Минздрав Якутии:  с отравлением госпитализированы 20 воспитанников интерната
3 февраля 2014

Рейтинг оценок деятельности руководителей субъектов Федерации
С 13 по 31 января 2014 года

Улучшили свои позиции за минувший период
Челябинская область+ 9
Калужская область+ 8
Ямало-Ненецкий АО+ 8
Республика Алтай+ 7
Республика Коми+ 7
Кировская область+ 6
Ухудшили свои позиции за минувший период
Ставропольский край- 3
Кабардино-Балкария- 4
Республика Дагестан- 5

Январские каникулы существенно сократили месяц, но не снизили динамику политических и управленческих процессов.

Можно говорить о двух уровнях политики: официальном и неофициальном. На первом федеральная власть декларирует свободу выборов и возможное изменение распределения доходов. На втором попытки регионов добиться этого перераспределения пресекаются, а выделение им средств по-прежнему носит индивидуальный, а не нормативный характер.

Федеральная власть интенсивно ищет пути выхода из ситуации дефицита региональных бюджетов: председателем правительства Дмитрием Медведевым озвучена готовность пересмотреть соотношение распределения доходов между центром и регионами; также снят мораторий на внешние заимствования регионов. Озвучена и потребность диалога с губернаторами – президент страны Владимир Путин предложил дважды в месяц заседать «расширенному правительству». Прислушиваться к регионам приходится, так как большинство вопросов относятся к социальной (а значит, болезненной) сфере. Так, острый вопрос введения социальной нормы потребления коммунальных услуг был отложен, а определять сроки введения будут губернаторы, часть которых уже выступила против введения подобной нормы.

В то же время федеральная власть демонстрирует, что намерена сама решать, к каким вопросам она готова прислушиваться, а к каким нет, и что инициативу отдавать регионам не собирается. Когда представители субъектов Федерации предложили увеличить региональную долю в налоговых отчислениях, то данные законопроекты Госдумой были отклонены.

«Особая ответственность» глав регионов за привлечение инвестиций (об этом шла речь на Гайдаровском форуме) была подкреплена и особым статусом на форуме Давосском, когда инвесторам презентовали не страну в целом, а отдельные успешные территории. «Точечное инвестирование» дополняется новой концепцией федеральной финансовой поддержки: определяется перечень территорий опережающего экономического развития (в соответствии с критериями экономической перспективности и «политической целесообразности»). Данные меры, на первый взгляд, логичны: лучше вкладывать туда, где есть перспективы, нежели в безнадежный с точки зрения развития регион. Однако явная эффективность сопровождается столь же явной однобокостью: искомый результат – развитие не страны в целом, а отдельных ее частей, что чревато усилением и без того ощутимого неравенства.

Стремление реализовать любой ценой майские указы президента может привести к принудительному перераспределению средств федеральных субсидий, что приведет к сокращению и без того скудных бюджетных возможностей регионов, а также к невозможности небогатых субъектов Федерации осуществлять капитальные вложения в развитие региона.

Федеральная власть на минувшей неделе почти всецело сконцентрировалась на социальной сфере. Разные федеральные ведомства представляли свои списки регионов, ранжированные по эффективности в конкретных отраслях. Очевидная насущная потребность Кремля в едином интегральном инструменте оценивания региональных властей нашла выражение в очередном рейтинге, который послужил одним из оснований январской классификации регионов.

Представители губернаторского корпуса за период с 13 по 31 января получают 6 положительных оценок и 3 отрицательные.

Губернаторов, попавших в январский рейтинг, можно условно разделить на несколько категорий: «успешные управленцы», «счастливые назначенцы», «неудачливые южане».

Стоит отметить, что высокие оценки, преобладающие в данном рейтинге, объясняются рядом событий: публикацией ряда рейтингов, экономическими событиями международного уровня, а также назначениями. Именно назначения четырех глав регионов, произошедшие в течение одной недели, безусловно, становятся ключевым событием января. Вот почему невозможно обойти вниманием тех глав, которые получили от президента статус временно исполняющих обязанности: что бы ни было указано в различных рейтингах, получение статуса «врио» есть показатель доверия президента и позволение баллотироваться на выборах. Соответственно, главы, получившие этот статус, могут претендовать на высокие баллы, и это делает месяц чрезвычайно обильным на положительные оценки.

Отметим, что в ближайшие месяцы подобного обилия назначений не предвидится, что позволит в большей степени сосредоточиться на успешности именно управленческой деятельности глав регионов.

Итоги недели
Улучшили
Борис Дубровский
(Челябинская область)
Ухудшили
Рамазан Абдулатипов
(Республика Дагестан)
Положительные оценки заслужили главы 6 регионов, информация о которых наиболее активно распространялась в рассматриваемый период.
Борис Дубровский (Челябинская область)

уверенно «вошел в должность»: заручился поддержкой бывшего губернатора, обновил команду и включил в нее представителей федеральной, региональной, муниципальной власти и промышленности, моментально отреагировал на конфликт в Златоусте, организовав биржу труда. Таким образом, энергичные и решительные меры Дубровского (притом что он является не инкамбентом, а новичком) позволяют оценить его выше всех остальных «назначенцев месяца».

Анатолий Артамонов (Калужская область)

заслуживает особого упоминания как глава региона, который традиционно не запоминается громкими заявлениями, однако демонстрирует впечатляющее развитие. Второе место главы региона в интегральном рейтинге губернаторов Фонда развития гражданского общества, одно из первых мест в рейтинге Минрегионразвития; включение региона в число территорий, презентуемых инвесторам на Давосском форуме, а также в число пилотных регионов проекта по переводу сделок на онлайн-регистрацию; заявление губернатора о возможности досрочного завершения проекта по переселению граждан из ветхого жилья – все это позволяет назвать губернатора Артамонова лидером месяца по развитию и присвоить ему высокий положительный балл.

Дмитрий Кобылкин (Ямало-Ненецкий АО)

идет вровень со своим калужским коллегой. Первое место в упомянутом рейтинге Фонда развития гражданского общества; положительная характеристика министра образования и науки РФ, отметившего вхождение округа в число максимально повысивших зарплату учителям регионов; организация бизнес-миссии региона в Норвегию – все это позволяет оценить главу ЯНАО также высоко.

Александр Бердников (Республика Алтай)

за состоявшееся вопреки прогнозам назначение также получает закономерный плюс, несмотря на частые прогнозы скорой отставки (кстати, данный регион, по версии Счетной палаты, относится к хронически проблемным), низкий рейтинг и противодействие со стороны части населения и элит, в том числе этнических. 

Вячеслав Гайзер (Республика Коми)

также переназначеный по окончании губернаторского срока (впрочем, пока не получивший поддержки от «Единой России»), тем не менее, получает на свой счет положительные баллы. Уровень доверия главы Коми среди населения региона выше, чем у губернатора Алтайского края, однако и тот, и другой вынуждены переизбираться через процедуру праймериз, поэтому их итоговый балл ниже.

Никита Белых (Кировская область)

также смог добиться получения статуса врио, однако и до, и после данного успеха оказался преследуем чередой неудач: долгое ожидание назначения, отсутствие готовой его поддержать партии, сильная враждебность левой оппозиции и личный конфликт с одним из ее лидеров, вынужденное сближение с «Единой Россией» и практически отречение от статуса губернатора-либерала – все это существенно снижает потенциально высокую оценку, демонстрирует слабость Белых и не дает оценить его так же высоко, как и остальных назначенцев. Он получает положительный балл, но меньший по сравнению с переизбирающимися коллегами. 

Негативную оценку деятельности заслужили в рассматриваемый период главы 3 регионов страны.
Владимир Владимиров (Ставропольский край)

открывает список минусовиков месяца. В минувшем месяце Ставропольский край продолжали потрясать демонстративные убийства людей: после массового расстрела таксистов преступники убили двоих полицейских. Несмотря на то что Владимиров был назначен сравнительно недавно и не мог в столь краткое время навести порядок, однако не может и не получить минус за разгул преступности на вверенной территории. 

Юрий Коков (Кабардино-Балкария)

также заработал на свой счет отрицательные баллы. КБР оказалась среди регионов-аутсайдеров: 80-е место в рейтинге Минрегионразвития (что было озвучено министром Игорем Слюняевым), столь же низкие показатели у республики и в негосударственном рейтинге Фонда развития гражданского общества (лишь смена губернатора помешала главе региона войти в группу аутсайдеров), двукратное превышение среднероссийского уровня безработицы, включение Счетной палатой в число субъектов с хронической проблемой финансового обеспечения выполнения президентских указов – все это создает крайне пессимистичную картину и позволяет оценить главу региона отрицательно.

 

Рамазан Абдулатипов (Республика Дагестан)

становится главным минусовиком января. Свои отрицательные баллы заработал благодаря кадровым неудачам: увольнение ряда высокопоставленных чиновников правительства республики (причем, что характерно, после публичного заявления главы о чистоте всех его членов) и задержание в Москве вице-премьера Дагестана. Все это говорит о том, что Абдулатипов пока так и не смог собрать цельную и дееспособную команду, за что и получает отрицательную оценку в рейтинге.

Версия для печати

Методика

Представленный вниманию аудитории «Клуба Регионов» рейтинг оценок деятельности руководителей регионов России составлен на основе изучения наиболее значимых событий федерального и регионального уровней, успехов и неудач региональных лидеров, реакции руководителей регионов на социальные, политические и экономические вызовы, анализа законотворческой и информационной активности глав субъектов Федерации, а также наиболее значительных для регионов событий федерального и международного масштаба. Ключевым критерием оценки является роль, которую играет глава субъекта РФ в жизни региона и страны в рассматриваемый период, и ее прогнозируемые позитивные или негативные последствия. Источником информации экспертов «Клуба Регионов» при составлении рассматриваемого рейтинга является репрезентативная информация федерального экспертного сообщества, официальная информация государственных структур (в том числе статистическая), сообщения СМИ, собственная информация на основе развитой корреспондентской базы в регионах.