Этноконфессиональная ситуация в Крыму в значительной степени обусловлена событиями, происходившими в республике в постсоветский период, до ее возвращения в состав России. В рамках данного исследования анализируются межнациональные отношения на полуострове лишь за последние полгода. Вместе с тем необходимо кратко напомнить о событиях в межэтнической сфере, непосредственно предшествовавших воссоединению Крыма с РФ.
Государственный переворот в Киеве и последовавшая за ним отмена регионального статуса русского языка на Украине вызвали резко негативную реакцию русского большинства Крыма и актуализировали многолетнее стремление русскоязычных жителей полуострова к воссоединению с Россией. Общественная организация Меджлис крымскотатарского народа попыталась воспрепятствовать этому процессу, заняв откровенно русофобскую и прокиевскую позицию. 26 февраля Меджлис организовал митинг под стенами парламента Крыма с целью сорвать заседание, на котором ожидалось принятие решения о вхождении республики в состав РФ. Параллельно митинговали активисты партии «Русское единство», настроенные пророссийски. В результате столкновения с применением холодного оружия и отравляющих веществ двое представителей русской общины погибли, несколько десятков человек были ранены.
Как отмечают местные эксперты, в течение долгого времени украинские власти рассматривали Меджлис в качестве «дубинки» против повышения гражданской, политической активности этнических русских Крыма, их стремления к самостоятельности, национальной самоидентификации. Добиваясь своих экономических и политических целей, Меджлис провоцирует экстремизм и межнациональную напряженность.
Несмотря на ожесточенный характер русско-татарского противостояния накануне воссоединения Крыма с Россией, эскалацию насилия удалось предотвратить, и в дальнейшем проявления межэтнической напряженности не носили массового и насильственного характера. Главным стабилизирующим фактором послужил референдум о вхождении полуострова в состав РФ, по результатам которого стало ясно, что подавляющее большинство жителей республики, независимо от национальности, разделяют активную пророссийскую позицию. Следует также отметить энергичные меры, принятые федеральными властями с целью максимальной интеграции крымскотатарского населения в российское общество. Среди наиболее значимых: реабилитация крымских татар, их кооптация в органы власти республики, законодательное закрепление крымскотатарского языка, наряду с русским и украинским, в качестве государственного, создание условий для получения образования на родном языке, создание Таврического муфтията, налаживание деловых, культурных и прочих контактов Татарстана и крымских татар.
Меджлис, оказавшись в новых условиях на положении маргинальной организации, остается, тем не менее, основным дестабилизирующим фактором. Российские власти адекватно оценивают конфликтный потенциал организованного крымскотатарского национализма, что выражается, в частности, в запрете въезда на территорию Крыма антироссийски настроенным лидерам Меджлиса.
Продолжение деструктивной политической линии, проводимой Меджлисом, при определенных условиях (ошибках, допущенных чиновниками в национальном вопросе, ухудшении экономической ситуации и т.д.) может вылиться в резкое нарастание напряженности. Актуальны и другие риски. Значительным конфликтогенным потенциалом обладает возможное переселение на территорию Крыма многочисленных представителей ранее депортированных народов (немцев, греков, армян и др.), что может обострить земельные споры и потребует дополнительных бюджетных расходов. Потенциальным фактором напряженности для республики может стать ухудшение ситуации в Средней Азии (район Ферганской долины), в результате которого в Крым переселится оставшаяся часть крымских татар (пока не желающих переезжать), вместе с которыми может переехать часть узбекского населения.
Дополнительные риски создает также отсутствие у федеральной власти опыта включения регионов в состав РФ, что может привести и уже приводит к возникновению конфликтов, обусловленных различиями в законодательстве и изменениях в правоприменении на полуострове.
Отметим, что порождающие межэтническую напряженность бесконечные претензии крымскотатарских активистов – характерный пример иррационального мотива конфликта. Большинство выдвигаемых Меджлисом аргументов об «ущемленности» крымскотатарского населения не соответствуют действительности: уровень его обеспеченности земельными участками, автомобилями и пр. намного превышает аналогичные показатели остальных этнических групп.
В качестве обнадеживающего факта можно отметить, что безальтернативные точки зрения на межэтнические отношения, радикальные взгляды в большей степени характерны для людей среднего и старшего возраста. Молодежь в Крыму, по мнению экспертов, озабочена решением других задач: поиска работы, получения образования и т.д.
Кроме межэтнического взаимодействия, целесообразно упомянуть и религиозный фактор: в Крыму до воссоединения с Россией открыто вели пропаганду активисты исламистской террористической организации «Хизб ут-Тахрир», имеющей связи с Меджлисом.
Последствия 20 с лишним лет межэтнического противостояния, разумеется, не исчезнут одномоментно. Межнациональные отношения в Крыму в настоящее время можно характеризовать как «режим ожидания»: русские движения достигли своей конечной цели и с новыми пока не определились, украинские движения не оформлены, Меджлис занял выжидательную позицию, однако периодически провоцирует конфликты. За последние годы лозунг об ущемленном положении татар Крыма превратился в постоянный инструмент давления на власть. Множество конфликтов таким образом «раскручиваются» в качестве межэтнических, хотя реальным мотивом является желание получить некие материальные выгоды. Положительным фактором является рост активности крымскотатарских объединений, оппозиционных Меджлису, лояльных России и не нацеленных на конфликт.
Резюмируя, следует отметить, что в целом ситуация в Республике Крым стабильна: высокий уровень межэтнической напряженности компенсируется эффективной работой федерального центра и крымских властей. Налажен межнациональный диалог, который, тем не менее, под угрозой в силу мощного дестабилизирующего фактора в лице Меджлиса и поддерживающих его зарубежных игроков. При этом необходимо учитывать, что любое обострение межэтнической ситуации в Крыму по понятным причинам вызовет гораздо более сильный резонанс, чем аналогичный конфликт в другом регионе России.