Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
11 марта 2014

Анализ региональной политики за 3–10 марта 2014г.

Происходящая на Украине ситуация во многом напоминает XVII-XVIII вв.: раскол на прозападную и прорусскую части, междоусобица, прошение принять в состав России, конфликт России с Западом. Желая помочь Крыму и закрепить его в своей сфере влияния, а также стремясь минимизировать расходы, федеральный центр пошел на интересный шаг – призвал регионы помочь Крыму. Чем это все чревато, а также о том, какие процессы происходят параллельно – в нашем обзоре за прошедшую неделю.

«Война санкций»

В Сочи начались Паралимпийские игры, которые, к сожалению, оттеняются украинским кризисом, приобретшим общемировое значение.

США и Европейский союз объявили о начале подготовки к введению санкций в отношении России. Частично они уже введены – это заморозка подготовки к саммиту G8 и визовому соглашению, а также запрет въезда в США некоторым должностным лицам. Более серьезных мер пока добиться не удается, так как европейский и американский истеблишмент не едины в отношении целесообразности «войны санкций».

Все это, а также прекращение Россией масштабных военных учений обусловило некоторое восстановление курса рубля и акций отечественных компаний, которые с началом «крымского инцидента» обрушились и достигли исторического минимума. Стоит отметить, что Центробанк сумел удержать курс рубля путем рекордных валютных интервенций, а его председатель Эльвира Набиуллина, хотя и заявила на совещании у президента, что фундаментальных причин обесценивания рубля не видит, все же осторожно добавила, что его долгосрочному укреплению буду способствовать совсем другие меры.

«Крымский узел»

Камнем преткновения между Россией с одной стороны и новой украинской властью и Западом с другой является статус Автономной республики Крым, власти которой объявили о стремлении войти в состав России.

В свою очередь, российские ведомства по поручению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева начали разработку мер по оказанию поддержки Крыму. Так, Минфин готовит программу финансовой помощи Крыму, власти которого уже попросили в качестве помощи и инвестиций шесть миллиардов долларов. По словам председателя Верховного совета республики Крым Владимира Константинова, в случае вхождения Крыма в состав России бюджет республики будет увеличен вдвое, а социальные выплаты – в четыре раза.

Возникает закономерный вопрос: из каких источников в условиях бюджетного дефицита и кризиса российское правительство планирует оказывать немалую помощь? Министерство финансов пока предлагает организовать помощь Крыму через регионы, сославшись на инициативу приграничных с Украиной российских областей.

Минфину вторит Совет Федерации, рекомендовавший губернаторам рассмотреть возможность помощи Крыму, создав и возглавив соответствующие комиссии. По мнению сенаторов, таким способом можно собрать 3-4 млрд руб.

Кроме финансовых и газовых рычагов, правительство рассматривает вопрос упрощения порядка предоставления гражданства для иностранцев, признанных носителями русского языка. Различные варианты этого шага уже предложили депутаты Госдумы. Кроме того, Министерство регионального развития РФ рекомендовало регионам, участвующим в программе переселения в Россию соотечественников (на западе это Брянская, Воронежская, Курская, Липецкая, Волгоградская, Калужская области), заявления от приезжающих с Украины рассматривать в приоритетном порядке и оказывать им максимальное содействие.

Больше региональных хабов

Украинская эпопея смогла приглушить и тему развития Дальнего Востока, единственным событием в рамках которой стало предложение Министерства по развитию Дальнего Востока снизить требования к получению субсидий на межрегиональные авиаперевозки в регионе: увеличить предельную дальность маршрутов, отменить требования по объему пассажиропотока и частоте рейсов. Причина – неспособность дальневосточных регионов выполнить условия Министерства транспорта и торговли по софинансированию перевозок (в итоге все регионы, кроме Якутии, от субсидий отказались). Данные предложения будут проработаны до 1 апреля, кроме Дальнего Востока, в программу предложено включить Новосибирск и Екатеринбург. Их актуальность несомненна, но в то же время стоит отметить, что созданное в нарушение отраслевого принципа Минвостокразвития, по определению отличающееся от остальных ведомств, при лоббировании особых условий развития Дальнего Востока будет и дальше вступать в конфликты с отраслевыми министерствами.

Минфин РФ понимает регионы

Интересное интервью дал на прошлой неделе замминистра финансов Леонид Горнин. Выразив озабоченность тем, что финансирование региональных бюджетов покрывает лишь текущие расходы (в том числе по реализации майских указов), он отметил, что собственные доходы субъектов Федерации рекордно низки (а в 14 регионах и вовсе сократились). Отдельной проблемой, по словам чиновника, является рост краткосрочных кредитов, что снижает финансовую устойчивость субъектов РФ. Более того, у 10 регионов долг превысил размер общих доходов.

В то же время даже в такой жесткой ситуации ряд регионов смогли минимизировать риски: взаимодействуют с банками через конкурсные процедуры, стараются брать лишь долгосрочные кредиты и в итоге добиваются снижения ставок по кредитам.

В отношении регионов «рекордных должников» будут приняты меры: согласование с Минфином любых изменений бюджета, контроль эффективности налоговых льгот и субсидий юрлицам, ограничение роста зарплаты служащих, сокращение расходов на содержание губернатора, органов власти региона и муниципалитетов. Подготовлены поправки в законодательство, предусматривающие отрешение глав регионов и муниципалитетов, не сумевших сократить бюджетную задолженность.

Кроме санкций, Минфин планирует и иные механизмы взаимодействия: так, основной задачей на ближайшие годы является переход от целевых субсидий к дотациям, что позволит регионам самостоятельно определять направления расходов. О регулярных жалобах губернаторов (в частности, главы Дагестана Рамазана Абдулатипова) на существующую негибкую систему мы уже писали в одном из обзоров. В целом можно отметить стремление Минфина к сокращению числа субсидий через их консолидацию. По словам Горнина, в бюджетной стратегии-2030 стоит задача: одна госпрограмма – одна субсидия к 2020г. Размеры помощи предполагается увеличить по причине неспособности регионов так же эффективно, как и в прошлые годы, выполнять социальные обязательства, особенно по реализации майских указов.

Расширить предполагается и права регионов в межбюджетных отношениях с муниципалитетами. Таким образом, налицо понимание Минфином сложного положения регионов, и остается надеяться, что обозначенные планы будут реализованы в срок.

Поможем Крыму!

Губернаторы оперативно отреагировали на призыв федеральной власти помочь Автономной республике Крым. Глава Татарстана Рустам Минниханов посетил Крым и встретился с его руководством, после чего между республиками было подписано соглашение о сотрудничестве; в Ярославской области по поручению губернатора Сергея Ястребова организован сбор средств в поддержку соотечественников; с аналогичным призывом к жителям Мурманской области обратилась губернатор Марина Ковтун; тамбовский губернатор Олег Бетин поручил создать гуманитарный фонд и направить в Крым делегацию; гуманитарную помощь Крыму организуют по поручениям глав Москвы (Сергей Собянин), Волгоградской области (Сергей Боженов), Пермского края (Виктор Басаргин), Чечни (Рамзан Кадыров) и другие губернаторы.

Подготовка губернаторов к выборам

Прошедшая неделя ознаменовалась только одним кадровым решением: один из «региональных тяжеловесов» – губернатор Воронежской области Алексей Гордеевпереназначен врио главы региона. Таким образом, Кремль не стал менять Гордеева, который по всем рейтингам входит в число губернаторов-лидеров, а оппозиция на грядущих выборах вряд ли сможет ему противостоять.

У врио Орловской области Вадима Потомского ситуация более шаткая: он «варяг»-коммунист, а единороссы, заявившие о намерении участвовать, победили на всех только что прошедших в регионе 10 муниципальных выборах. Шансы на победу коммуниста могут вырасти, если кандидатов от власти будет несколько, как в Новосибирске.

Дать бой намерены коммунисты и в Кировской области, где обвинили своего давнего «неприятеля» и.о. губернатора Никиту Белых в использовании административного ресурса и грязных технологий.

Сложными могут стать выборы и для и.о. губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, который стал первым участником праймериз ЕР. Среди возможных оппонентов Владимирова – бывший губернатор Александр Черногоров, способный оттянуть у представителя власти около 10% голосов только на волне ностальгии.

Неожиданно демонтирует властную вертикаль Республики Удмуртия ее новый глава Александр Соловьев, методично избавляющийся от всех соратников прежнего руководителя. Возможно, причина в желании избавить себя от проблем в виде команды бывшего главы на предстоящих выборах.

Муниципальные проблемы региональной власти

Неприятности возникают и у действующего главы Башкортостана Рустэма Хамитова, который до сих пор не может продавить назначение сити-менеджером Нефтекамска своего ставленника. Конфликт региональной и муниципальной власти уже стал скандальным: депутаты в знак протеста даже пригрозили сложить полномочия.

«Муниципальные проблемы региональной власти» сохраняются и в Новосибирской области. После окончания регистрации кандидатов на пост мэра Новосибирска в списке из 32 претендентов осталось 17, двое из которых – бывшие вице-губернаторы. Учитывая высокую конфликтность на стадии выдвижения и регистрации кандидатов, внутрипартийные разногласия и так далее, стоит ожидать конкурентной, яркой, возможно, скандальной избирательной кампании, от результата которой во многом будет зависеть судьба губернатора области Василия Юрченко. Борьба развернется либо между ставленником губернатора и коммунистом, либо между ставленником губернатора и единым кандидатом от оппозиции, либо между двумя бывшими «вице»: вице-мэром и вице-губернатором; кроме того, необходимо учитывать потенциально высокий результат националистов.

Еще один скандал в регионе – завершение уголовного дела в отношении мэра Бердска Ильи Потапова. Мэр-коммунист обвиняется в мошенничестве и взяточничестве. Основание для возбуждения дела – заявление депутата-единоросса и бизнесмена – очень напоминает ситуацию в отношении другого оппозиционного мэра Евгения Урлашова, которого суд отказался выпустить под залог и продлил арест, несмотря на ходатайство известных личностей. Третий оппозиционный мэр, попавший на прошлой неделе в поле зрения правоохранительных органов – глава Екатеринбурга Евгений Ройзман, в отношении которого прокуратура проводит проверку по информации о превышении полномочий после его вмешательства в конфликт по поводу точечной застройки.

Опасение неуправляемости муниципальных элит и обусловливает решение мэра Москвы Сергея Собянина, который, несмотря на выраженное стремление к прозрачным избирательным кампаниям, намерен отказаться от прямых выборов глав управ и префектов.

Успешный лоббизм – успешная экономика

Агентством экономических новостей опубликован рейтинг эффективности лоббистов, где фигурируют и губернаторы. К первой тройке самых сильных лоббистов (чей «вес» сопоставим с федеральными политиками) относятся Сергей Собянин, Рамзан Кадыров, Рустам Минниханов.

Неслучайно Татарстан отмечен Дмитрием Медведевым как регион с важным для страны промышленным проектом, на которое планируется предоставить 8 млрд руб. кредитов. Таким образом, Татарстан остается одним из регионов-лидеров, и неслучайно особая экономическая зона на его территории отнесена к успешным. Другая ОЭЗ (также промышленно-производственного типа) будет создана на территории Северного Кавказа и объединит ряд предприятий Ставрополья, Карачаево-Черкесии и Чечни.

Не покидает первую пятерку лоббистов и тюменский губернатор Владимир Якушев, который, по мнению наблюдателей, не только имеет ресурсы, но и умеет ими пользоваться.

Над повышением своего лоббистского ресурса работает и.о. губернатора Челябинской области Борис Дубровский, пригласивший на переговоры депутатов Госдумы от региона для «перезагрузки» отношений и налаживания работы на федеральном уровне.

Запрос федеральной власти на региональное участие в помощи Крыму немного стимулировал политическую активность губернаторов, которая заметно снизилась с началом украинского конфликта. Ряду регионов и федеральных ведомств, возможно, удастся получить некоторые положительные результаты от инцидента. В целом можно оценивать воздействие сугубо внешнеполитического процесса на региональную экономику сугубо негативно – субъекты Федерации получили дополнительную нагрузку, и ожидать от них колоссальной помощи не приходится. Развитие региональной экономики и промышленности наглядно иллюстрирует важность лоббистской деятельности главами регионов: те, кто не ведет такую деятельность, средств не получают.

Версия для печати
Главное