Гайзер:  суть предъявленного обвинения не была понятна с самого начала моего задержания, остается она непонятной и сейчас
17 февраля 2017

Укрупнение регионов повысит явку

Выборы-2018, возможно, совместят с региональными референдумами

Фото: uralpolit.ru

Вопросы объединения ряда субъектов РФ могут быть вынесены на региональные референдумы, которые пройдут в один день с президентскими выборами. В отсутствие реальной конкуренции плебисцит рассматривается Кремлем как единственная возможность обеспечить высокую явку.

Фактически стартовавшая президентская кампания пока не внушает оптимизма в части ожидаемой явки. Из трех предварительно заявившихся кандидатов двое – Жириновский и Явлинский – на политической сцене уже четверть века и порядком надоели, а Навальный баллотируется по принципу «не догоню, так согреюсь». Проблема даже не в том, что до выборов его не допустят, а в том, что решения суда и ЦИКа принципиально ничего не меняют. В России нет кандидатов, способных создать интригу, и это превращает кампанию 2018г. в пятую серию унылого сериала.

Может сложиться ситуация, хуже которой только революция: избирателю скучно и лень голосовать на самых главных выборах. Между тем в Кремле ждут, что явка составит не менее 70%. И это должны быть чистые 70%, без подвоза автобусами и обязаловки. Задача нетривиальная, для ее решения наряду с планом А – возможным допуском оппозиционного кандидата – был разработан план Б: совмещение выборов с референдумом. О нём в общих чертах стало известно в конце прошлого года, но детально его начали разрабатывать, по данным источников, после суда над Навальным.

На референдум планируется вынести вопросы, которые заинтересуют граждан и заставят их прийти на избирательные участки. Поскольку выборы, судя по всему, примут плебисцитарный характер, их совмещение с референдумом будет выглядеть вполне органично. В обоих бюллетенях избиратели фактически выразят свое отношение к власти и ее инициативам.

Выборы президента – федеральные, логично было бы их совместить с общероссийским референдумом. Последний раз граждане осуществляли непосредственное волеизъявление в масштабах страны в 1993г., когда была одобрена действующая Конституция. Однако в законе о референдуме сказано, что этот институт прямой демократии нельзя использовать в последний год текущего срока полномочий президента. Полномочия Путина истекают в мае 2018-го, следовательно, в марте плебисцит проводить нельзя.

Кроме того, в федеральной повестке сегодня просто отсутствуют вопросы, которые было бы уместно вынести на референдум. В 2008г. КПРФ предлагала спросить граждан, нужно ли вернуть выборы губернаторов, а в 2015-м – выяснить отношение россиян к предлагаемой коммунистами национализации собственности олигархов. Выборность глав регионов восстановили в 2012г. и без КПРФ, пересматривать итоги приватизации 90-х не будут, и для Кремля здесь нет предмета для дискуссии. Любой другой вопрос федерального уровня, будь то отмена взносов на капремонт или введение прогрессивного налогообложения, неизбежно вызовет ожесточенные споры. Цель референдума противоположная: найти точки соприкосновения разных групп общества, сплотить и политически мобилизовать граждан на выборы.

Лучше всего для этого подходит региональный плебисцит. На него можно вынести вопросы, актуальные для жителей конкретной территории, не уходя при этом в большую политику. Именно на референдумах было одобрено укрупнение нескольких субъектов РФ в 2005–2008гг. При этом граждане голосовали отнюдь не из-под палки: например, за объединение Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом проголосовали 94% избирателей в округе и 90% – в области. Явка составила 83% и 73% соответственно. Таким образом, инициатива образования Забайкальского края вызвала гораздо больший интерес, чем, например, последние президентские выборы (явка по стране 65%, в Забайкалье – 60%).

Как сообщал в январе «Клуб Регионов», новая волна слияний и поглощений может затронуть до двадцати субъектов. Дальнейшее объединение территорий лоббирует, в частности, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее мнению, присоединение некоторых дотационных регионов к более успешным повысит уровень жизни населения. Кроме того, федеральный центр выступает за сокращение расходов на содержание чиновников, что также должно стать следствием укрупнения.

Вместе с декларируемой экономической задачей в процессе нового слияния может быть решена и неафишируемая политическая: повышение явки. Это актуально для Москвы и Петербурга – их давно планируют объединить с Подмосковьем и Ленобластью. В обеих столицах явка уже в 2012-м была ниже среднего, а в 2018-м может скатиться до неприлично низких значений. Неактивно голосуют и в экономически развитой Свердловской области, которую могут укрупнить за счет Курганской (по другой версии – Челябинской) области. Вялые избиратели в Красноярском крае – к нему, возможно, присоединят проблемную, но бодро голосующую Хакасию.

При этом далеко не везде, где есть проблемы с явкой, интеграция уместна. Объединение регионов – процесс долгий и сложный, он зависит не только от решений федерального центра, но и от настроений местных элит и населения. В любом случае референдумы о слиянии невозможно провести в 2018г. во всех регионах, где явка на президентских выборах ниже 70%, а таких большинство. Однако в некоторых субъектах вопрос может быть поставлен.

В остальных регионах на референдумы, возможно, вынесут другие важные для граждан вопросы. Например, введение платы за въезд автотранспорта в город – соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении и проходит общественную экспертизу. Надо ли говорить, что совмещение плебисцита по этому вопросу с президентскими выборами автоматически поднимет явку до приемлемого уровня. Если идея референдумов будет реализована, то всем известные недостатки представительной демократии в РФ причудливым образом поспособствуют развитию демократии прямой, почти швейцарской.

Антон Ивановский
Версия для печати
Главное
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».