне «выборной суперсерии» подобные конфликты весьма опасны.

Кроме того, давление губернатора может привести к отмене муниципальных выборов и централизации власти, особенно под лозунгом оптимизации в условиях кризиса. Однако если и видоизмененная система не начнет работать, то удар по имиджу и рейтингу может стать еще сильнее.

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС

Ничего контролирующего, просто бизнес

Федеральные министерства спорят: снижать или нет налоги, смягчать или нет контрсанкции (если смягчать – то в отношении стран или товарных позиций). Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что эмбарго может быть продлено. Это тем более вероятно, что Запад также склоняется к продлению антироссийских санкций.

Минфин заявляет, что снижение налогов до уровня ЕС или БРИКС невозможно без сокращения расходов, Минэкономразвития в ответ предлагает сокращать неналоговые платежи бизнеса. Последний совет правительством принят: мораторий введен до 2019г. Суммарная экономия – до 1,8 трлн руб.

Не меньше, чем высокие налоги, ведение бизнеса затрудняет избыточный контроль, и правительство РФ планирует с 1 января 2016г. ввести трехлетний мораторий на проверки малого бизнеса. Странно, почему обычно идущий «в тандеме» с малым бизнесом – средний – в данном случае не попал под послабления.

Промышленные успехи в кризис

Прошедшая неделя стала относительно богата на инвестиционно-промышленные достижения. Тульский оружейный завод открыл новый производственный корпус на 300 сотрудников, а производство ракет «Ангара» готовится к переносу в Омск. В Тамбовской области заканчивается строительство сверхкрупного комплекса по производству мяса индейки. Зарубежные инвесторы традиционны: турецкие компании планируют проекты в Ингушетии, китайские – в Крыму и Забайкальском крае. В Пермском крае разработан «Путеводитель инвестора», который окажется полезным при разработке инвестиционной стратегии бизнесу, а при наличии версий на иностранных языках – и зарубежному бизнесу.

Преддефолтное состояние ряда регионов наталкивает на мысль о необходимости реформы – не только экономической, но и политической.

Ставка правительства на облегчение условий деятельности бизнеса, безусловно, верна. И регионы могут и даже должны подхватить инициативу по либерализации условий, сокращению сроков и числа процедур, снижению контроля. Губернаторам следует понять, что политика ряда деятелей, основанная на запретах, неспособна стимулировать развитие, поэтому следует придерживаться правила «по возможности – меньше запретов».

Все более традиционным инвестором для России становится китайский и турецкий бизнес, который – парадоксально – остается для нас весьма далеким и непонятным по сравнению с европейскими партнерами. Эксперты неоднократно говорят, что основная причина слабого взаимодействия – непонимание, поэтому регионы, предпринявшие активные действия по изучению партнеров и их среды, будут вознаграждены.

Кадровый дефицит подталкивает и федеральные, и региональные власти к внепартийному взаимодействию. Необходимо понимать, что в ухудшающихся условиях конфликт становится слишком дорогим удовольствием.

Версия для печати