Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
20 июля 2015

Анализ региональной политики за 13–19 июля 2015г.

Омские десантники несут небоевые потери – Бюджет сокращается – Минкрыма расформировали, Минкавказа и Минвостокразвития пока сохранили – Дума обновится досрочно и значительно – Путин встретился с «оппозицией» – Комарова попала в список на переизбрание – «Единая Россия» поставила Меркушкина на место – Губернаторы заключают соглашения с оппонентами – Аксёнов отменил собственное решение

Минувшая неделя характерна тем, что среди произошедших событий сложно выделить ключевое, многие из них можно считать значимыми. Принят целый ряд важных законов: о досрочных выборах, о «праве на забвение» и многие другие. Введен запрет на госзакупки у оффшорных компаний, что в свете ужесточения антикоррупционного законодательства должно быть максимально учтено главами регионов, муниципалитетов и ведомств. Конфликт в Крыму вылился в том числе в ликвидацию Минкрыма.

По итогам минувшей парламентской сессии правительство РФ оказалось главным субъектом законодательной инициативы, внеся более половины законопроектов. В то же время публичное обсуждение законопроектов оказалось малоэффективно. Министерства и ведомства, как выяснилось, не обращают внимания на общественные инициативы. Многие громкие законопроекты (в том числе о парламентском контроле над правительством, внесенный спикером Сергеем Нарышкиным) отложены на осень.

Похоже, руководство страны нашло оригинальный выход из проблемы с решением ЕСПЧ по многомиллиардным искам против РФ: Конституционный суд определил себя в качестве инстанции, имеющей право разрешать органам власти не исполнять решения ЕСПЧ.

Кризисные явления нарастают, массовое обеднение и дефицит бюджета усиливаются, что дает старт новым дискуссиям о бюджетной стратегии. Ситуацию в Греции Минфин использует как аргумент в пользу скорейшего начала структурных реформ, в том числе подразумевающих повышение пенсионного возраста, сокращение числа льгот и т.д.

Дмитрий Медведев дал поручение министру финансов Антону Силуанову встретиться с властями проблемных регионов и обсудить вопросы замещения коммерческих кредитов, в этой связи субъектам следует подготовиться к борьбе за «кусок» от предназначенных для этого 310 млрд руб.

ЧП И КАТАСТРОФЫ

Губернатор не пиарится на трагедии

Начало недели было омрачено катастрофой в Омске, где в результате обрушения некачественно реконструированной казармы в 242-м учебном центре ВДВ (поселок Светлый) погибли 23 десантника, позже в госпитале скончался еще один. Данная трагедия не относится к ответственности региональных властей, которые повели себя соответственно: в меру активно и без лишних заявлений. Отметим и оперативность врио губернатора Виктора Назарова, который одним из первых прибыл на место трагедии и распорядился оказать военным всю необходимую помощь.

Константин Калачёв, политолог, руководитель «Политической экспертной группы»:

«Омский губернатор не имеет отношения ни к подрядчикам, ни к заказчикам, ни к этой казарме. Другой вопрос – как область реагирует на происходящее. В данном случае вполне адекватно: флаги были приспущены, траур был объявлен, губернатор нашел нужные слова, область организовала прием родственников пострадавших. Уже прозвучала информация, что семьи погибших получат компенсации. При этом роль губернатора не выпячивалась, что очень разумно».

Отметим, что пиара на трагедии Виктор Назаров делать не стал. Хотя в условиях набирающей ход кампании по выборам главы региона (а Назаров один из кандидатов), несомненно, такой соблазн у его предвыборного штаба мог возникнуть. Более того, Назаров призвал своих оппонентов по выборам не использовать трагедию в Светлом в предвыборной агитации. Тем не менее, рядом с местом происшествия был замечен агитационный автомобиль кандидата в омские губернаторы от КПРФ Олега Денисенко.

БЮДЖЕТ И МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Латание «тришкина кафтана»

В ситуации нарастающего кризиса правительство РФ вынуждено лавировать между социальными обязательствами и необходимостью жесткой финансовой экономии.

Ярким признаком бюджетного дефицита стал указ президента о сокращении штата МВД на 10% (110 тыс. чел.). Далее, с одной стороны, обсуждается возможность отмены взносов на капремонт для одиноких пенсионеров. С другой стороны, инициирована масштабная социальная реформа, нацеленная на сокращение социальных льгот и поддержки и дающая регионам право определения критериев нуждаемости для перераспределения социальных бюджетов. В Московской области принято решение об отмене льгот на проезд в Москве для ряда категорий граждан, что уже вызвало протесты. Все указанные меры осуществляются на фоне стремительно растущего числа граждан, живущих за порогом бедности.

Необходимость сохранять бюджет развития при отсутствии инвестиционных ресурсов влечет за собой изыскание резервов в виде накоплений граждан. Так, решено позволить НПФ инвестировать пенсионные накопления граждан в инфраструктурные проекты госкомпаний.

Но если последняя мера направлена исключительно на сверхкрупный бизнес, то для поддержки малого и среднего правительством на минувшей неделе повышены в два раза нормативы предельных значений выручки. Это означает, что больше предприятий смогут официально отнести себя к МСБ и претендовать на поддержку.

Кроме того, введены трехлетние «надзорные каникулы» для МСБ, а также риск-ориентированный подход при государственном и муниципальном контроле (чем качественней предприятие работает, тем меньше его нужно проверять).

Правительство готовится дополнить перечень критериев оценки эффективности региональных властей еще одним показателем – уровнем развития конкурентной среды. Высокоэффективные в данной сфере регионы планируется финансово поощрять, а со следующего года ФАС будет проверять наличие перечисленных в стандарте инструментов во всех субъектах РФ.

Крайне серьезными проблемами региональных бюджетов остаются теневая занятость (в Вологодской области разработали методику и приступили к борьбе с «серой экономикой») и отсутствие дохода от патентной системы оформления гастарбайтеров.

ОТСТАВКИ, НАЗНАЧЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВЫЕ РЕШЕНИЯ

А вас я попрошу остаться: из трех территориальных министерств сокращено только Минкрыма

По итогам встречи президента Владимира Путина с председателем правительства Дмитрием Медведевым приняты решения о ликвидации министерства по делам Крыма, госкомиссии по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя (заменяется на правительственную комиссию), а также о «поглощении» Федеральной службы по тарифам Федеральной антимонопольной службой. Бывший министр по делам Крыма Олег Савельев назначен заместителем руководителя аппарата правительства РФ Сергея Приходько. Вместо территориального министерства содействовать новым субъектам будут федеральные кураторы: заместители министров, включенные в правительства Крыма и Севастополя. Неясно пока, кто будет исполнителем объемной ФЦП: правительство Крыма и Минэкономразвития (официальный правопреемник Минкрыма) заявляют о себе.

Формально противоречий нет: в законе о включении Крыма и Севастополя в состав РФ указывается срок переходного перехода – до 1 января 2015г. (правда, возникает вопрос: насколько можно реализовать сложнейшую задачу интеграции новых регионов менее чем за год?). В то же время в самом президентском указе о создании Минкрыма ни слова о переходном периоде не было сказано. К тому же вызывает недоумение столь кратковременное существование федерального министерства, а равно и заявления о том, что оно «выполнило задачи». На столь короткий срок достаточно было бы сформировать правительственную комиссию.

Леонид Смирнягин, политгеограф, профессор МГУ:

«Мне это кажется странным. Это какая-то суета. Недавно  назначили, теперь сразу снимать. Тем более что есть позитивный опыт».

И этот факт, вкупе с сохранением аналогичных по функциям министерств по делам Кавказа и по развитию Дальнего Востока, дает основания для различных гипотез.

Одна из возможных причин ликвидации Минкрыма, по мнению наблюдателей, поражение Олега Савельева в аппаратной борьбе за серьезные средства ФЦП. При этом оппонентами министра выступили якобы одновременно полпред Олег Белавенцев, вице-премьер Дмитрий Козак и глава Крыма Сергей Аксёнов. Высказывания руководителей Крыма и Севастополя, критичные в адрес Минкрыма и комплиментарные по отношению к полпредству, это косвенно подтверждают.

По другой версии, причина расформирования – в неэффективности работы Минкрыма. Справедливости ради отметим, что результативность и других территориальных министерств небесспорна. Возникает вопрос: насколько существование Минкавказа и Минвостокразвития соответствует уровню поставленных задач – при наличии и других государственных институтов для их решения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

Партийные перспективы

Проект досрочных думских выборов получил окончательное официальное закрепление – президент подписал закон о переносе голосования на третье воскресенье сентября 2016г. После этого Путин встретился с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, возможно, для того, чтобы подтвердить авторитет лидера коммунистов в глазах его избирателей (КПРФ безуспешно и не очень активно выступала против переноса выборов на сентябрь) и, с другой стороны, отчасти компенсировать политический ущерб от досрочных выборов для партии власти. Отметим, что встреча, если верить официальной стенограмме, прошла странно: не сказав ни слова о досрочных выборах, лидер самой крупной «оппозиционной» партии лишь презентовал Путину достижения разных «народных» сельхозпредприятий. Остается проверить, реализует ли КПРФ свое обещание обратиться в Конституционный суд и даже в ЕСПЧ по поводу принятия «неконституционного» закона.

Между тем все партии мобилизуют ресурсы перед выборами. «Единая Россия» ввела «мораторий на абсурд»: создан экспертный совет, который будет предварительно оценивать инициативы депутатов, а парламентариям рекомендовано быть осторожнее в высказываниях. Список партии «Родина» (лидер квартала среди непарламентских партий по рейтингу ИСЭПИ) на думских выборах 2016г. могут возглавить два ее создателя и прежних лидера – Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев. Возможно, посредством этого проекта Кремль пытается с пользой реализовать возросший запрос на патриотическую и одновременно социально ориентированную повестку. При этом модернизированная (и, заметим, абсолютно лояльная власти) «Родина» имеет все шансы отнять часть электората у аморфной и потерявшей идентичность «Справедливой России», а также у стагнирующей КПРФ. Впрочем, по мнению ряда экспертов, именно лояльность «Родины» делает ее почти неотличимой для «продвинутого» избирателя от парламентской псевдооппозиции.

Александр Кынев, политолог:

«В начале нулевых годов за системную оппозицию голосовал образованный городской избиратель, и именно он стал главной жертвой ее законотворчества. Поэтому было бы странно ждать от таких избирателей какой-то лояльности. Для такого избирателя альтернатива сейчас простая: либо не ходить на выборы, либо голосовать за кого-то другого. Но вряд ли с точки зрения тех избирателей, которые были базовыми для парламентских партий в последние годы, «Родина» с Рогозиным будет восприниматься как нечто более приличное, чем «Справедливая Россия» или КПРФ».

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

Кандидат на многоступенчатое избрание

Губернатор ХМАО Наталья Комарова вошла в шорт-лист ЕР на должность главы региона. Отметим, что две другие кандидатуры – спикер облдумы и депутат Госдумы – не являются спойлерами, что можно трактовать либо как внутрипартийную конкуренцию, либо как намерение подкрепить хедлайнера статусными сторонниками. После отбора кандидатов губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым и президентом РФ окончательный список поступит на рассмотрение в парламент автономии. В любом случае, можно говорить о частичном сохранении интриги.

У постоянного лидера губернаторских рейтингов главы ЯНАО Дмитрия Кобылкина внезапно возникла проблема юридического характера. Прокуратура потребовала исправить свыше 30 нормативных актов окружного правительства из-за нарушения закона при их принятии и выявленных коррупциогенных факторов. Несколько служащих были привлечены к ответственности.

Заксобрание Севастополя может в осеннюю сессию принять закон о прямых выборах губернатора, а глава города Сергей Меняйло теоретически может пойти на досрочные выборы до 2019г., при этом велика вероятность его поражения спикеру Алексею Чалому.

Коалиции с прицелом на сенат

Губернаторы Брянской (Александр Богомаз), Омской (Виктор Назаров) и Смоленской (Алексей Островский) областей вступили в негласные предвыборные коалиции с партиями-оппонентами. Их представители – соответственно депутаты Госдумы от партий ЛДПР (Сергей Калашников), СР (Елена Мизулина) и ЕР (Франц Клинцевич). В обмен на союз губернаторы делегируют этих политиков в Совет Федерации. Статусные депутаты, видимо, не уверены в переизбрании в Думу по смешанной системе, поэтому соглашаются на переход в верхнюю палату либо выполняют установки федерального партийного руководства. Кроме указанных депутатов-ветеранов, Госдуму покинут и другие парламентарии-единороссы со стажем – Николай Булаев и Юрий Волков. Таким образом, намечается обновление нижней палаты. Говорить о «казахстанской модели» преемства (постепенное наделение полномочиями парламента в отсутствие явного наследника при стареющем президенте) пока нет оснований, но стремление омолодить Госдуму явно прослеживается.

Праймериз: демократия попрана и восстановлена

Резко набравшие популярность и прошедшие во многих регионах партийные праймериз вызвали критику движения «Голос» и Комитета гражданских инициатив (особенно праймериз ЕР) за применение административного ресурса, непрозрачность и противодействие СМИ. Самым ярким примером стали праймериз в Самарской области, о которых мы писали в предыдущем обзоре. В то же время президиум генерального совета ЕР отменил решение губернатора Николая Меркушкина, восстановил в списке победителей праймериз, вынес предупреждение секретарю регионального отделения и доложил о скандале главе партии Дмитрию Медведеву. Таким образом, в конфликте губернатора и местных бизнес-групп Меркушкину не удалось, как ранее, волюнтаристским решением переломить ситуацию в свою пользу. Одновременно можно говорить о восстановлении нарушенного главой региона принципа внутрипартийной демократии.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОНТРРЕФОРМА

Муниципальные «бастионы»

Противостояние региональных и муниципальных властей в основном разворачивалось в тех субъектах, где это стало уже традицией. Например, карельские общественники продолжают протестовать против отмены прямых выборов мэра Петрозаводска, обратившись в Конституционный суд РФ.

Заксобрание Свердловской области лишило главу гордумы Екатеринбурга Евгения Ройзмана статуса мэра, но губернатор Евгений Куйвашев наложил на закон вето. Версию, что закон был принят с его подачи, но из-за негативной реакции общественности заблокирован, косвенно подтверждает последовавшая экстренная встреча Куйвашева с фракцией ЕР. При этом муниципалитеты региона продолжают лишать прямых мэрских выборов.

Продолжается скандал в Великом Новгороде. Депутаты гордумы вопреки решению суда, восстановившего в должности мэра Юрия Бобрышева, назначили врио главы администрации Александра Тарасова, который за четыре дня проделал стремительную карьеру (глава района – вице-мэр – врио мэра). Гордума использовала таким образом время, выигранное благодаря апелляции.

Новые механизмы давления на мэров

Новый конфликт разгорается в непокорной Новосибирской области. Депутаты Барабинского района отказались отменять прямые выборы главы и проигнорировали решение областной власти, присоединившись таким образом к Куйбышеву, Оби, Бердску и Новосибирску. Губернатор Владимир Городецкий в ответ пригрозил «принять меры», создав из областных чиновников комиссию по оценке работы муниципалитетов. Она уполномочена рекомендовать уволить того или иного муниципального главу.

Отметим, что вскоре губернаторы получат еще один рычаг давления на мэров и сити-менеджеров: правительственная комиссия одобрила законопроект, дающий право губернаторам отрешать их от должности за установленные судом нарушения бюджетного законодательства. Об избыточности данной нормы мы уже писали ранее.

ВНЕШНИЕ СВЯЗИ РЕГИОНОВ, ИНВЕСТИЦИИ, БИЗНЕС

«Железный занавес» для регионов

На фоне напряженного поиска инвестиций принят закон, серьезно ухудшающий условия этого поиска регионами. Согласно ему, проекты внешнеэкономических соглашений регионов теперь подлежат не просто представлению за месяц в МИД, а согласованию со всеми заинтересованными федеральными ведомствами, коих в случае конкретного соглашения может набраться до нескольких десятков. Это грозит затянуть процесс согласования более чем на год и парализовать любую внешнюю активность регионов. Субъектам РФ остается требовать корректировки абсурдного закона, а пока «спускать» договоры на уровень муниципалитетов и предприятий, дробить комплексные соглашения для экономии времени, а также настаивать на создании единой межведомственной комиссии, которая бы осуществляла комплексное согласование проектов.

До вступления закона в силу Калужская и Вологодская области успели укрепить отношения с КНР, ХМАО – с Киргизией, а Забайкальский край, похоже, все-таки сдал в аренду китайской компании 115 тыс. га земли.

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аксёновский торг в кадыровском стиле

Сергей Аксёнов ожидаемо пошел на попятную и отменил свое же скандальное решение о создании комиссии по защите прав чиновников. Кроме того, в трехчасовом интервью местным СМИ он постарался оправдать включение и собственных родственников в органы власти, и соратников, попавших в коррупционные скандалы.

Аксёнов, во-первых, «торгуется» с центром, пытаясь отстоять членов своей команды, во-вторых, пытается отсрочить возможные отставки и облечь их в максимально удобную для себя форму (кадровые решения после годовых министерских отчетов в сентябре).

В публичном поле Аксёнов, похоже, взял на вооружение стиль Рамзана Кадырова: выражая максимальную лояльность президенту РФ, критикует силовиков и в целом «федералов», отстаивая тем самым негласное право решать практически единолично любые вопросы в рамках своего региона.

Сработает ли стиль Кадырова в исполнении Аксёнова – пока неясно, однако риск «перегнуть палку» для главы Крыма очевидно выше, чем для его чеченского коллеги, в силу того что национальные республики занимают в РФ положение, которое «не светит» новым субъектам.

Большое количество принятых на прошлой неделе решений лишь усилило ощущение беспорядочности процесса управления на федеральном и, как следствие, на региональном и муниципальном уровнях. Есть основания говорить если не об отсутствии, то о размытости стратегических целей руководства страны.

Все более остро ощущается нехватка средств как на развитие экономики, так и на социальную сферу. Высока вероятность того, что майские указы окажутся в одном ряду с нацпроектами, «удвоением ВВП» и прочими идеологемами.

О необходимости глубоких экономических преобразований говорит как власть, так и оппозиция, однако по факту этот процесс находится в зависимости от политической ситуации. Пока она стабильна, и для экономики эта стабильность является синонимом стагнации.

Версия для печати
Главное