Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
10 сентября 2012

Рейтинг оценок деятельности руководителей субъектов Федерации
С 3 по 9 сентября 2012 года

Улучшили свои позиции за минувший период
Сахалинская область+ 7
Ямало-Ненецкий АО+ 5
Свердловская область+ 4
Приморский край+ 3
Томская область+ 2
Ухудшили свои позиции за минувший период
Воронежская область- 1
Ульяновская область- 3
Брянская область- 4

Представители губернаторского корпуса за период с 3 по 9 сентября получают 5 положительных оценок и 3 отрицательные.

Начало осени характеризовалось существенным увеличением внимания федерального центра к ситуации в регионах как с экономической, так и с политико-правовой точек зрения.

Одной из важных инициатив, с которой выступили представители федерального центра в начале сентября, стало предложение Минфина, который считает нужным «снимать» губернаторов с должности за долги региона. В частности, заместитель министра финансов Михаил Котюков предлагает обязать регионы и муниципалитеты, чья просроченная задолженность превышает 10% от запланированных на этот год доходов, подписывать с Министерством финансов соглашение о мерах восстановления платежеспособности. Если же обязательства, взятые в рамках указанных документов, не исполняются или не дают положительного результата, это должно стать основанием для отрешения глав регионов от должности.

NB Среди российских территорий самый большой объем долга сейчас у Москвы – 215,9 млрд руб. На втором месте Татарстан (85,9 млрд руб.), на третьем – Московская область (80,2 млрд руб., при этом за считанные месяцы регион очень существенно снизил долговую нагрузку), также тяжелая ситуация у Краснодарского края (43,4 млрд руб.). Если сравнивать объемы долгов с собственными доходамирегионов, то лидером является Республика Мордовия, задолженность которой составляет 126% от доходов бюджета, чуть лучше обстоят дела у Северной Осетии - Алании (отношение госдолга к доходам бюджета 117%). Значительная долговая нагрузка (более 90%) у Костромской, Астраханской и Саратовской областей.

В целом на 1 июля 2012 года госдолг субъектов РФ составил 1 трлн 111 млрд 76,54 млн руб. Несмотря на некоторое его снижение (за первое полугодие текущего года объем государственного долгасократился в 52 регионах, вырос – в 25, еще в шести остался на прежнем уровне), в условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры данный показатель продолжает внушать серьезные опасения.

На этом фоне рассматриваются самые фантастические варианты решения проблемы, включаязаконодательную отмену поселенческих структур местного самоуправления (правда, никакой гарантии, что это позволит действительно снизить издержки и повысить эффективность расходования бюджетных средств, на практике не существует, зато риски для политико-социальной ткани страны идея содержит не меньшие, чем пресловутая схема повсеместного внедрения института «сити-менеджеров»).

Что касается оценки лоббистского потенциала губернаторского корпуса, то прежде всего заслуживает внимания подписанный президентом указ об образовании совета при главе государства по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике. В состав совета вошли главы 4 субъектов Федерации: Марина Ковтун, Владимир Миклушевский, Михаил Мень и Владимир Якушев (при этом господин Мень также вошел в президиум совета, что подчеркивает его особый аппаратный статус).

Среди неформальных, но важных политических поручений, которые дает федеральный центр губернаторскому корпусу, экспертам «Клуба Регионов» на истекшей неделе запомнилась«обеспокоенность» Кремля слишком жесткими законодательными ограничениями, которые принимаются на местах в целях сужения коридора протестных настроений. Следует отметить, что наиболее технологически сильные региональные команды прибегают к гораздо более эффективным, мягким технологиям контроля над политической ситуацией.

Наконец, заслуживает внимания очередной совместный рейтинг «Политической экспертной группы» и журнала «Политические технологии», составивших «Индекс избираемости» губернаторов РФ. Судя по данному документу, в настоящее время самыми непопулярными российскими губернаторами являются главы Курганской области Олег Богомолов, Курской области Александр Михайлов и Орловской области Александр Козлов, а самый популярный и влиятельный в своем регионе губернатор в России – глава Кемеровской области Аман Тулеев.

Итоги недели
Улучшили
Александр Хорошавин
(Сахалинская область)
Ухудшили
Николай Денин
(Брянская область)
Положительные оценки заслужили главы 5 регионов, информация о которых наиболее активно распространялась в рассматриваемый период.
Александр Хорошавин (Сахалинская область)

поддержал крайне ценную для развития страны на Дальнем Востоке идею организовать экспедицию к безымянным островам Курильского архипелага и дать островам названия, что должно послужить «символом единства Сахалинской области, неделимости российских территорий». Заметим, что экспедиция имеет серьезный региональный статус: в ее состав вошло около 140 представителей сахалинской общественности – врачи, учителя, шахтеры, рабочие, журналисты федеральных и региональных СМИ, а также члены Совфеда.

Другим важным достижением, сделанным сахалинским губернатором в начале сентября, стали совместные решения, достигнутые в ходе рабочих встреч с руководителями корпораций «Роял Датч Шелл» и «Эксон Мобил», которые накануне саммита АТЭС посетили Сахалинскую область. В частности, правительство Сахалина, компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» и региональный совет малых народов подписали новое соглашение о сотрудничестве, которое будет распространяться на защиту среды обитания коренных малочисленных народов Севера, поддержку их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Не менее важно подписанное господином Хорошавиным уже в рамках мероприятий саммита АТЭС соглашение с президентом ОАО «НК «Роснефть» Игорем Сечиным, в котором большое внимание уделено поддержке социальной сферы региона, созданию рабочих мест и развитию спорта.

Эксперты «Клуба Регионов» отмечают существенные политические и экономические наработки, сделанные Александром Хорошавиным за относительно короткий срок, что выводит его в «Рейтинге регионов» на лидирующие позиции. 

Игорь Федоров (Ямало-Ненецкий АО)

весьма своевременно выразил обеспокоенность намерениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом приватизировать Нарьян-Марский морской торговый порт.

В итоге господин Федоров обратился к премьеру РФ Дмитрию Медведеву и к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой рассмотреть возможность отказа от продажи порта (аналогичное письмо глава НАО направлял руководителю федерального агентства по управлению государственным имуществом Ольге Дергуновой).

Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты отмечают, что несмотря на то, что грузооборот порта Нарьян-Мара не очень высок, это единственный государственный порт в акватории Северного морского пути в восточноевропейской части России и единственный оператор портовых средств с обустроенными причалами, где переработка грузов осуществляется с помощью профессиональной техники.

То есть без государственного контроля над его функционированием в перспективе проигрывает не только НАО, но и закладываются проблемы при реализации инфраструктурных проектов с «тяжелой экономикой», а также страдают интересы Минобороны и целого ряда иных ведомств.

Заметим, что глава Ненецкого АО параллельно с запросами в государственные инстанции также задействовал выходы на крупнейших потенциальных инвесторов, заинтересованных в развитии региона: в частности, он направил письмо президенту «Роснефти» Игорю Сечину с предложением использовать инфраструктуру округа как базу для освоения месторождений на арктическом шельфе в Карском море. По мнению Федорова, базой для проведения морских геологоразведочных работ может стать инфраструктура Нарьян-Мара и поселка Амдерма.

Активная лоббистская позиция господина Федорова, пытающегося сохранить инфраструктуру освоения арктического шельфа, характеризует его не только как стратегически мыслящего хозяйственника, но и как государственника, что приносит на его текущий счет в «Рейтинге регионов» высокие положительные баллы. 

Евгений Куйвашев (Свердловская область)

эффективно отреагировал на эскалацию социальной напряженности, отмеченную на ряде промышленных предприятий Среднего Урала.

После прошедших 2 сентября в Краснотурьинске митингов против закрытия электролизного цеха на Богословском алюминиевом заводе состоялось первое заседание созданной по поручению Куйвашева комиссии по урегулированию ситуации. В итоге директор по связям с государственными органами ЗАО «Русал Глобал Менеджмент Б.В.» Олег Вайтман заявил, что компания в течение трех лет может построить на БАЗе новое электролизное производство стоимостью $1,4-1,5 млрд при условии снижения энерготарифов.

И, судя по всему, свердловскому губернатору удалось пролоббировать поставленные обоюдно условия, так как на совещании под председательством зампреда правительства РФ Аркадия Дворковича было принято решение о сохранении производства на Богословском алюминиевом заводе.

На этом фоне позиция, занятая по данному вопросу Олегом Дерипаской, выглядит не более чем элемент переговорного процесса, позволяющего бизнесмену ставить все новые дополнительные условия.

Аналогичным образом действует господин Куйвашев и в решении проблемы завода «Автомобили и моторы Урала» (Новоуральск): после того как бывшие рабочие завода начали повторную голодовку из-за невыплаты задолженности по заработной плате в размере 34 млн руб., губернатор написал письмозампреду правительства РФ Дмитрию Рогозину с просьбой содействовать в привлечении холдинговых структур для возрождения производства.

Справедливости ради следует заметить, что глава Среднего Урала действует не только в «реактивном» режиме: заявив о том, что руководство области не должно быть «пожарной» командой в решении проблем неэффективных собственников, он потребовал в сжатые сроки разработать областную программу модернизации промышленности.

Очевидно, свердловский губернатор начал эффективно применять характерный для себя жесткий управленческий стиль, в итоге на его текущий счет в «Рейтинге регионов» поступают позитивные баллы. 

Владимир Миклушевский (Приморский край)

представил на пленарном заседанииделового консультационного совета АТЭС главные инвестиционные проекты региона. Заметим, что Приморье достаточно эффективно использовало не только инвестиции, сделанные федеральным бюджетом в подготовку саммита: например, на самом мероприятии Внешэкономбанк и краевая администрация заключили соглашение о сотрудничестве.

По оценкам губернатора, в Приморском крае будет расположена одна из пяти разрешенных в России игорных зон, что позволит «построить интегрированный курорт мирового класса. В течение 5-10 лет мы планируем достичь показателя в 10-12 млн туристов в год», – заявил глава Приморья.

Второй ключевой проект, на который губернатор обратил особое внимание, – создание автомобильного кластера компанией Sollers, которое стартовало с крупноузловой сборки автомобилей южнокорейской компании SsangYong. К настоящему моменту оно дополнено соглашениями с компаниями Toyota и Mitsui по сборке автомобилей Toyota и Mazda. Цель, которую господин Миклушевский планирует достичь в течение ближайших полутора-двух лет, – выход на полносборочное производство 100 тыс. автомобилей в год.

Отметим, что освещение инвестиционной позиции господина Миклушевского велось ключевыми СМИ АТР: с губернатором Приморья общались журналисты из Китая, Кореи, Японии, США и других стран.

Несмотря на международный характер мероприятия, очевидна его позитивная роль не только для федерального центра, но и для позиционирования губернатора края, – это делает Владимира Миклушевского одним из «плюсовиков» текущего «Рейтинга регионов».

Сергей Жвачкин (Томская область)

представил новую систему исполнительной власти региона, разработанную компанией «ИМА-консалтинг» (ранее занималась выполнением аналогичной работы для мэра Москвы Собянина). Структура обладминистрации теперь построена по кластерному типу (включает 7 проектно-ориентированных целевых кластеров). Эксперты считают, что кластерный подход «оптимален и соответствует духу времени», а полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский заявил, что новая структура администрации Томской области позволит региону стать одним из первых, кто перейдет на построение бюджета по проектно-целевому принципу.

Эксперты отмечают, что господину Жвачкину удается совмещать повышение эффективности органов региональной исполнительной власти с собственным позиционированием в качестве эффективного аппаратного игрока (несколько ранее он подписал распоряжение о создании экспертного совета при губернаторе по мониторингу достижения регионом целевых значений показателей социально-экономического развития, определенных президентом России), а также современно мыслящего политика.

В частности, в рассматриваемый период томский губернатор назначил начальником департамента экспертно-аналитической работы региональной администрации главу фракции либерал-демократов в облдуме Виталия Оглезнева.

Политически прогрессивные управленческие решения, получившие поддержку экспертного сообщества и полпредства, приносят Сергею Жвачкину в «Рейтинге регионов» положительные оценки.

Негативную оценку деятельности заслужили в рассматриваемый период главы 3 регионов страны.
Алексей Гордеев (Воронежская область)

на истекшей неделе поручил подготовить обращение в Росимущество с просьбой передать в областную собственность находящееся на балансе федеральных властей Воронежское водохранилище.

При этом воронежский губернатор не ограничился традиционными бюрократическими элоквенциями, а прямо указал федеральным властям на то, что они не финансируют содержание этого «важного для воронежцев объекта», по причине чего его экология резко ухудшилась.

Эксперты «Клуба Регионов» отмечают, что экологическая тема, болезненная для господина Гордеева главным образом по причине непродуманности его же собственной информационной политики, теперь становится с его подачи проблемой федералов. В итоге перекладывание проблемы «с больной головы на здоровую», несмотря на формальную заботу о здоровье горожан, приносит губернатору символический отрицательный балл.

Сергей Морозов (Ульяновская область)

«на полном серьезе» предложивший Дмитрию Медведеву упразднить администрации сельских поселений (передав их функционал неким энтузиастам из числа «сельских старост») и направить высвободившиеся деньги на финансирование проблемных отраслей жизнеобеспечения поселений, вызвал прямую и косвенную критику экспертного сообщества и управленческого аппарата.

Вероятно, позиция господина Морозова могла быть заранее рамочно согласована с премьером (напомним, что именно Морозов «подыгрывал» господину Медведеву по вопросу введения «муниципальных фильтров»); кроме того, о том, что идея может быть интересна председателю правительства, свидетельствует и трактовка всегда лояльного ему издания «Коммерсант».

Однако уже в ходе самого совещания по развитию села очередная «креативная инициатива» губернатора Морозова вызвала лишь недоумение управленцев, действительно работающих с указанным уровнем местного самоуправления: в частности, ее не поддержал глава Энгельсского муниципального района Саратовской области Дмитрий Лобанов.

Реакция экспертного сообщества оказалась еще жестче: глава комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению Степан Киричук заявил, что согласно Конституции РФ «строение органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». А вице-президент Ассоциации сельских поселений РФ Юрий Гурман назвал предложение ульяновского губернатора не только антиконституционным, но и деструктивным по сути. По мнению эксперта, его реализация ведет к лишению поселений стимула к развитию, а возможно, и к снижению собираемости налогов.

NB Помимо усталости от социальных экспериментов над населением и властью, резонно обратить внимание на другую, явно популистскую идею господина Морозова – о создании в правительстве Ульяновской области «министерства информационных технологий и развития электронной демократии». Отнюдь не исключено, что ликвидация подобных структур, функционирование которых никакими законами как раз не обусловлено, могла бы дать ульяновскому бюджету экономию куда большую, нежели устранение одного из уровней власти, предусмотренных основным законом страны.

Эксперты «Клуба Регионов» напоминают, что идея с внедрением «муниципальных фильтров» уже обернулась для федерального центра большими проблемами, и оценивают предлагаемый господином Морозовым очередной социальный эксперимент в законотворческой сфере негативными баллами.

Николай Денин (Брянская область)

накануне губернаторских выборов столкнулся с крайне жесткими действиями МВД, которое попросило Следственный комитет провести проверку действий губернатора. По мнению силовиков, он безосновательно выделил из резервного фонда области 21,8 млн руб. птицефабрике «Снежка», контрольный пакет акций которой (56,7%) (как сообщают «Ведомости») принадлежит в равных долях жене господина Денина и его племяннице. (Ранее владельцем контрольного пакета акций являлся, по данным МВД, сам губернатор Денин.)

Столь жесткие действия полиции против кандидата на губернаторский пост, считающегося «согласованным на самом верху», о многом говорят. Более того, необходимо помнить, что это не первые недружественные действия полиции в его отношении. Напомним, что в конце августа она начала проверку по сообщению жителей о незаконной агитации за одного из кандидатов на пост губернатора области, при этом накануне данных действий в местных СМИ появилась информация о женщинах, поквартирно раздававших брошюры о выдвиженце «Единой России», предлагавших деньги за паспортные данные и обещание проголосовать за их кандидата.

Но если тогда подобные действия еще можно было воспринять в качестве демонстрации «равноудаленности» УВД, то теперь становится очевидным, что правоохранители намерены действительно «по полной» реагировать на поступающие им от недружественных Денину сил «сигналы». И можно прогнозировать, что подобные сигналы брянскому губернатору, которого компроматные издания все навязчивее связывают «с мафией», на ближайший месяц обеспечены.

Крайне неудачно складывающаяся предвыборная кампания делает Николая Денина главным «минусовиком» текущего «Рейтинга регионов». 

Версия для печати

Методика

Представленный вниманию аудитории «Клуба Регионов» рейтинг оценок деятельности руководителей регионов России составлен на основе изучения наиболее значимых событий федерального и регионального уровней, успехов и неудач региональных лидеров, реакции руководителей регионов на социальные, политические и экономические вызовы, анализа законотворческой и информационной активности глав субъектов Федерации, а также наиболее значительных для регионов событий федерального и международного масштаба. Ключевым критерием оценки является роль, которую играет глава субъекта РФ в жизни региона и страны в рассматриваемый период, и ее прогнозируемые позитивные или негативные последствия. Источником информации экспертов «Клуба Регионов» при составлении рассматриваемого рейтинга является репрезентативная информация федерального экспертного сообщества, официальная информация государственных структур (в том числе статистическая), сообщения СМИ, собственная информация на основе развитой корреспондентской базы в регионах.