Карлин:  работа, которая проходит в каждом из нас всю жизнь, будет подпитана уникальным материалом, называемым шукшинская душа
17 февраля 2017

Укрупнение регионов повысит явку

Выборы-2018, возможно, совместят с региональными референдумами

Фото: uralpolit.ru

Вопросы объединения ряда субъектов РФ могут быть вынесены на региональные референдумы, которые пройдут в один день с президентскими выборами. В отсутствие реальной конкуренции плебисцит рассматривается Кремлем как единственная возможность обеспечить высокую явку.

Фактически стартовавшая президентская кампания пока не внушает оптимизма в части ожидаемой явки. Из трех предварительно заявившихся кандидатов двое – Жириновский и Явлинский – на политической сцене уже четверть века и порядком надоели, а Навальный баллотируется по принципу «не догоню, так согреюсь». Проблема даже не в том, что до выборов его не допустят, а в том, что решения суда и ЦИКа принципиально ничего не меняют. В России нет кандидатов, способных создать интригу, и это превращает кампанию 2018г. в пятую серию унылого сериала.

Может сложиться ситуация, хуже которой только революция: избирателю скучно и лень голосовать на самых главных выборах. Между тем в Кремле ждут, что явка составит не менее 70%. И это должны быть чистые 70%, без подвоза автобусами и обязаловки. Задача нетривиальная, для ее решения наряду с планом А – возможным допуском оппозиционного кандидата – был разработан план Б: совмещение выборов с референдумом. О нём в общих чертах стало известно в конце прошлого года, но детально его начали разрабатывать, по данным источников, после суда над Навальным.

На референдум планируется вынести вопросы, которые заинтересуют граждан и заставят их прийти на избирательные участки. Поскольку выборы, судя по всему, примут плебисцитарный характер, их совмещение с референдумом будет выглядеть вполне органично. В обоих бюллетенях избиратели фактически выразят свое отношение к власти и ее инициативам.

Выборы президента – федеральные, логично было бы их совместить с общероссийским референдумом. Последний раз граждане осуществляли непосредственное волеизъявление в масштабах страны в 1993г., когда была одобрена действующая Конституция. Однако в законе о референдуме сказано, что этот институт прямой демократии нельзя использовать в последний год текущего срока полномочий президента. Полномочия Путина истекают в мае 2018-го, следовательно, в марте плебисцит проводить нельзя.

Кроме того, в федеральной повестке сегодня просто отсутствуют вопросы, которые было бы уместно вынести на референдум. В 2008г. КПРФ предлагала спросить граждан, нужно ли вернуть выборы губернаторов, а в 2015-м – выяснить отношение россиян к предлагаемой коммунистами национализации собственности олигархов. Выборность глав регионов восстановили в 2012г. и без КПРФ, пересматривать итоги приватизации 90-х не будут, и для Кремля здесь нет предмета для дискуссии. Любой другой вопрос федерального уровня, будь то отмена взносов на капремонт или введение прогрессивного налогообложения, неизбежно вызовет ожесточенные споры. Цель референдума противоположная: найти точки соприкосновения разных групп общества, сплотить и политически мобилизовать граждан на выборы.

Лучше всего для этого подходит региональный плебисцит. На него можно вынести вопросы, актуальные для жителей конкретной территории, не уходя при этом в большую политику. Именно на референдумах было одобрено укрупнение нескольких субъектов РФ в 2005–2008гг. При этом граждане голосовали отнюдь не из-под палки: например, за объединение Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом проголосовали 94% избирателей в округе и 90% – в области. Явка составила 83% и 73% соответственно. Таким образом, инициатива образования Забайкальского края вызвала гораздо больший интерес, чем, например, последние президентские выборы (явка по стране 65%, в Забайкалье – 60%).

Как сообщал в январе «Клуб Регионов», новая волна слияний и поглощений может затронуть до двадцати субъектов. Дальнейшее объединение территорий лоббирует, в частности, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее мнению, присоединение некоторых дотационных регионов к более успешным повысит уровень жизни населения. Кроме того, федеральный центр выступает за сокращение расходов на содержание чиновников, что также должно стать следствием укрупнения.

Вместе с декларируемой экономической задачей в процессе нового слияния может быть решена и неафишируемая политическая: повышение явки. Это актуально для Москвы и Петербурга – их давно планируют объединить с Подмосковьем и Ленобластью. В обеих столицах явка уже в 2012-м была ниже среднего, а в 2018-м может скатиться до неприлично низких значений. Неактивно голосуют и в экономически развитой Свердловской области, которую могут укрупнить за счет Курганской (по другой версии – Челябинской) области. Вялые избиратели в Красноярском крае – к нему, возможно, присоединят проблемную, но бодро голосующую Хакасию.

При этом далеко не везде, где есть проблемы с явкой, интеграция уместна. Объединение регионов – процесс долгий и сложный, он зависит не только от решений федерального центра, но и от настроений местных элит и населения. В любом случае референдумы о слиянии невозможно провести в 2018г. во всех регионах, где явка на президентских выборах ниже 70%, а таких большинство. Однако в некоторых субъектах вопрос может быть поставлен.

В остальных регионах на референдумы, возможно, вынесут другие важные для граждан вопросы. Например, введение платы за въезд автотранспорта в город – соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении и проходит общественную экспертизу. Надо ли говорить, что совмещение плебисцита по этому вопросу с президентскими выборами автоматически поднимет явку до приемлемого уровня. Если идея референдумов будет реализована, то всем известные недостатки представительной демократии в РФ причудливым образом поспособствуют развитию демократии прямой, почти швейцарской.

Антон Ивановский
Версия для печати
Главное
В Севастополе решается судьба муниципального фильтра
Кандидат в губернаторы Севастополя Виктор Резанов сдал в избирком документы без подписей в свою поддержку муниципальных депутатов. Штаб Резанова объясняет это протестом против законодательной коллизии, возникшей на севастопольских выборах при прохождении кандидатами муниципального фильтра. «Это выглядит юридическим абсурдом, но отстаиваемая нами позиция основана на основополагающих принципах избирательного процесса», – заявили представители Резанова. Напомним, что кандидат в губернаторы от ЕР Дмитрий Овсянников собрал 70% подписей муниципальных депутатов, тем самым «монополизировав» предвыборный процесс. Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению электорального юриста Максима Прокофьева, является регистрация всех кандидатов, включая тех, кто вообще не представил документы на регистрацию.