Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
16 февраля 2009

Рейтинг оценок деятельности руководителей субъектов Федерации
С 9 по 15 февраля 2009 года

Улучшили свои позиции за минувший период
Удмуртская Республика+ 5
Ивановская область+ 4
Тверская область+ 3
Брянская область+ 2
Алтайский край+ 2
Кировская область+ 2
Хабаровский край+ 1
Республика Карелия+ 1
Республика Ингушетия+ 1
Новосибирская область+ 1
Ухудшили свои позиции за минувший период
Владимирская область- 1
Республика Хакасия- 1
Рязанская область- 1
Свердловская область- 1
Орловская область- 1
Республика Тыва- 2
Республика Дагестан- 3
Архангельская область- 3
Мурманская область- 4
Республика Коми- 5
Приморский край- 7

Представители губернаторского корпуса за период с 9 по 15 февраля получают 10 положительных оценок и 11 отрицательных.

Экспертное сообщество отмечает усложнение социально-экономической ситуации, в которую попало большинство регионов страны. Дефицит их бюджета может достичь по итогам 2009 года 20%, что вдвое выше допустимого. При этом, как справедливо отмечают эксперты издания «Ведомости», критерии, по которым выделяется помощь регионам, нельзя считать четкими: пока больше поддерживаются беднейшие регионы, на которых кризис сказался меньше всего. Недостаточно эффективны в регионах и методы координации своих антикризисных действий, и лоббизм финансовых интересов. По большому счету, складываются все предпосылки для усиления межрегиональной конкуренции за ресурсы.

На этом фоне ключевой тенденцией развития ситуации в региональной политике России в рассматриваемый период стала борьба за повестку дня.

Активнее всего в данном направлении задавал правила игры президент России Дмитрий Медведев. Он выступил с целым рядом инициатив, призванных повысить открытость и эффективность власти, – среди них можно отметить призыв к гуманизации системы исполнения наказаний, активизацию работы по развитию в России информационного общества, а также знаковое интервью президента тележурналисту Евгению Ревенко, в котором Дмитрий Медведев фактически подверг критике действия глав четырех регионов страны, в первую очередь – Приморского края и республики Коми.

В свою очередь, деятельность председателя правительства России Владимира Путина в региональном аспекте была сосредоточена на борьбе с социальными последствиями кризиса, в первую очередь – с безработицей.

NB Символично, что параллельно Госдума приняла закон, призванный закрепить право любого юридического и частного лица на получение информации из всех ветвей власти (Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Параллельно с обозначенной либерально-технократической тенденцией в региональной кадровой политике Кремля наметилось все более сильное тяготение к консервативной прагматичности. Именно таким образом было истолковано экспертами переназначение главы Удмуртии Александра Волкова на новый губернаторский срок.

Со своей стороны ключевая общественно-политическая сила страны партия «Единая Россия» предприняла разной степени успешности попытки тактического (накануне предстоящего через две недели Единого дня голосования) и стратегического (с учетом предоставленных ей «прав и обязанностей») «вхождения» в региональную повестку дня.

Если в тактических целях «Единая Россия» намерена направить в каждый регион «антикризисных управленцев» (которых эксперты уже окрестили заочно «замполитами», причем порядок их функционирования с управленческой точки зрения пока совершенно неясен), то начало реализации стратегических притязаний партии власти можно увязать с разгоревшимися конфликтами ее региональных отделений с целым рядом губернаторов, которые синхронно зафиксированы по всей стране (Хабаровский край, Волгоградская, Владимирская и особенно – Свердловская и Мурманская области).

Тревожным сигналом для федерального центра стала сложившаяся на минувшей неделе ситуация в некоторых республиках, где региональные элиты, сформированные по этническому признаку, достаточно настойчиво дали знать о своих претензиях на власть (именно в данном контексте следует расценивать ситуацию в Дагестане и Туве).

Смогут ли федеральные управленческий и политический аппараты сформулировать единую политическую методологию синхронного реагирования на эти вызовы, видимо, станет понятно уже в самое ближайшее время.

Итоги недели
Улучшили
Александр Волков
(Удмуртская Республика)
Ухудшили
Сергей Дарькин
(Приморский край)
Положительные оценки заслужили главы 10 регионов, информация о которых наиболее активно распространялась в рассматриваемый период.
Александр Волков (Удмуртская Республика)

удержался у власти, несмотря на целый ряд противоречий регионального развития. Очевидно, что помимо потребности в социально-экономической стабилизации перелом в пользу сохранения Волковым своего поста сложился после принятия Кремлем решения о проведении заседания в Удмуртии Госсовета три месяца назад, – даже несмотря на параллельные акции протеста несистемной оппозиции, о которых было заранее хорошо известно.

NB Очевидно, что назначением Волкова оппозиции дан еще один сигнал о бессмысленности политического – «уличного», «экспертного» ли – противостояния и о целесообразности сотрудничества с властью.

Следует отметить, что сделанным 10 февраля депутатам Удмуртии предложением наделить полномочиями президента республики действующего главу президент Медведев подтвердил свой «иммунитет» к социальному влиянию и показал, что на высшее должностное лицо России бессмысленно «давить».

Помимо этого сохранение Волкова у власти продиктовано продемонстрированной им самим устойчивостью к влиянию извне, что является одним из главных качеств в условиях нарастающей в регионе, пусть пока недостаточно консолидированной, оппозиционной активности.

Очевидно, выбирая между тем, оставлять ли у руля региона Волкова, являющегося раздражителем для оппозиции, или попробовать в этом качестве другую фигуру, Кремль решил не подвергать регион риску дестабилизации ситуации и доверить Удмуртию Волкову еще на один срок.

Став первым губернатором, переназначенным Дмитрием Медведевым на очередной срок, несмотря на очевидное наличие очагов противостояния и «усталости» населения, Александр Волков получает высокие оценки экспертов «Клуба Регионов».

Михаил Мень (Ивановская область)

добился включения своей инициативы о поддержке отечественных производителей текстиля в пакет предложений, которые будут рассмотрены в правительстве РФ в ближайшее время. Помимо этого ивановскому губернатору удалось добиться ряда успехов в кадровой и социальной сфере, в частности, в строительстве жилья для военнослужащих.

Основным успехом губернатора Ивановской области эксперты «Клуба Регионов» склонны считать доведение до первого вице-премьера Игоря Шувалова своей протекционистской инициативы. Что и приносит Михаилу Меню положительные оценки в «Рейтинге регионов».

Дмитрий Зеленин (Тверская область)

принявший участие в первом заседании Совета при президенте по развитию информационного общества, выступил с рядом предложений, среди которых – «назначать в регионах лиц, ответственных за развитие ИКТ на уровне вице-губернатора или заместителя руководителя правительства».

Работа по внедрению на региональном уровне разработок информационного общества, успешно ложащихся в русло федеральной политики по либерализации и повышению эффективности жизни страны, приносит тверскому губернатору положительные оценки в «Рейтинге регионов».

Николай Денин (Брянская область)

добился признания своего законопроекта о Дне партизан и подпольщиков на федеральном уровне – документ принят Госдумой в первом чтении. Несмотря на то что предложение губернатора было неоднозначно встречено рядом ветеранских организаций, в частности, Советом Московского Дома ветеранов войн, оно получило высокую оценку со стороны государства. С учетом повышенного внимания федерального центра к подготовке празднования 65-летия Победы инициативу Николая Денина сложно переоценить.

Это, безусловно, приносит ему положительные оценки в «Рейтинге регионов».

Александр Карлин (Алтайский край)

все чаще фигурирует в итоговых оценках работы губернатора за четыре года и разного рода рассуждениях о шансах губернатора на переназначение. При этом следует отметить, что, хотя экспертные оценки политических последствий пребывания Карлина у власти разнятся, но экономическая сторона работы всеми экспертами оценивается положительно.

Развивая успех, в рассматриваемый период Александр Карлин, практически не реагируя на политическое рейдерство, сосредоточился на презентации достижений краевого животноводства. На совещании под председательством первого вице-премьера России Виктора Зубкова губернатор Алтайского края внес предложения по усилению господдержки молочного животноводства.

Явное преобладание позитивных экспертных оценок социально-экономической политики и очередные удачные инициативы в сфере АПК приносят Александру Карлину положительные баллы экспертов «Клуба Регионов».

Никита Белых (Кировская область)

довольно успешно и оригинально реализует антикризисную тему. В рассматриваемый период он принял решение продать с аукциона новый правительственный автомобиль «Лексус», «доставшийся в наследство» от Николая Шаклеина.

Вместо «Лексуса», сообщил губернатор, он будет пользоваться своим личным автомобилем.

Грамотное выстраивание приоритетов в депрессивном регионе, остро реагирующем на проявления роскоши за счет налогоплательщиков, приносит Никите Белых очередную положительную оценку в «Рейтинге регионов».

Виктор Ишаев (Хабаровский край)

фактически косвенно обвинен руководителем Центрального исполнительного комитета «Единой России» Андреем Воробьевым в том, что назначил на должность своего первого заместителя ставшего для единороссов персоной non grata экс-спикера хабаровской краевой думы Юрия Оноприенко.

Напомним, что назначение было проведено Ишаевым фактически для консолидации собственных политических сил. Можно предположить, что таким образом он также заранее вывел Оноприенко из-под удара в пределах регионального парламента, что могло бы стоить последнему карьеры. Сможет ли хабаровский губернатор отстоять соратника уже как своего заместителя, покажет ближайшее время.

NB Следует отметить, что опрошенные «Клубом Регионов» хабаровские эксперты по делу либо отмолчались, либо поддержали губернатора.

Пока же консолидация политических сил приносит Виктору Ишаеву положительную оценку в «Рейтинге регионов».

Сергей Катанандов (Республика Карелия)

по мнению его давнего политического оппонента бывшего спикера петрозаводского горсовета Василия Попова, обвинявшегося в клевете на главу Карелии, в рассматриваемый период «потерпел поражение».

В то же время решение суда в отношении Попова двояко – он полностью оправдан по статье «клевета» на губернатора, но признан виновным по эпизоду о вымогательстве крупной суммы денег у депутата парламента республики Андрея Мазуровского. В итоге спикера Петросовета приговорили к 7 годам лишения свободы условно и штрафу в 400 тыс. руб.

Параллельно действия правоохранительных органов в отношении самого Катанандова, напротив, улучшают его имидж. Так, Управлением федеральной службы судебных приставов по Карелии губернатор освобожден от уплаты унизительного штрафа в размере 500 руб.

И, что куда как более важно для карельского губернатора: в итоге принятого в отношении Василия Попова судебного решения последний не сможет участвовать в выборах главы Петрозаводска.

Тем самым, пока что глава Карелии скорее выигрывает, хотя в будущем достигнутая им победа может обернуться поражением – тем более что сам экс-спикер намерен добиваться пересмотра приговора.

Юнус-Бек Евкуров (Республика Ингушетия)

продолжал активную работу по приоритетным направлениям восстановления республики – борьбе с террористическим бандподпольем и реализации муниципальной реформы. Кроме того, президент Ингушетии выступил на страницах издания «Коммерсантъ. Власть» с откровенным интервью, которое невольно заставляет переосмыслить происходящее в, казалось бы, ставшем узнаваемым «очаге дестабилизации ситуации на Кавказе» регионе.

Следует отметить, что упорство и честность, с которым Юнус-Бек Евкуров реализует свои планы по восстановлению республики, все в большей мере завоевывают симпатии экспертов «Клуба Регионов».

Виктор Толоконский (Новосибирская область)

учел критику СМИ, обвинившего его в давлении на свободную прессу: губернатор принял решение не выселять одно из местных отделений Союза журналистов России из занимаемого им помещения.

Наиболее же интересной социально-экономической инициативой Виктора Толоконского стало заявление о создании единой новосибирской агломерации.

И, хотя начинать процесс формирования агломерации в условиях кризиса – решение довольно спорное, его поддержка со стороны большинства новосибирских наблюдателей играет в пользу губернатора.

Реакция на проблемы журналистов и экономические инициативы демонстрируют соответствие новосибирского губернатора требованиям времени и приносят ему положительный балл в «Рейтинге регионов».

Негативную оценку деятельности заслужили в рассматриваемый период главы 11 регионов страны.
Николай Виноградов (Владимирская область)

попытался инициировать конфликт с региональным отделением «Единой России» – как вариант, в целях усиления собственной политической популярности.

Так или иначе, партия власти в данный конфликт ввязываться не стала – по официальной версии, из-за того, что обвинения в ее сторону были уж слишком юридически обтекаемы.

В то же время, вероятность переназначения Николая Виноградова на следующий губернаторский срок стремится к нулю. В связи с этим, возможно, «Единая Россия» просто не отвлекается на его критику, концентрируясь на укреплении собственных электоральных позиций и борьбе за пост преемника.

Неудавшийся демарш приносит главе Владимирской области отрицательные оценки в «Рейтинге регионов».

Виктор Зимин (Республика Хакасия)

вводит в правительстве республики «двойные стандарты»: по требованию Зимина министры будут обязаны заступать на суточное дежурство в здании республиканского правительства, в том числе в выходные дни. Сам же глава республики желания работать сверхурочно пока не выразил.

Источником косвенной критики, от которой главе Хакасии не удалось «отмахнуться», стала позиция председателя комиссии по физической культуре Совета Федерации Вячеслава Фетисова, который призвал Виктора Зимина не относиться к спорту по остаточному принципу.

Эксперты «Клуба Регионов» отмечают, что глава Хакасии обращается с подчиненными «не по-суворовски», и не верят в эффективность подобных подходов. А его вынужденная социальная ответственность не оставляет возможности предполагать, что господин Зимин стал бы самостоятельно искать средства для решения проблем хакасских спортсменов. Что приносит ему отрицательные оценки в «Рейтинге регионов».

Олег Ковалев (Рязанская область)

de facto обвинен Дмитрием Медведевым в той же «нерасторопности». Обыкновенно получавший положительные оценки в «Рейтинге регионов» губернатор на сей раз зарабатывает отрицательный балл.

Это лишний раз напоминает о необходимости наиболее ответственно подходить к важным для федеральной повестки дня антикризисным мероприятиям, использовать для этого любые открытые форматы.

Эдуард Россель (Свердловская область)

подвергся критике Дмитрия Медведева в ходе интервью президента тележурналисту Евгению Ревенко за «нерасторопность» в разработке и реализации антикризисных социальных программ.

Отметим, что в уральских СМИ продолжает развиваться конфликт между Эдуардом Росселем и и.о. руководителя регионального отделения «Единой России» Виктором Шептием. При этом СМИ, публикующие критику в адрес Шептия, рассказывают региональным элитам «на условиях анонимности», что Росселю удалось заручиться поддержкой Владимира Путина при выдвижении на очередной губернаторский срок в конце года.

Очевидно, на этом фоне критика со стороны Дмитрия Медведева должна была бы свидетельствовать о «конфликте внутри правящего тандема», признаки которого в последний год не искал только ленивый.

Но экспертам «Клуба Регионов» представляется наиболее вероятным гораздо более прозаическое объяснение: совершенно очевидно, что в последнее время Эдуард Россель слишком занят «окончательным» решением конфликта элит в регионе, и у него может просто не хватать личных и аппаратных ресурсов для решения проблем безработицы (а она на Среднем Урале стоит очень остро), подготовки к саммиту ШОС и др.

В этой связи представляется вероятным, что слова Дмитрия Медведева о «ситуации в Свердловской области» призваны подвигнуть аппарат правительства региона на более активную антикризисную работу. Возможно, при этом политические условия «будут созданы».

Пока же Эдуард Россель, получивший болезненное напоминание о «нерасторопности», получает отрицательный балл в «Рейтинге регионов».

Егор Строев (Орловская область)

в рассматриваемый период подвергся довольно циничному «политическому рейдерству»: в регионе распространялись слухи о «самоубийстве губернатора».

Похоже, участившееся распространение слухов о «смерти» ряда глав регионов, еще недавно казавшееся дикостью, становится простым признаком усиления их оторванности от населения, мерилом информационной закрытости. Ну а возрастные губернаторы – «политические долгожители» уже почти обречены терпеть подобные проявления политического хамства.

Позиция самого господина Строева по рассматриваемому вопросу является достаточно «питательной средой» для эскалации слухов. По имеющейся информации, губернатор неофициально обращался в правоохранительные органы с требованием установить источник слухов о его кончине. Тем самым, как и в свое время Минтимер Шаймиев, он начал действовать не по «антикризисной модели», а попытался решить «проблему» по тем же, теневым, правилам, по которым оппоненты играют против него.

Случай лишний раз подтверждает, что можно и впредь не ждать от губернаторов ярких политических и информационных ходов – антикризисных мероприятий, вызовов авторов компромата на открытые дискуссии, «политические дуэли». Система в большинстве случаев сама задает теневые, латентные и непубличные правила политической борьбы. Едва ли, играя по одним и тем же неписаным правилам, можно слишком «обижаться».

Так или иначе, усиление изощренного политического давления на орловского губернатора без адекватного противодействия со стороны последнего приносит ему отрицательную оценку в «Рейтинге регионов».

Шолбан Кара-Оол (Республика Тыва)

в рассматриваемый период выступил с инициативой о том, что федеральный центр должен вернуть губернаторам прежние полномочия по согласованию кандидатур руководителей региональных подразделений федеральных структур.

По резкой оценке советника спикера республиканского парламента политолога Сергея Конвиза, подобные инициативы обусловлены конфликтом между Шолбаном Кара-оолом и рядом руководителей региональных органов федеральных ведомств (якобы особенно это касается начальника налоговой службы, прокурора республики и министра внутренних дел). При этом, по мнению Сергея Конвиза, главным фактором является этнический.

По менее радикальной оценке (не будем забывать, что господин Конвиз представляет интересы главного политического оппонента главы Тувы), действия Шолбана Кара-оола не столь конспиративны и являются простым приложением тенденции сопротивления региональных элит растущему центральному давлению (вспомним, что тенденции региональной политики всемерно купируют полноту политического маневра региональных элит – начиная с назначения губернаторов и заканчивая их выдвижением «Единой Россией»).

В связи с этим едва ли Шоблан Кара-оол сильно испортит себе имидж: его действия – всего лишь проявление «торга» между федеральными и региональными элитами. Но и преуспеть в деле согласования руководителей территориальных структур федеральных ведомств ему едва ли удастся, разве что право законодательной инициативы будет использоваться формально. Так или иначе, инициатива главы Тувы не выглядит своевременной и дает свободу для трактовок степени его лояльности Кремлю – пусть она и не столь спорна, как демарш Минтимера Шаймиева о необходимости возвращения к прямым выборам губернаторов, но, пожалуй, не более своевременна.

Муху Алиев (Республика Дагестан)

выпустил из-под контроля ситуацию в национальном вопросе при назначении на одну из ключевых должностей республики: в Махачкале неизвестные похитили Владимира Радченко, назначенного на должность руководителя республиканского управления Федеральной налоговой службы России. При этом в республике раздаются требования о том, что на должность начальника УФНС «должен быть назначен этнический лезгин».

По мнению эксперта по Северному Кавказу главного редактора ИА «РосФинКом» Константина Казенина, противодействие назначению Владимира Радченко – проявление фронды элиты республики в отношении Москвы («Впервые в Дагестане отмечено открытое сопротивление республиканских чиновников федеральным властям»), полустихийная попытка диктовать правила, по которым якобы должна вестись политика федерального центра.

Едва ли ситуация каким-то образом связана с действиями самого Алиева. Но весьма высока вероятность того, что ее генезис обусловлен как раз бездействием главы республики. В любом случае на фоне эскалации социально-экономической напряженности подобные демарши совершенно несвоевременны. А их влияние на политический рейтинг главы Дагестана, разумеется, негативны.

Илья Михальчук (Архангельская область)

в отличие от своего соседа по Федерации Юрия Евдокимова, переусердствовал не в противостоянии, а в рвении ради поддержки партии власти.

Предвыборная поездка в Архангельскую область лидера партии «Справедливая Россия», председателя Совета Федерации Сергея Миронова началась скандалом – Илья Михальчук проигнорировал третье лицо государства, уехав на время визита Миронова в Няндомский сельский район.

Как отмечают наблюдатели, сложную обстановку – как политическую, так и социально-экономическую – архангельский губернатор пытается замаскировать учреждением новых региональных праздников. Таким стал День отца.

Надуманность повестки дня, отсутствие политической дальновидности и насаждение конфликта там, где его быть не должно по определению, приносят Илье Михальчуку отрицательные баллы в «Рейтинге регионов».

Юрий Евдокимов (Мурманская область)

подвергся жесткой критике со стороны главы центрального исполкома «Единой России» Андрея Воробьева за то, что губернатор якобы «внес разлад и спровоцировал борьбу, которая не идет на пользу региону». По мнению наблюдателей, в преддверии выборов мэра Мурманска (они пройдут 1 марта) глава региона Юрий Евдокимов поддержал не кандидата от единороссов Михаила Савченко, а своего бывшего заместителя Сергея Субботина – в этом сходятся точки зрения Воробьева и лидера мурманского городского отделения «Единой России» Алексея Веллера, которого Юрий Евдокимов обвинил в ведении против него информационной кампании.

Позднее к публичной критике в адрес Юрия Евдокимова присоединился председатель Высшего Совета партии Борис Грызлов.

NB В рассматриваемый период конфликты между «Единой Россией» и губернаторами зафиксированы в нескольких регионах страны (открытое противостояние отмечено во Владимирской и Волгоградской областях, сложнейшая ситуация сложилась в Свердловской области, критике Андрея Воробьева подверглось руководство Хабаровского края). Но только в Мурманской области взаимные обвинения достигли предельно острого уровня – de facto теперь под угрозой как переназначение губернатора, так и победа партии власти 1 марта.

Невольно напрашивается мысль о том, что Мурманская область избрана федеральным руководством «Единой России» как полигон для разработки схемы влияния на непокорных глав регионов. «Резко реагируя на конфликт в Мурманской области, руководство «Единой России» повышает партийную дисциплину и одновременно пытается погасить давление местных региональных групп влияния», – подчеркнул в интервью «Клубу Регионов» депутат Госдумы, директор Института политических исследований Сергей Марков.

Юрий Евдокимов, не пожелавший или неспособный вести переговоры с федеральными структурами «Единой России» и не нашедший способа смягчить для себя и для партии последствия конфликта, спровоцировал широкую волну недовольства губернаторского корпуса действиями партии власти: едва ли ситуация будет на этом исчерпана. И едва ли губернатор сможет легко отделаться, поскольку в условиях социально-экономического кризиса подобные демарши даже нескольких глав регионов могут подвергнуть серьезной опасности политическую стабильность в стране.

Какой бы убежденной ни была позиция мурманского губернатора, его действия недостаточно просчитаны для опытного политика, а обвинения в адрес «Единой России» недостаточно подкреплены фактурой. Подобными действиями он только дискредитирует саму возможность «партийной дискуссии на местах», делает ситуацию на выходе более авторитарной. Что приносит ему отрицательные оценки в «Рейтинге регионов».

Владимир Торлопов (Республика Коми)

по мере выяснения обстоятельств трагедии в Подъельске подвергается все более жесткой критике федеральных властей. Как заявил генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, трагедия в Подъельске обнажила многочисленные факты нарушения закона, связанные с работой социальной объектов: «Органы государственной власти Республики Коми и местного самоуправления знали о неблагополучном положении дел в Подъельском доме ветеранов, но самоустранились от выполнения своих непосредственных обязанностей».

На ту же тему посчитал нужным высказаться в интервью тележурналисту Евгению Ревенко президент России Дмитрий Медведев («…Следствие должно определить виновных, они должны быть наказаны всей мерой уголовного закона. Точно так же, как и начальники, которые это допустили, должны лишиться своих мест. Ряд решений уже принят. Мы, естественно, разберёмся до самого конца с этим вопросом»).

Похоже, Торлопов не сумеет «отделаться» от последствий трагедии увольнениями подчиненных среднего уровня. Так или иначе, сила критики в его адрес заставляет экспертов «Клуба Регионов» поставить новые минусы главе Коми в «Рейтинге регионов».

Сергей Дарькин (Приморский край)

в рассматриваемый период получил большую дозу критики из самых разных источников.

Прежде всего стоит отметить, что в ходе своего первого интервью нового формата телеканалу «Россия» Дмитрий Медведев отдельно выделил Приморский край как регион, который, «по тем данным, которые… представило Правительство» (то есть по солидарной оценке Дмитрия Медведева и Владимира Путина), не справляется с реализацией антикризисных социальных программ.

Другой, не менее значимой, темой критики стало отсутствие у Сергея Дарькина обратной связи с общественностью края. Как подчеркивают приморские эксперты, губернатор вот уже во второй раз отверг проект создания в регионе Общественной палаты. А по вопросу сохранения реликтовых приморских лесов, являющихся последним прибежищем для сохранения традиционного уклада удэгейцев, Амурский филиал Всемирного фонда дикой природы (WWF) вынужден был 12 февраля провести во Владивостоке пресс-конференцию, вызвавшую широкий резонанс.

NB При этом главное, о чем говорят с обидой местные общественники, – это равнодушие команды губернатора. А ведь именно равнодушие и закрытость на фоне попыток федеральной власти найти способы сделать власть честной по отношению к населению способны сейчас «добить» любого аппаратного игрока.

Характерно, что все чаще региональные общественники для решения своих проблем обращаются не к губернатору, а напрямую к федеральному руководству. По большому счету, это уже не просто политтехнология, а ярчайший признак введения прямого федерального управления в регионе.

В рассматриваемый период Сергей Дарькин стремительно терял аппаратные и политические очки, что находит свое пропорциональное отражение и в «Рейтинге регионов».

Версия для печати

Методика

Представленный вниманию аудитории «Клуба Регионов» рейтинг оценок деятельности руководителей регионов России составлен на основе изучения наиболее значимых событий федерального и регионального уровней, успехов и неудач региональных лидеров, реакции руководителей регионов на социальные, политические и экономические вызовы, анализа законотворческой и информационной активности глав субъектов Федерации, а также наиболее значительных для регионов событий федерального и международного масштаба. Ключевым критерием оценки является роль, которую играет глава субъекта РФ в жизни региона и страны в рассматриваемый период, и ее прогнозируемые позитивные или негативные последствия. Источником информации экспертов «Клуба Регионов» при составлении рассматриваемого рейтинга является репрезентативная информация федерального экспертного сообщества, официальная информация государственных структур (в том числе статистическая), сообщения СМИ, собственная информация на основе развитой корреспондентской базы в регионах.