Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
15 июня 2010

Рейтинг оценок деятельности руководителей субъектов Федерации
С 7 по 14 июня 2010 года

Улучшили свои позиции за минувший период
Нижегородская область+ 8
Республика Саха (Якутия)+ 7
Тамбовская область+ 6
Калужская область+ 5
Республика Ингушетия+ 4
Республика Тыва+ 4
Челябинская область+ 2
Забайкальский край+ 1
Краснодарский край+ 1
Ухудшили свои позиции за минувший период
Москва- 1
Республика Башкортостан- 1
Свердловская область- 2
Ханты-Мансийский АО - Югра- 2

Представители губернаторского корпуса за период с 7 по 14 июня получают 9 положительных оценок и 4 отрицательные.

Для региональной политики федерального центра накануне середины июня была характерна работа по дальнейшему расширению социальных и политических каналов, позволяющих осуществлять права населения.

В политической плоскости получили развитие процессы, направленные на усиление гарантий партий в региональной политической жизни. В частности, президент Дмитрий Медведев подписал закон, разрешающий создавать в региональных законодательных собраниях фракции, состоящие из одного депутата. При этом отмечено, что если в субъекте РФ предусмотрена работа депутатов на постоянной основе, то в этом случае каждой партии, представленной в региональном законодательном органе, дается право работы не менее чем одного депутата на профессиональной постоянной основе.

Помимо законотворческих реформ регионального политического пространства, все отчетливее в политике Кремля проявляется намерение усилить открытость политической жизни в регионах кадровыми методами. Именно в этом смысле некоторые эксперты истолковали назначение главой Якутии и.о. президента республики Егора Борисова, которого Дмитрий Медведев предпочел лидеру «Единой России» в регионе Айсену Николаеву. А переназначение Валерия Шанцева генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин вообще объяснил желанием президента подчеркнуть свою «политическую самостоятельность и суверенность от правящей партии», охарактеризовав само назначение как «вызов по отношению к правящей партии».

Отметим, что на изменения правил игры в региональном политическом пространстве реагирует «Единая Россия». В частности, 9 июня центральный избирательный штаб и президиум генсовета данной партии решили, что депутаты Госдумы и члены Совета Федерации после прохождения праймериз должны в своих субъектах возглавить региональные группы партсписков на региональных и муниципальных выборах, которые пройдут 10 октября. По мнению единороссов, участие таких «паровозов» повысит внутрипартийную конкуренцию, и лидеры «будут иметь лучшие стартовые возможности» для попадания в список на выборах в Госдуму.

В частности, Франц Клинцевич возглавит одну из групп на выборах в парламент Костромской области, Виктор Заварзин, Григорий Ивлиев, Александр Коган – на выборах в гордуму Оренбурга, Александр Хинштейн – в гордуму Нижнего Новгорода.

Тем самым, следует отметить смещение акцентов в избирательной кампании «партии власти» на непрямую агитацию, постепенный отказ от агитации с использованием в качестве «паровозов» губернаторов и мэров и повышение требований к общественным организациям сторонников партии и депутатам ГД.

На фоне тревожной тенденции обострения ситуации вокруг стихийного роста противодействия сотрудникам МВД в ряде регионов страны, названной экспертами ЦПКР «хаотизацией социальных процессов», президент Дмитрий Медведев подтвердил свою неизменную уверенность в необходимости реформирования МВД.

При этом определенные успехи в плане стабилизации ситуации были достигнуты в начале июня на Северном Кавказе. В частности, сотрудники ФСБ задержали террориста Али Тазиева по кличке Магас, причастного к ряду громких преступлений на территории Ингушетии и за ее пределами.

Одним из наиболее негативных факторов политической жизни регионов, на который слишком мало внимания обращают федеральные СМИ, является распространение «вширь и вглубь» курса на унификацию политической модели местного самоуправления путем введения назначения глав муниципалитетов (института сити-менеджеров). В данном контексте следует указать, что политика унификации муниципалитетов Югры, которая реализуется губернатором Натальей Комаровой с начала мая, встретила отпор депутатов крупнейшего муниципалитета автономного округа. Отметим в данной связи, что, по словам заместителя министра регионального развития Юрия Осинцева, выборы мэра отменены уже в 20% российских муниципалитетов. При этом господин Осинцев отмечает, что оценить эту практику сложно: есть как положительные, так и отрицательные примеры. Эксперты «Клуба Регионов» присоединяются к оценке, согласно которой назначение сити-менеджеров в большинстве случаев имеет под собой чисто прикладную информационную и политическую подоплеку (устранение «политической конкуренции снизу»), полностью противореча декларациям о курсе России на развитие местного самоуправления и политическую демократизацию, без которой немыслима и социально-экономическая модернизация. При этом наиболее негативным последствием является зримое снижение легитимизации власти в целом: в лице выборных мэров население теряет последнюю «отдушину» воздействия на нее. На практике делегитимизация властных институтов в целом ведет к усилению стихийной, неконтролируемой и децентрализованной активности населения (во многом именно в данной связи следует воспринимать атаки на «Сапсан», немотивированные нападения на сотрудников милиции и многие другие события последнего времени). Ползучее распространение практики «назначения всех и вся» приводит к отчуждению власти от населения, виртуализации обратной связи, утрате чиновниками и «аппаратными политиками» чувства реальности при восприятии проблем населения, подмене его «стратегемами» и «институциализированными моделями». Что, в перспективе, все более очевидно ведет к распаду социальной и политической ткани общества.

В социальной плоскости следует отметить внимание президента к летнему отдыху и оздоровлению детей. Дмитрий Медведев требует от губернаторов не допускать продаж детских лагерей отдыха; более того, на совещании по организации летнего отдыха детей и подростков глава российского государства заявил о том, что расходы на отдых детей должны быть обеспечены защищенными статьями региональных бюджетов, а если какая-либо структура или предприятие, компания или профсоюз пытаются продавать лагерь, губернаторы должны это взять под контроль и предложить его выкупить.

NB Активность президента объяснима с учетом условий, в которых проходит оздоровительная кампания 2010 года. От предыдущих лет она отличается в первую очередь тем, что ее финансированием отныне занимаются субъекты Федерации, а не фонд социального страхования. Чтобы помочь регионам, им перенаправили определенные налоговые источники. По подсчетам издания «Российская газета», перегруппировка ресурсов позволила в 2010 году на 18,7% увеличить финансирование детского отдыха.

В данной связи следует отметить, что на совещании по летнему отдыху детей, которое проводил Дмитрий Медведев, были высказаны претензии в адрес региональных властей Ленинградской, Астраханской, Омской и Челябинской областей, а также республик Татарстан и Коми.

В экономической плоскости центр-региональных отношений рассматриваемого периода следует выделить два процесса: тенденцию к переводу пригородных железнодорожных перевозок на баланс бюджетов субъектов Федерации и попытку развития российскими либерал-демократами дискуссии о параметрах отмены транспортного налога.

Среди интегральных экономических процессов в самих регионах представляет интерес деятельность «Ассоциации инновационных регионов России», меморандум о создании которой при методической поддержке Роснано и АНХ был подписан в Томской области между 8 субъектами Федерации –Татарстаном и Мордовией, Красноярским и Пермским краями, Томской, Иркутской, Новосибирской и Калужской областями.

Итоги недели
Улучшили
Валерий Шанцев
(Нижегородская область)
Ухудшили
Наталья Комарова
(Ханты-Мансийский АО - Югра)
Положительные оценки заслужили главы 9 регионов, информация о которых наиболее активно распространялась в рассматриваемый период.
Валерий Шанцев (Нижегородская область)

как и прогнозировали эксперты, судя по заведомо слабому списку, предложенному «Единой Россией» президенту Медведеву (см. предыдущий «Рейтинг регионов»), предложен региональному парламенту для наделения губернаторскими полномочиями.

Эксперты отмечают ряд ключевых осей конфликтов Валерия Шанцева: Михаил Виноградов – «сложную конфликтную ситуацию внутри политической элиты, в том числе отношения с мэром Нижнего Новгорода и рядом муниципалов» (не случайно в рассматриваемый период министр промышленности и инноваций Нижегородской области Николай Сатаев заявил о своем намерении противостоять в октябре на выборах мэра Вадиму Булавинову – по информации пресс-секретаря губернатора Евгения Муравьева, данное решение согласовано с Валерием Шанцевым), Алексей Мухин – конфликты «ЕР и Шанцева».

Меньшие по масштабу, но более публичные конфликты «связывают» Валерия Шанцева с ведущим программы «Момент истины» Андреем Карауловым, с нашедшим действующему губернатору «замену» Владимиром Жириновским, с ситуацией вокруг выгодного Чувашии и невыгодного Нижегородской области поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище и с голодовкой актеров нижегородского ТЮЗа.

С учетом такого количества «открытых» и «закрытых» аппаратных, политических, лоббистских и информационных противостояний, очевидно, что переназначение является безусловным достижением Валерия Шанцева.

NB Следует признать удачной с точки зрения PR и саму технологию, которой воспользовался нижегородский губернатор для того, чтобы выразить свою реакцию на переназначение: узнав о нем «из СМИ», он сообщил об этом в своем ЖЖ, отметив при этом, что приложит все усилия, чтобы оправдать доверие Дмитрия Медведева (напомним, что совсем недавно при личной встрече президент потребовал от Валерия Шанцева лично «ковыряться» в интернете).

Учитывая количество и типологию конфликтов, ассоциирующихся с Валерием Шанцевым, его переназначение следует признать весьма существенной политической победой. Что, вкупе с ее обстоятельствами, приносит господину Шанцеву высокие положительные баллы.

Вячеслав Штыров (Республика Саха (Якутия))

выигрывает от назначения своим преемником Егора Борисова, с 2003 года работавшего под началом господина Штырова председателем правительства республики (журнал «Финанс» даже назвал Борисова «дублером» Штырова).

Более того, Штыров всегда поддерживал Борисова, даже когда это составляло серьезный политический риск для него самого (напомним, что за Борисовым, по выражению главного редактора ИА SakhaNews Тамары Шамшуриной, тянется «длинный шлейф уголовных дел, хотя формально он всегда выходил сухим из воды»). С другой стороны, по оценке госпожи Шамшуриной, в пользу Борисова – прежде всего информационная открытость (он единственный в республике чиновник крупного уровня, который имеет свой сайт, причем не формальный).

Эксперты «Клуба Регионов» отмечают, что назначение «правой руки» главы субъекта РФ происходит впервые с начала действия нового порядка назначений и весьма полезно для реализуемых на территории Якутии инвестиционных проектов (а, во многом, ими и предопределено). В этих условиях добровольный характер ухода и победа его преемника приносят Вячеславу Штырову в «Рейтинге регионов» высокие положительные баллы.

Олег Бетин (Тамбовская область)

переутвержден региональным парламентом в занимаемой им должности. При этом за губернатора проголосовали 42 из 45 присутствующих депутатов Тамбовской облдумы, включая двух коммунистов (единственным «дисциплинированным» депутатом-коммунистом, выполнившим установку своего ЦК, оказался Сергей Топильский, еще два «противника» действующего главы региона являются независимыми депутатами). Одна из голосовавших, депутат от КПРФ Любовь Милосердова, сообщила «Клубу Регионов», что она проголосовала за наделение Бетина полномочиями губернатора, «так как глава региона очень вдумчиво подходит к решению вопросов социально-экономического развития».

Итоги голосования и поддержка господина Бетина большинством представленных в региональном парламенте коммунистов, заявляющих средствам массовой информации о том, что они ставят интересы региона выше директив ЦК, приносят тамбовскому губернатору высокие положительные баллы в «Рейтинге регионов».

Анатолий Артамонов (Калужская область)

в рассматриваемый период был утвержден региональным парламентом в занимаемой должности на четвертый срок, что само по себе, с учетом современных политических реалий, свидетельствует об «исключительном» характере переназначения.

При этом 32 из 39 присутствующих депутатов Законодательного собрания Калужской области проголосовали за переназначение господина Артамонова, а не участвовали в голосовании представители фракции КПРФ, бойкотировавшие процедуру голосования, поскольку «тот социально-экономический курс, который проводится губернатором, расходится с программными установками компартии».

Однако поддержка калужского губернатора единороссами и представителями «Справедливой России» оказалась единогласной, при этом депутат калужского заксобрания от фракции «Справедливая Россия» Вячеслав Горбатин заявил «Клубу Регионов» о том, что «таких эффективных губернаторов, как Анатолий Артамонов, по всей России наберется не больше десятка». (Напомним, что ранее поддержал действующего губернатора и зампред регионального отделения партии «Яблоко» Сергей Фадеев.)

Эксперты «Клуба Регионов» склонны согласиться с мнением Вячеслава Горбатина (более того, напомним, что член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев относит «артамоновскую команду» к одной из трех действительно эффективных губернаторских команд в стране); никаких зримых проявлений конфликта губернатора с представителями КПРФ экспертам припомнить не удалось, в связи с чем отказ коммунистов от участия в голосовании объясняется жесткой мартовской установкой ЦК КПРФ. Все это в сумме приносит Анатолию Артамонову в «Рейтинге регионов» высокие положительные баллы.

Юнус-Бек Евкуров (Республика Ингушетия)

в политическом плане выиграл от действий спецслужб на территории региона, направленных на пресечение активности террористического подполья.

9 июня сотрудники ФСБ задержали террориста Али Тазиева по кличке Магас, причастного к покушению на президента Ингушетии в июне прошлого года. По информации ФСБ, Тазиев также подозревается к причастности к нападению на Назрань в 2004 году и к организации взрыва двух пассажирских автобусов на Ставрополье.

А 11 июня Юнус-Бек Евкуров дал пресс-конференцию, посвященную задержанию лидера боевиков. Отвечая на вопросы журналистов, глава республики сказал, что задержанный Али Тазиев дает показания, в связи с чем открылись новые факты, касающиеся источников финансирования участников незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Ингушетии. По словам президента республики, основным источником финансирования боевиков была дань, которую они брали с чиновников и бизнесменов.

Господин Евкуров последовательно создает условия для блокирования развития терроризма на Северном Кавказе. Публичное обозначение им схем финансирования террористов в Ингушетии позволяет надеяться, что региональные власти предпримут все меры для пресечения подобных коррупционных каналов. В итоге начало июня приносит Юнус-Беку Евкурову в «Рейтинге регионов» положительные баллы.

Шолбан Кара-оол (Республика Тыва)

в рассматриваемый период выступил с рядом запоминающихся инициатив.

Основное тувинское политическое событие прошедшей недели связано со срывом попытки оппозиционных главе Тувы парламентариев поднять вопрос о законности нахождения на посту спикера Виталия Валькова. Не получив поддержки своих коллег-депутатов, оппозиционеры попросили перерыв, которым и воспользовались, чтобы покинуть заседание.

NB Напомним, что средства, высвобождаемые от сокращения двухпалатного парламента Тувы (количество депутатов будет снижено более чем впятеро, со 162 до 32) по решению главы Тувы будут направлены на строительство детсада.

Более года господин Кара-оол проводит реформу парламента. Политическое и информационное доминирование во взаимоотношениях с парламентской оппозицией, долгое время являвшейся основным оплотом политического сопротивления Кара-оолу, приносит ему в «Рейтинге регионов» положительные баллы.

Михаил Юревич (Челябинская область)

возглавивший «тройку» в списке «Единой России» на выборах депутатов заксобрания тем самым смог доказать руководству «партии власти» свою ценность в качестве «паровоза» (напомним, что в электоральной активности данной партии начинает преобладать подход, согласно которому акценты в избирательной кампании смещаются с использования в качестве «паровозов» губернаторов в пользу депутатов ГД).

Однако опрошенные «Клубом Регионов» уральские эксперты сомневаются в личной заинтересованности господина Юревича в «сокрушительной победе» «Единой России»: так, политолог Алексей Ширинкин считает, что Юревич попытается провести часть «своих» людей в заксобрание через «Справедливую Россию». Кроме того, безусловно, негативно скажется на результатах ЕР отсутствие в ее списке экс-губернатора Петра Сумина, имеющего довольно высокий рейтинг в регионе.

Об усилении напряженности между Юревичем и «людьми Сумина» свидетельствует и появление в СМИ рассуждений о наличии «черного списка» «врагов губернатора». При этом отмечается, что по некоторым округам (в частности, по округу №8) якобы «против «ЕР» будет развязана силами Юревича дискредитирующая кампания».

В пользу версии об усилении противоречий между Юревичем и «людьми Сумина» свидетельствует и ряд громких заявлений вице-губернатора Челябинской области Олега Грачева, утверждающего, что командой экс-губернатора был допущен ряд нарушений при закупке автомобилей и спасательной спецтехники.

Безусловно, напряженность во взаимоотношениях с «уходящими элитами», как и любая политическая напряженность, ведет к дестабилизации политической ситуации в регионе. Однако занятие статусного места в списке ведущей парламентской партии подчеркивает лоббистский потенциал челябинского губернатора (по мнению издания «Версия», «выторгованного» в том числе в обмен на содействие «Единой России» в ее попытках взять под контроль Совет Федерации), какие бы политические цели он при этом ни преследовал – в конце концов, результаты голосования перед «Единой Россией» ему же в дальнейшем и «защищать». Анализ позитивных и негативных факторов приводит экспертов «Клуба Регионов» к выводу о том, что Михаил Юревич в рассматриваемый период явно усилил свои политические позиции, что и приносит ему в «Рейтинге регионов» положительные баллы.

Равиль Гениатулин (Забайкальский край)

предложивший заксобранию утвердить вице-премьером краевого правительства и руководителем администрации Агинского округа Сокто Мажиева (по мнению некоторых наблюдателей, являющегося креатурой главного федерального инспектора по Забайкальскому краю Баира Жамсуева, который сам ранее возглавлял Агинский округ), с точки зрения политолога Олега Кузнецова, тем самым усиливает свою администрацию, особенно на направлении контроля над территорией бывшего Агинского Бурятского АО.

Усиление контроля над потенциально сложной с социально-экономической точки зрения территорией приносит господину Гениатулину в «Рейтинге регионов» положительный балл.

Александр Ткачев (Краснодарский край)

«попал в струю» федеральной тенденции по усилению социальных гарантий на летний отдых для детей.

На совещании по вопросам летнего детского отдыха под председательством Дмитрия Медведева господин Ткачев пригласил президента посетить вместе с семьей детский оздоровительный лагерь «Орленок», где, по словам главы края, «даже лучше, чем в «Артеке», во всех отношениях».

Характерно, что президент принял приглашение кубанского губернатора.

Что и приносит Александру Ткачеву в «Рейтинге регионов» положительный балл.

Негативную оценку деятельности заслужили в рассматриваемый период главы 4 регионов страны.
Юрий Лужков (Москва)

в рассматриваемый период подвергся критике вице-премьера, министра финансов РФ: по мнению Алексея Кудрина, правительство Москвы в последние годы недостаточно вкладывало средств в развитие дорожной сети города.

При этом, по мнению господина Кудрина, неверно расставлены сами приоритеты инвестирования средств мэрией столицы, вносящей «несколько миллиардов рублей» в «уставный капитал банков и коммерческих структур» и недофинансирующей строительство метро.

Напомним, что это не первое проявление конфликта московского градоначальника с министром финансов: в октябре прошлого года их заочная словесная дуэль и обвинения в некомпетентности и неосведомленности относительно наполнения московского бюджета и расходов на содержание городского аппарата окончились встречей в Минфине, подробности которой не раскрывались (при этом министр финансов заявил о том, что в кризисном 2009 году зарплаты московских чиновников выросли на 24%, а общие расходы на управление столицей – на 6 миллиардов рублей, что само по себе сопоставимо с бюджетами многих крупнейших городов страны).

Несмотря на замиряющие заявления представителей обеих сторон, отрицающих конспирологические трактовки взаимоотношений мэра и министра, очередное заявление Алексея Кудрина о неэффективном характере распоряжения московской мэрией деньгами подчеркивает ослабление аппаратных позиций Юрия Лужкова и приносит ему в «Рейтинге регионов» очередной отрицательный балл.

Муртаза Рахимов (Республика Башкортостан)

выступил с новым циклом острых заявлений, явно имеющих целью привлечь внимание федерального центра к политической ситуации в регионе.

В частности, глава Башкирии после заседания III Всемирного курултая башкир заявил журналистам, что он разделяет мнение председателя исполкома курултая Азамата Галина о недопустимости появления «варяга» во главе республики. «Мы сами в состоянии решить все вопросы, – сказал Муртаза Рахимов. – Приезжий на посту главы Башкирии – это просто унижение».

NB Вероятную причину «упреждающей активности» господина Рахимова и его окружения называет издание «Ведомости»: по его данным, около месяца назад приволжское полпредство якобы «получило команду из Кремля проработать вопрос по возможным преемникам Рахимова»; в таком случае, вероятно, это могло стать известно и окружению башкирского президента.

По мнению политолога Альберта Мифтахова, целью всемирного курултая является защита власти Рахимова и его окружения от посягательств со стороны федерального центра, поэтому заявления главы Башкирии вписываются в общий сценарий курултая. Добавим, что это мнение политолога разделяет ряд общественных организаций Башкирии, 10 из которых обратились с соответствующим открытым письмом к президенту России Дмитрию Медведеву.

С подобной оценкой согласен политолог Виталий Иванов, полагающий, что запоминающиеся высказывания Рахимова и его окружения имеют единственную цель – «гарантии личной безопасности, гарантии безопасности инвестиций. Если они такие гарантии получат, то назначение кого угодно пройдет без сучка и задоринки».

А профессор кафедры политологии МГУ Ростислав Туровский полагает, что «башкирским элитам нужен только человек из окружения Рахимова, чтобы он не начал перераспределять собственность, перенаправлять финансовые потоки. Они демонстрируют это Медведеву».

«Несистемная» информационная активность главы Башкирии, возможно обусловленная информацией о его готовящейся отставке, свидетельствует скорее о политической слабости Муртазы Рахимова. Что приносит ему в «Рейтинге регионов» очередной отрицательный балл.

Александр Мишарин (Свердловская область)

подвергся критике в открытом письме рабочих сразу двух заводов – Баранчинского и Кушвинского – которые пожаловались на «плачевное состояние» дел на предприятиях, несмотря на то что губернатор Мишарин еще полгода назад обещал им, что возьмет ситуацию под контроль. При этом рабочие отметили, что находятся на грани выживания (по имеющимся данным, им не выплачена зарплата за три месяца, оклады снизились до прожиточного минимума, не хватает материалов и рабочих рук), а руководство заводов «не способно решить ни одного текущего вопроса в плане обеспечения выхода предприятия из кризиса».

Напомним, что именно памятное многим антикризисное совещание на Баранчинском электромеханическом заводе стало одним из первых шагов господина Мишарина в должности губернатора в декабре прошлого года. Этот же завод был одним из предприятий, которые Александр Мишарин уже в марте текущего года приводил Владимиру Путину в качестве примера антикризисных действий региональной власти. В связи с чем доведение ситуации на нем до «пикалевского уровня», безусловно, является крупным промахом как для собственников предприятия, так и для «контролировавшего» ситуацию губернатора.

Это дает основания политологу Георгию Гаврилову заявлять о том, что посещение проблемных предприятий сразу после назначения на пост губернатора было ни чем иным, как «PR-ом» Александра Мишарина накануне выборов в региональный парламент.

Следует отметить, что в рассматриваемый период сам свердловский губернатор выступил с рядом инициатив. В частности, он предложил вдвое сократить срок полномочий членов областного уставного суда (у судей – с 12 до 6 лет, у председателя – с 6 до 3 лет). Что, очевидно, является явной попыткой «системно» воздействовать на уставный суд.

Наконец, 7 июня был официально запущен проект «Большой Екатеринбург», который предполагает присоединение к областному центру городов-спутников Березовского, Верхней Пышмы, Среднеуральска и Арамиля. Губернатор Мишарин уже направил главам городов письма с предложением в течение месяца подготовить проекты создания объединенного муниципалитета.

Отметим, что мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий поддерживает инициативу губернатора и не собирается претендовать в «Большом Екатеринбурге» на руководящий пост сити-менеджера. В то же время ряд политологов (в частности, Александр Кынев и Дмитрий Орлов) заявляют о непрогнозируемых последствиях данной инициативы, особенно – в период избирательной кампании.

Вторая неделя июня «оголила» позиции Александра Мишарина в антикризисной сфере, оценка же его инициатив данного периода экспертами либо неоднозначна, либо явно негативна. В комплексе это приносит ему отрицательные баллы в «Рейтинге регионов».

Наталья Комарова (Ханты-Мансийский АО - Югра)

встретила серьезное сопротивление на пути к унификации методики назначения сити-менеджеров в муниципалитетах округа: 11 июня депутаты Сургутской гордумы проголосовали против назначения общественных слушаний по вопросу об учреждении в муниципалитете поста сити-менеджера (проект соответствующего решения поддержали лишь пятеро из 19 депутатов)

Для того чтобы лучше понять ситуацию, следует учесть, что в Кондинском и Октябрьском районах публичные слушания, на которых изменения в уставы муниципальных образований были одобрены, уже состоялись, однако ситуация в Сургуте принципиально важна для губернатора (напомним, что Сургут – крупнейший муниципалитет Югры).

При этом его глава Александр Сидоров считает изменение политической модели целесообразным. «Я об этом говорил еще пять лет назад, но тогда идею перехода к институту сити-менеджера не поддержали окружные власти и депутаты», – отметил мэр, проработавший в должности мэра 19 лет, подчеркнув, что после истечения срока своих полномочий «претендовать на руководящие посты в мэрии более не намерен».

Иной точки зрения придерживается политолог Анатолий Гагарин, который не исключает, что господин Сидоров «манипулирует желанием Комаровой иметь подконтрольных мэров» для того, чтобы остаться у власти еще на один срок.

Учитывая, что госпожа Комарова выступила с заявлениями в пользу повсеместного внедрения в регионе института сити-менеджеров, Анатолий Гагарин отметил, что она не остановится и будет продолжать продавливать свои «административные реформы», но уже с новым депутатским составом, для чего будут меняться сроки выборов в Сургутскую гордуму.

Напомним, что глава Российской ассоциации политических консультантов Алексей Швайгерт, подводя итоги первых 100 дней нахождения Натальи Комаровой у руля власти ХМАО, отмечал«чуждость» нового губернатора местным элитным группам. Однако до сих пор существенных проблем подобная отчужденность не вызывала. В связи с чем отказ сургутских депутатов лишать горожан права на прямые выборы главы самоуправления можно считать в каком-то смысле «моментом истины» для Натальи Комаровой, который, несмотря на демонстративную поддержку ее социальных инициатив главой государства, приносит ей отрицательные баллы в «Рейтинге регионов».

Версия для печати

Методика

Представленный вниманию аудитории «Клуба Регионов» рейтинг оценок деятельности руководителей регионов России составлен на основе изучения наиболее значимых событий федерального и регионального уровней, успехов и неудач региональных лидеров, реакции руководителей регионов на социальные, политические и экономические вызовы, анализа законотворческой и информационной активности глав субъектов Федерации, а также наиболее значительных для регионов событий федерального и международного масштаба. Ключевым критерием оценки является роль, которую играет глава субъекта РФ в жизни региона и страны в рассматриваемый период, и ее прогнозируемые позитивные или негативные последствия. Источником информации экспертов «Клуба Регионов» при составлении рассматриваемого рейтинга является репрезентативная информация федерального экспертного сообщества, официальная информация государственных структур (в том числе статистическая), сообщения СМИ, собственная информация на основе развитой корреспондентской базы в регионах.