полпред президента:  отставка Карнилина с поста мэра Нижнего Новгорода связана с его зарубежными активами
17 февраля 2017

Укрупнение регионов повысит явку

Выборы-2018, возможно, совместят с региональными референдумами

Фото: uralpolit.ru

Вопросы объединения ряда субъектов РФ могут быть вынесены на региональные референдумы, которые пройдут в один день с президентскими выборами. В отсутствие реальной конкуренции плебисцит рассматривается Кремлем как единственная возможность обеспечить высокую явку.

Фактически стартовавшая президентская кампания пока не внушает оптимизма в части ожидаемой явки. Из трех предварительно заявившихся кандидатов двое – Жириновский и Явлинский – на политической сцене уже четверть века и порядком надоели, а Навальный баллотируется по принципу «не догоню, так согреюсь». Проблема даже не в том, что до выборов его не допустят, а в том, что решения суда и ЦИКа принципиально ничего не меняют. В России нет кандидатов, способных создать интригу, и это превращает кампанию 2018г. в пятую серию унылого сериала.

Может сложиться ситуация, хуже которой только революция: избирателю скучно и лень голосовать на самых главных выборах. Между тем в Кремле ждут, что явка составит не менее 70%. И это должны быть чистые 70%, без подвоза автобусами и обязаловки. Задача нетривиальная, для ее решения наряду с планом А – возможным допуском оппозиционного кандидата – был разработан план Б: совмещение выборов с референдумом. О нём в общих чертах стало известно в конце прошлого года, но детально его начали разрабатывать, по данным источников, после суда над Навальным.

На референдум планируется вынести вопросы, которые заинтересуют граждан и заставят их прийти на избирательные участки. Поскольку выборы, судя по всему, примут плебисцитарный характер, их совмещение с референдумом будет выглядеть вполне органично. В обоих бюллетенях избиратели фактически выразят свое отношение к власти и ее инициативам.

Выборы президента – федеральные, логично было бы их совместить с общероссийским референдумом. Последний раз граждане осуществляли непосредственное волеизъявление в масштабах страны в 1993г., когда была одобрена действующая Конституция. Однако в законе о референдуме сказано, что этот институт прямой демократии нельзя использовать в последний год текущего срока полномочий президента. Полномочия Путина истекают в мае 2018-го, следовательно, в марте плебисцит проводить нельзя.

Кроме того, в федеральной повестке сегодня просто отсутствуют вопросы, которые было бы уместно вынести на референдум. В 2008г. КПРФ предлагала спросить граждан, нужно ли вернуть выборы губернаторов, а в 2015-м – выяснить отношение россиян к предлагаемой коммунистами национализации собственности олигархов. Выборность глав регионов восстановили в 2012г. и без КПРФ, пересматривать итоги приватизации 90-х не будут, и для Кремля здесь нет предмета для дискуссии. Любой другой вопрос федерального уровня, будь то отмена взносов на капремонт или введение прогрессивного налогообложения, неизбежно вызовет ожесточенные споры. Цель референдума противоположная: найти точки соприкосновения разных групп общества, сплотить и политически мобилизовать граждан на выборы.

Лучше всего для этого подходит региональный плебисцит. На него можно вынести вопросы, актуальные для жителей конкретной территории, не уходя при этом в большую политику. Именно на референдумах было одобрено укрупнение нескольких субъектов РФ в 2005–2008гг. При этом граждане голосовали отнюдь не из-под палки: например, за объединение Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом проголосовали 94% избирателей в округе и 90% – в области. Явка составила 83% и 73% соответственно. Таким образом, инициатива образования Забайкальского края вызвала гораздо больший интерес, чем, например, последние президентские выборы (явка по стране 65%, в Забайкалье – 60%).

Как сообщал в январе «Клуб Регионов», новая волна слияний и поглощений может затронуть до двадцати субъектов. Дальнейшее объединение территорий лоббирует, в частности, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее мнению, присоединение некоторых дотационных регионов к более успешным повысит уровень жизни населения. Кроме того, федеральный центр выступает за сокращение расходов на содержание чиновников, что также должно стать следствием укрупнения.

Вместе с декларируемой экономической задачей в процессе нового слияния может быть решена и неафишируемая политическая: повышение явки. Это актуально для Москвы и Петербурга – их давно планируют объединить с Подмосковьем и Ленобластью. В обеих столицах явка уже в 2012-м была ниже среднего, а в 2018-м может скатиться до неприлично низких значений. Неактивно голосуют и в экономически развитой Свердловской области, которую могут укрупнить за счет Курганской (по другой версии – Челябинской) области. Вялые избиратели в Красноярском крае – к нему, возможно, присоединят проблемную, но бодро голосующую Хакасию.

При этом далеко не везде, где есть проблемы с явкой, интеграция уместна. Объединение регионов – процесс долгий и сложный, он зависит не только от решений федерального центра, но и от настроений местных элит и населения. В любом случае референдумы о слиянии невозможно провести в 2018г. во всех регионах, где явка на президентских выборах ниже 70%, а таких большинство. Однако в некоторых субъектах вопрос может быть поставлен.

В остальных регионах на референдумы, возможно, вынесут другие важные для граждан вопросы. Например, введение платы за въезд автотранспорта в город – соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении и проходит общественную экспертизу. Надо ли говорить, что совмещение плебисцита по этому вопросу с президентскими выборами автоматически поднимет явку до приемлемого уровня. Если идея референдумов будет реализована, то всем известные недостатки представительной демократии в РФ причудливым образом поспособствуют развитию демократии прямой, почти швейцарской.

Антон Ивановский
Версия для печати