Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
1 апреля 2014

Рейтинг оценок деятельности руководителей субъектов Федерации
С 1 по 31 марта 2014 года

Улучшили свои позиции за минувший период
Республика Крым+ 9
Севастополь+ 9
Новосибирская область+ 8
Воронежская область+ 8
Иркутская область+ 6
Сахалинская область+ 6
Нижегородская область+ 4
Москва+ 3
Московская область+ 3
Республика Тыва+ 2
Ухудшили свои позиции за минувший период
Орловская область- 2
Кировская область- 2
Оренбургская область- 3
Пермский край- 5
Республика Башкортостан- 5
Ханты-Мансийский АО - Югра- 6
Костромская область- 7
Республика Татарстан- 7
Брянская область- 8
Новосибирская область- 10

Март 2014г., несомненно, останется в истории и войдет в учебники: Россия присоединила – впервые за много лет – новые территории. Кроме двух субъектов Федерации - Республики Крым и Севастополя - Россия получила еще и шельф в Охотском море. Второе событие прошло не столь заметно, но в его результате акватория Охотского моря стала полностью российской.

По призыву федеральной власти российские регионы начали сбор помощи Крыму. Данная акция имела не столько материальное, сколько моральное значение. После воссоединения помощь – в гораздо больших объемах – начал оказывать федеральный центр. Пенсии и прочие социальные выплаты, поступление выпускников школ в российские вузы, налаживание связи и транспортного сообщения, помощь аграриям, многие другие вопросы – все это требует сотен миллиардов рублей. Особняком стоит проблема татарского сепаратизма – на сей раз в «крымском варианте».

Столь смелый шаг России вызвал международные санкции, которые, впрочем, не повлияли на решения в отношении Крыма. В период обострения Банк России был вынужден пойти на беспрецедентные валютные интервенции, чтобы удержать падавший курс рубля.

Впрочем, опасения макроэкономического характера небеспочвенны. Основных угроз три: нулевой рост экономики, невыполнение плана приватизации из-за плохой конъюнктуры и (это главный риск) лавинообразно растущий региональный долг. Только за IV квартал 2013г. Сбербанк выдал регионам кредитов на 290,2 млрд руб. По данным Счетной палаты, задолженность растет ежегодно на 36-40%. Затруднения регионов озвучиваются уже на самом высоком уровне.

Управление региональным долгом становится одной из основных задач, требующей соответствующей методической и аналитической подготовки.

Россия развивается по принципу «двуглавого орла»: основные направления – Крым и Дальний Восток. На протяжении всего марта Минвостокразвития и другие ведомства напряженно готовили законопроект о территориях опережающего экономического развития, обсуждали механизмы кардинального реформирования Дальнего Востока. Правовой режим ТОР будет включать льготное землепользование, аренду, подключение к инфраструктуре и ускоренное предоставление госуслуг, возможность трудоустраивать квалифицированных иностранных специалистов, режим свободной таможенной зоны и другие преференции. Данная концепция продолжает развиваться: Министерство регионального развития предложило режим ТОР распространить и на Сибирский федеральный округ. Кроме того, спецрежим ускоренного развития будет применен и в Крыму.

Данные направления настолько значимы для федеральной власти, что даже ранее приоритетная Арктика, которую называли «северным фасадом» и едва ли не потенциальной зоной третьей мировой, отошла на второй план. Возможно, снижение «крымской тематики» вновь актуализирует «арктическую тему».

Третьей внешнеполитической задачей России, тесно связанной с внутренней политикой, является интенсификация создания Таможенного союза, что может повлиять и на статус ТОР, и на внутреннюю торговлю нефтепродуктами.

Правительство РФ начало подготовку к отчету за 2013г. перед Государственной думой, а новым трендом в государственном управлении стало формирование системы общественного контроля, основным институтом которого может стать Общероссийский народный фронт.

Представители губернаторского корпуса за период с 1 по 31 марта получают 10 положительных оценок и 10 отрицательных.

Итоги недели
Улучшили
Сергей Аксенов
(Республика Крым)
Ухудшили
Василий Юрченко
(Новосибирская область)
Положительные оценки заслужили главы 10 регионов, информация о которых наиболее активно распространялась в рассматриваемый период.
Сергей Аксенов (Республика Крым)

как глава нового региона России, обеспечивший вхождение Крыма в состав РФ, однозначно заслуживают самого высокого балла, несмотря на отсутствие информации о его управленческих качествах. Теперь, когда Аксенов и Чалый из «вождей-освободителей» превратились в простых глав регионов, мы будем внимательно следить и за их успехами, и за их промахами. Но по итогам марта оба они заслуженно получают самый высокий положительный балл.

Алексей Чалый (Севастополь)

даже по сравнению со своим коллегой и соратником Аксеновым, совершил чрезвычайно резкий карьерный прыжок. Если Аксенов хотя бы участвовал в политике ранее, то Чалый даже на церемонию подписания соглашения о воссоединении приехал, фактически не имея ни внятной должности («уполномоченный города Севастополя» и «народный мэр»), ни официальных полномочий. Лишь теперь, после распространения российской юрисдикции, обретает реальную власть как глава третьего в стране города федерального значения, совершив невиданный доселе карьерный рост.

Владимир Городецкий (Новосибирская область)

экс-мэр Новосибирска, член команды Юрченко, назначен и.о. губернатора области. Конечно, назначение необходимо оценить положительно, однако, во-первых, оно может быть продиктовано отсутствием других вариантов, во-вторых, беспрецедентная мэрская избирательная кампания в Новосибирске, из-за которой должности лишился предшественник, вполне может лишить должности и нового главу.

Алексей Гордеев (Воронежская область)

по всем рейтингам входит в число губернаторов, не имеющих на предстоящих выборах конкурентов. В прошедшем марте был назначен врио губернатора, заручившись доверием президента, и объявил о решении идти на выборы.

Сергей Ерощенко (Иркутская область)

губернатор, положительное упоминание о котором фигурирует почти в каждом обзоре. Подписал соглашения о сотрудничестве с двумя крупными компаниями; поручил построить новую детскую поликлинику; примирился с мэром, сняв таким образом хроническую проблему российских регионов; инициировал создание инвестиционного портала и стандарта; добился разработки Концепции развития кадрового потенциала региона до 2020г. Отсутствие же громких эпатажных заявлений и экстравагантных действий указывает на стабильность и уверенность.

Александр Хорошавин (Сахалинская область)

не отстает от своего иркутского коллеги, активно привлекая в регион не только деньги, но и в целом ресурсы, необходимые для развития. Несмотря на фактически эксклавное положение, регион использует свои преимущества для создания научно-образовательного центра нефтегазовой компании стоимостью 5 млн долларов, реализации проектов по нефтедобыче, сотрудничества с Японией, а высокие места в рейтинге государственно-частного партнерства свидетельствуют о доверии бизнеса и готовности вкладывать средства в регион. 

Валерий Шанцев (Нижегородская область)

При содействии его правительства в регионе «Группа ГАЗ» начала выпуск автобусов нового поколения «Газель NEXT». Это означает налоговые, имиджевые приобретения, возможность получения федеральных грантов, а также положительный балл в нашем рейтинге.

Сергей Собянин (Москва)

отличился стремлением и к прозрачности, и честности выборов, и к управляемости политического процесса – отсюда, с одной стороны, введение «народных праймериз» перед выборами в Мосгордуму, с другой – отказ от выборов префектов. За второе Собянина трудно упрекнуть, а за первое вполне можно положительно оценить, хотя бы за стремление демонстрировать открытость. Саму непонятную процедуру сложно пока оценить положительно либо отрицательно. Введение инвестиционного стандарта также добавляет положительные баллы столичному градоначальнику.

Андрей Воробьев (Московская область)

методично вынуждает досрочно уходить одного районного главу «старого поколения» за другим (многие из них занимают должности свыше 20-ти лет). В конце прошлого – начале этого года выдавил со своих должностей нескольких муниципальных глав и в марте одержал над ними окончательную победу. При проведении провозглашенной административной реформы не пошел на уступки даже после протестов с требованием референдума. Авторитарность и способность довести реформу до конца позволяют присвоить положительный балл. 

Шолбан Кара-оол (Республика Тыва)

успешно презентовал республику в Совете Федерации: верхняя палата обещала поддержать представленные транспортный и энергетический проекты. С одной стороны, пока данные обещания не подкрепились финансами, с другой – не всегда подобные презентации заканчиваются публичной и явной поддержкой, поэтому усилие главы региона уместно оценить положительно.

Негативную оценку деятельности заслужили в рассматриваемый период главы 10 регионов страны.
Вадим Потомский (Орловская область)

недавно впервые назначенный врио в чужой регион, пытается закрепить репутацию жесткого руководителя. Однако пока у него получается лишь делать громкие, грубоватые и не всегда уместные заявления. Для «варяга»-коммуниста, назначенного в регион, где на муниципальных выборах победили единороссы, это означает либо нежелание становиться губернатором, либо явную недальновидность.

Никита Белых (Кировская область)

«хронический» неудачник рейтинга, который в марте не смог выбраться из череды скандалов, в итоге сдался и прекратил судебную тяжбу с основным оппонентом- коммунистом. Нельзя утверждать, что этот судебный процесс стал «последним гвоздем», однако совершенно очевидно, что губернатор позволил своему противнику Сергею Мамаеву существенно повысить паблисити за свой счет. Возможно, теперь Белых перейдет к активным конструктивным действиям и сможет выбраться из «минусовой ямы».

Юрий Берг (Оренбургская область)

отчитавшись перед президентом, столкнулся с проблемой: оппозиционные депутаты Государственной думы и Законодательного собрания Оренбургской области обратились к главе государства, обвинив губернатора во лжи и неисполнении майских указов. Подобная атака сразу с двух уровней вкупе с обвинением в сокрытии истинного положения дел грозят как минимум имиджевыми потерями и отрицательным баллом в нашем рейтинге.

Виктор Басаргин (Пермский край)

допустил закрытие завода и уход крупного налогоплательщика (что чревато бюджетными потерями в 2 млрд руб. ежегодно), теперь в срочном порядке пытается исправить ситуацию. Тем не менее, заслуживает существенный отрицательный балл на свой счет.

Рустэм Хамитов (Республика Башкортостан)

не смог добиться назначения своего ставленника на должность сити-менеджера Нефтекамска. Ситуация закончилась наихудшим для главы региона образом – скандалом: депутаты пригрозили сложить полномочия. Подобный провал в не самом крупном городе республики свидетельствует не столько о шаткости положения, сколько о кризисе самой модели управления, сформированной еще Муртазой Рахимовым.

Наталья Комарова (Ханты-Мансийский АО - Югра)

губернатор, которой вменяется превращение региона из донорского в дотационный, ухудшение отношений с Кремлем вследствие скандалов, плохая работа в сфере межнациональных отношений. СМИ периодически сообщают о ее грядущей отставке, что указывает на медийную слабость и позволяет выставить отрицательную оценку как публичному лицу и управленцу.

Сергей Ситников (Костромская область)

допустил нарушения при исполнении регионального бюджета на рекордную сумму в 20 млрд руб. И пусть это не может на данный момент трактоваться как результат неких противоправных действий, однако свидетельствует, по крайней мере, о недостаточной управленческой эффективности и утрате контроля за бюджетом бывшего главы Роскомнадзора, отработавшего на губернаторской должности уже около двух лет.

Рустам Минниханов (Республика Татарстан)

принял участие в весьма сомнительном мероприятии – меджлисе крымских татар, где прозвучали весьма конфронтационные идеи – вплоть до создания собственной автономии. Неясно, в каком качестве он там присутствовал, однако выступавшим не возражал, а, напротив, пообещал исправить «историческую несправедливость», а также добиться их встречи с президентом РФ. Таким образом, Минниханов пусть и не поддержал потенциальных сепаратистов, но и не продемонстрировал неприятия подобных помыслов. Идея о праздновании принятия ислама Золотой Ордой (высказанная муфтием Гайнутдином, также присутствовавшим на меджлисе), длительное игнорирование требований об отмене звания «президент Татарстана», а теперь и присутствие на собрании сепаратистов – все это позволяет усомниться в крепости федеративных отношений в районе Поволжья.

Николай Денин (Брянская область)

получил обвинения от Общероссийского народного фронта, который в последнее время становится основным институтом общественного контроля. Обвинения в связях с криминалитетом, экономических провалах, мошенничестве, серьезно осложнили положение губернатора, шлейф скандалов за которым тянется с 2012г. Практика нулевых показала, что основной фактор – это доверие высшей власти, но массовое недовольство и явные имиджевые провалы вполне могут обусловить отставку. 

Василий Юрченко (Новосибирская область)

второй после Лужкова глава региона, отрешенный от должности. Мы не оцениваем уже отправленных в отставку, но этот случай – особенный. Несмотря на то что формально «за утрату доверия» – это единственная формулировка, с которой можно отправить в отставку досрочно, в то же время очевидно, что при благоприятном отношении губернатор, уходящий досрочно, обычно уходит «по собственному желанию». В данном же случае применена «исключительная мера кадрового наказания», означающая изгнание из политической элиты. В кабинете и квартире экс-губернатора прошли обыски, готовится партийное взыскание.

Версия для печати

Методика

Представленный вниманию аудитории «Клуба Регионов» рейтинг оценок деятельности руководителей регионов России составлен на основе изучения наиболее значимых событий федерального и регионального уровней, успехов и неудач региональных лидеров, реакции руководителей регионов на социальные, политические и экономические вызовы, анализа законотворческой и информационной активности глав субъектов Федерации, а также наиболее значительных для регионов событий федерального и международного масштаба. Ключевым критерием оценки является роль, которую играет глава субъекта РФ в жизни региона и страны в рассматриваемый период, и ее прогнозируемые позитивные или негативные последствия. Источником информации экспертов «Клуба Регионов» при составлении рассматриваемого рейтинга является репрезентативная информация федерального экспертного сообщества, официальная информация государственных структур (в том числе статистическая), сообщения СМИ, собственная информация на основе развитой корреспондентской базы в регионах.