Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
13 июля 2015

Анализ региональной политики за 6–12 июля 2015г.

ШОС и БРИКС соединились в Уфе – Хамитов и Куйвашев пожинают плоды саммитов – Минфин планирует экономию – Медведев обещает регионам помощь – Чубайс под ударом – Зимин и Полтавченко смогли пересилить прокуроров – Аксёнов допустил почти фатальную ошибку – Губернаторы идут «паровозами» – Меркушкин искажает результаты праймериз

Минувшая неделя ознаменовалась для России новой чередой внешнеполитических инициатив. Неудачи на европейском и турецком направлениях Кремль пытается компенсировать активизацией азиатских, африканских и латиноамериканских контактов. Заканчивая год председательства в ШОС, Россия инициировала вступление в организацию новых членов и развернула бурную деятельность на ближне- и дальневосточном направлениях.

Обе палаты Федерального собрания РФ завершили работу в первом полугодии и ушли на летние каникулы. Соответственно, начинается период «законодательного затишья». Парламентариям рекомендовано поддержать патриотический тренд и отдыхать в России, поэтому у губернаторов есть шанс продемонстрировать туристические преимущества своих регионов. С достоинствами (а равно и проблемами) российского Крыма уже пообещала ознакомиться Валентина Матвиенко.

Внутриэлитная ситуация как на федеральном, так и на региональном уровне остается напряженной. Грядущие выборы воспринимаются как старт большого электорального цикла, перед началом которого участники политического процесса стремятся зафиксировать статус-кво или улучшить свои позиции. Все более актуальным становится «Крымский вопрос» – очевидно, что полуостров пока не интегрировался полностью в российское правовое, экономическое и социокультурное поле.

ВНЕШНИЕ СВЯЗИ РЕГИОНОВ, ИНВЕСТИЦИИ, БИЗНЕС

ШОС + БРИКС

Безусловно, минувшая неделя прошла под знаком международного сотрудничества. Россия принимала целый ряд статусных мероприятий, ключевыми из которых стали саммиты БРИКС и ШОС в Уфе, а также международная выставка «Иннопром-2015» в Екатеринбурге. Хозяином первого мероприятия стал президент РФ Владимир Путин, второго – председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Путин встретился со всеми членами обоих межгосударственных объединений, а также с представителями бизнеса и профсоюзов из ряда государств. В итоге члены БРИКС подписали Уфимскую декларацию.

ШОС по инициативе России в скором времени пополнится Индией и Пакистаном. Наша страна тем самым пытается играть роль посредника, что приводит к необходимости осторожного заключения контрактов. Любое чрезмерное сближение с одной стороной может вызвать отторжение второй, а Россия заинтересована в сотрудничестве с обеими.

Параллельно саммитам проходили форум по информационной безопасности в Крыму и VII Международный ИТ-Форум в ХМАО.

Инвестдоход

Обилие событий международного уровня обусловило высокую интенсивность инвестиционных контактов. Наиболее крупные вложения ожидаются от китайских и арабских инвесторов. В выгодном положении оказалась Башкирия, где проходили саммиты. Так, с Казахстаном планируется совместное строительство содового комбината, Китай намерен реализовать в Башкирии десять инвестпроектов.

В Екатеринбурге будет создан российско-китайский бизнес-парк, а также, вероятно, будет проведена российско-китайская выставка «Экспо-2017».

Кроме того, Новосибирская область начала сотрудничество с Ломбардией (Италия), Нижегородский государственный инженерно-экономический университет – с Абхазией, Краснодарский край – с Гагаузией. Особняком стоит встреча главы Карелии Александра Худилайнена с послами финно-угорских стран (Финляндии, Венгрии, Эстонии), где обсуждалось сотрудничество в культуре и образовании.

К сожалению, несмотря на позитивные слова Медведева о присутствии на «Иннопроме» китайских партнеров, выставка была омрачена грубым отношением к ним охраны. Последняя во время посещения премьер-министром стендов вытолкала китайцев из зала, где они должны были выступать.

БЮДЖЕТ И МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Бюджет: скорее жив

Внутриэкономическая ситуация демонстрирует не столь радужные перспективы. Дефицит бюджета прогнозируется на уровне 3-4,2% ВВП, темпы роста экономики в ближайшие три года не превысят 2,5%, соответственно, повышение доходов граждан прогнозировать нельзя. Сейчас рост зарплат в реальном выражении уступает инфляции в четыре раза.

Разрабатываемый проект бюджета отличается значительным сокращением многих расходных статей. К осени, возможно, правительство решится на некоторые непопулярные меры, несмотря на думские выборы в следующем году.

Среди мер по оптимизации расходов бюджета Минфин РФ предлагает урезать содержание госаппарата, оставив ряд льгот лишь руководящим сотрудникам, изменив систему оплаты труда и сократив штат и занимаемые площади.

Вполне в духе предлагаемых мер вынесено решение Верховного суда Якутии, который по ходатайству прокуратуры отменил льготы бывшим главам региона. Полагаем, что такой механизм необходимо задействовать и в других регионах, в том числе в Удмуртии, где подобная инициатива главы региона не была поддержана парламентом.

В Воронежской области облдума и вовсе одобрила значительное повышение пенсий и льгот отставным руководителям (до 500 тыс. руб. в месяц).

Бюджетные кредиты – не панацея

Дмитрий Медведев обещал продолжить помогать регионам в замещении коммерческих кредитов (60% от всех долгов) бюджетными, а также поручил преобразовать валютную задолженность субъектов в рублевую по курсу на момент займа. Однако и эти меры являются паллиативом, так как для возвращения бюджетных кредитов по истечении срока (дабы не попасть под санкции Минфина), губернаторы вынуждены снова брать коммерческие кредиты.

Для решения данной проблемы требуется пролонгация и реструктуризация уже имеющихся долгов по бюджетным кредитам, и Медведев это обещал губернаторам. Между тем объем регионального долга продолжает расти, а Минфин РФ продолжает разрабатывать механизм отрешения губернаторов за рост задолженности. Проект уже вызвал негативную реакцию ряда регионов.

Полагаем, что работать подобный механизм будет в лучшем случае избирательно. Практика заимствований показывает, что большинство регионов берут кредиты у банков, а отдельная группа обращается сразу к правительству РФ за дешевыми бюджетными кредитами.

Несмотря на трудности, регионы должны выполнить программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Правительство планирует снизить требования к регионам по софинансированию, но и повысить ответственность губернаторов, часть из которых получили персональные предупреждения.

ОТСТАВКИ, НАЗНАЧЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВЫЕ РЕШЕНИЯ

«Борьба под ковром»

Продолжается давление на «клан Чубайса»: заведены новые дела по итогам проверки «Роснано», экс-гендиректор и соратник Анатолия Чубайса Леонид Меламед отправлен под домашний арест, бывший финансовый директор «Роснано» Святослав Понуров задержан. Сам Чубайс был вызван в Следком и опрошен.

Продолжается процесс делегирования высших чиновников в советы директоров госкомпаний, прерванный ранее в президентство Медведева. Так, членом совета директоров «Роснано» стал вице-премьер Аркадий Дворкович, а наблюдательный совет «Алросы» возглавит министр финансов Антон Силуанов.

В преддверии очень тяжелой работы над бюджетом на следующий год Дума, видимо, решила попытаться получить дополнительный рычаг влияния на правительство. На последнем заседании весенней сессии инициатива парламента расширить свои полномочия по контролю над правительством была принята «с голоса» по предложению спикера Сергея Нарышкина, но отклонена Советом Федерации. Это лишний раз свидетельствует об ухудшении позиций председателя правительства и попытках разных акторов воспользоваться этим. Кроме того, президент РФ продолжает ротацию федеральных и региональных силовиков: на минувшей неделе принят ряд кадровых решений по руководству МВД и внутренних войск.

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Губернаторы против силовиков

Главным трендом прошедшей недели стали конфликты региональных элит с силовиками. В ряде случаев победителями оказались губернаторы. Так, прокурор Хакасии Виктор Ломакин, инициировавший ряд уголовных дел в отношении членов республиканского правительства (в т.ч. после катастрофических пожаров), указом президента освобожден от должности. Глава республики Виктор Зимин напоследок обозвал силовика «клоуном» и недвусмысленно заявил, что прекратит начавшийся в регионе «беспредел и личное противостояние с ним».

Убедительные победы одержал и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Так, прокуратура отказалась увольнять члена городского правительства, назначенного с нарушениями. Кроме того, Уставный суд отказался трактовать норму городского устава, которая позволяет заксобранию выражать недоверие вице-губернаторам. Полтавченко отрицал такое право в отношении своих заместителей, не возглавляющих какие-либо структуры. Фактически суд встал на сторону губернатора, что может быть использовано и главой Севастополя Сергеем Меняйло, который ведет аналогичную тяжбу со спикером заксобрания Алексеем Чалым и может теперь ссылаться на прецедент.

Что дозволено Полтавченко, не дозволено Аксёнову

Крым продолжает быть «узлом противоречий». Все очевиднее конфликт между федеральными и региональными властями за влияние и средства ФЦП по развитию Крыма. Все чаще циркулируют слухи о грядущем расформировании Минкрыма, которое ожидается в начале недели. Федеральные ведомства постоянно отмечают хаос в крымской экономике и неспособность местного правительства решать проблемы.

Фигурантами уголовных дел о коррупции являются уже пятеро крымских министров, и список, скорее всего, будет пополняться. На других чиновников уже поданы жалобы в прокуратуру за совмещение госслужбы и бизнеса. На многочисленные коррупционные скандалы глава Крыма Сергей Аксёнов (который сам их в значительной степени инициировал антикоррупционной риторикой) отреагировал нестандартно: обвинил силовиков и федеральный центр в провокациях, заявил, что берет местных чиновников под свою личную защиту и создал комиссию по защите их прав. Само формирование подобного института может быть квалифицировано как нарушение законодательства, поэтому уже к вечеру текст указа исчез с правительственного сайта.

Слова спикера Госсовета Крыма Владимира Константинова о том, что нынешнее правительство республики – самое честное, а коррупция полностью побеждена, могут сыграть с политиком злую шутку после возбуждения очередных уголовных дел. А попытки Аксёнова публично конфликтовать с силовиками, обвиняя их в провокациях, свидетельствуют о нехватке политического опыта и могут ослабить позиции губернатора. Полагаем, что в данной ситуации он поступил исключительно неудачно, переоценив собственные возможности.

ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА

Рейтинги, хорошие и разные

В начале месяца традиционно вышли основные рейтинги регионов и их глав. Если рейтинг устойчивости регионов («Петербургская политика») оказался консервативен и показал крайне незначительные колебания, то рейтинг влияния губернаторов (АПЭК) продемонстрировал гораздо большую динамику. Коррупционные дела, скандалы и конфликты с муниципальными элитами стали основными факторами, подрывающими позиции глав регионов.

Самым экзотическим стал рейтинг семейной ситуации в регионах, оперирующий количеством браков, разводов, абортов, ранних беременностей и уровнем рождаемости. По сумме показателей регионами с наибольшим семейным благополучием являются Ингушетия, Дагестан и Чечня.

«Паровозы» в регионах

На выборах в заксобрания в 10 регионах из 11 будет использоваться традиционная тактика губернаторов-«паровозов». Единственное исключение – проблемная для «Единой России» Новосибирская область, где партия власти пошла на эксперимент, сформировав непартийную и полностью «неэлитную» первую тройку победителей праймериз (врач, общественник, бизнесмен). «Паровозом» КПРФ ожидаемо стал мэр Анатолий Локоть.

На прошлой неделе завершился этап выдвижения кандидатов в губернаторы (наибольшее количество – 11 – в Чувашии), теперь списки будут меняться лишь в сторону уменьшения числа претендентов по результатам отсева избиркомами.

В ряде регионов (Ростовская, Калининградская, Иркутская области, Чувашия) оппозиция пытается договориться о коалиционных кандидатах, вероятность успеха переговоров пока прогнозировать сложно, однако опыт Новосибирска показывает, что она есть.

Праволиберальная оппозиция в разных регионах наталкивается на предвыборные проблемы: изъятие тиража, чрезмерно сокращенные сроки выдвижения, угрозы.

Самарская деспотия

Скандал с итогами праймериз вспыхнул в Самарской области: губернатор Николай Меркушкин пренебрег результатами голосования, в котором участвовало 111 тыс. чел., и волевым решением изменил списки кандидатов. Отметим, что аргументация была приведена весьма странная. Заявив, что в списки попали члены олигархических групп, он заменил их на представителей крупного бизнеса. Кроме того, Меркушкин заявил, что в Самаре формируется очень сложная система МСУ, которая чревата опасностью срыва управления. В заключение губернатор высказался в пользу традиционной системы отбора кандидатов. Возникают закономерные вопросы. Если новая модель МСУ настолько сложна (и почти нигде больше в РФ не применяется), то зачем ее вообще нужно было вводить? Если предпочтительней обычная система формирования партсписков, то зачем нужно было проводить праймериз? Волюнтаристское решение привлекло внимание федерального руководства ЕР, организовавшего проверку результатов праймериз и итоговых партсписков.

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ И АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Кожемяко «зачищает» Сахалин

Ряд экспертов констатируют «усталость» федерального центра от конфликтов губернаторов с мэрами; сейчас чрезмерное давление региональной власти оценивается скорей неодобрительно – как раздражающий население фактор.

Врио губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко принял во внимание протест жителей второго по численности города островного региона – Корсакова, недовольных работой мэра Лады Мудровой и собравших за ее отставку более 7 тыс. подписей. Посетив с полпредом в ДФО Юрием Трутневым город, глава региона негативно оценил работу мэрии и заявил об отставке ставленницы прежнего губернатора Александра Хорошавина. Отметим, что уровень недовольства муниципальным руководством в регионе весьма высок, так что можно прогнозировать дальнейшие отставки и интенсивный поиск новых руководящих кадров.

В целом ситуация в России может быть обозначена фразой министра финансов Антона Силуанова – «нет ресурсов на разногласия». Можно предположить, что в складывающейся ситуации федеральный центр все менее терпимо будет относиться к конфликтам.

При этом мощным конфликтогенным фактором является проект следующего федерального бюджета, который фактически вынуждает ведомства и регионы бороться за финансовый ресурс. Нехватка средств актуализирует лоббистские способности министров и губернаторов. В целом можно констатировать ограничение свободы маневра последних (огромные долговые обязательства, неподъемная социальная нагрузка).

Политический моноцентризм соседствует на федеральном уровне с негласной борьбой различных внутриэлитных группировок, чьими жертвами могут стать и губернаторы. Ревизия президентского наследия Дмитрия Медведева произошла даже в морально-этической сфере: рассматривается проект нового Кодекса этики и служебного поведения служащих.

Федеральная власть все более креативно подходит к вопросам организации международных мероприятий, совмещая инвестиционные проекты и дипломатию. К сожалению, реальная экономическая мощь РФ сейчас не соответствует той роли, которую мы пытаемся играть.

Продолжают расти цены на бензин, лекарства и продукты. Большинство партий, как ни странно, во время избирательной кампании не планируют затрагивать в своей агитации данные темы. В то же время подавляющее большинство граждан, по данным соцопросов, пока не намерены участвовать в акциях протеста. 

Версия для печати