Глава Камчатки:  все нормальные губернаторы дома подкаблучники. Потому что так надоедает принимать решения на работе
6 июля 2022

Политолог: глава Якутии показывает результативный пример синергии действий исполнительной власти и депутатов Госдумы

Глава Якутии Айсен Николаев демонстрирует конструктивное взаимодействие ветвей власти, что помогает экономике республики минимизировать последствия санкций. Подтверждением этому стали итоги работы весенней сессии российского парламента: в условиях санкционного давления Госдума поддерживала меры правительства, а регионы прорабатывали свои, опираясь на те инструменты, которые дал федеральный центр.

По словам автора рейтинга «Коэффициент полезности депутатов Госдумы», политолога Алексея Мартынова, принятие нормативных актов, призванных смягчить последствия санкций, стало одним из важнейших направлений работы депутатов Госдумы. «Более 500 законов, внесенных за весеннюю сессию, так или иначе касались антикризисных мер. И, как мы видим, слаженная работа парламентариев и правительства позволяет действительно смягчать возможные последствия этого давления, и с точки зрения контрмероприятий, мне кажется, депутаты сработали на максимуме своих возможностей», – отметил Мартынов.

По мнению экспертов, Якутии удалось извлечь максимум из предоставленных возможностей, в том числе и потому, что работа исполнительной власти региона шла в плотной связке с законодательной. Так, республика оказалась в числе 24 регионов, где в дополнение к федеральным мерам поддержки IТ-отрасли были разработаны и запущены собственные уникальные меры: стипендии, региональные субсидии, списание налога на прибыль для таких компаний. Что касается бизнеса в целом, то в Якутии на основе федеральных законодательных актов был единогласно принят закон, устанавливающий налоговые послабления и кредитные льготы для предприятий республики в условиях внешнего давления. Документ был инициированный главой региона.

В силу различных причин регионы по-разному смогли использовать те возможности, которые дал законодатель, считает научный руководитель Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлёв, при этом Якутия в числе тех, кому это удалось лучше многих: «Якутский губернатор Николаев вообще работать умеет, в том числе и с депутатами, которые представляют регион в Госдуме. Должен заметить, что основой для конструктивного взаимодействия двух ветвей чаще всего становятся действия именно исполнительной власти. Губернатор может сформулировать проблему и предложить решение, а работа депутата – создать правовые механизмы для его реализации. Понятно, что любая договоренность – это результат движения в обоих направлениях, но ключевая роль все-таки за исполнительной властью. И если губернатор умеет выстраивать конструктивную работу с депутатами вне зависимости от их партийной принадлежности, то у него появляется еще один не менее значимый канал взаимодействия с федеральным центром. Важно это понимать и уметь пользоваться».

Стоит отметить, что в VIII созыве Госдумы республика заметно усилила свое представительство, сформировав так называемую «якутскую фракцию» из пяти депутатов, которые хоть и представляют разные политические силы (ЕР, КПРФ, СРЗП, «Новые люди»), однако основной своей целью считают работу на благо республики. Наблюдатели называют появление региональной фракции в нижней палате парламента политическим прецедентом, который стал наглядным свидетельством того, что власти Якутии и депутаты работают в тесной связке, а республика значительно увеличила возможности лоббирования своих интересов. Подтверждением совместной работы главы региона и федеральных депутатов стали регулярные встречи Николаева и со всеми депутатами вместе, и с каждым по отдельности на протяжении весенней сессии.

«Когда в субъекте РФ возникает синергия действий исполнительной власти и депутатов, которые представляют этот регион, это практически идеальная конструкция. И Якутия демонстрирует прекрасный же пример такой синергии, – комментирует Алексей Мартынов. – Депутаты могут представлять разные партии, но если при этом они ответственно и честно относятся к своим обязанностям, то их цели и задачи на 99% совпадают с целями и задачами исполнительной власти. Это благосостояние жителей региона, решение региональных проблем, привлечение федеральных ресурсов в регион в виде разных программ, создание рабочих мест. И как бы ни называлась партия, как бы ожесточенно во время выборов они друг с другом ни конкурировали, придя во власть и получив именно статус депутата Госдумы, честные депутаты потратят максимум усилий на то, чтобы во взаимодействии с исполнительной властью субъекта улучшать жизнь в своем регионе».

Отдельно отметим, что в весеннюю сессию работы Госдумы обсуждались конкретные законопроекты, способные качественно улучшить жизнь граждан Якутии и отвечающие интересам как республики, так и всего Дальнего Востока. К примеру, шла активная проработка предложений в готовящийся законопроект о северном завозе. Сегодня именно Якутия – пилотный регион цифровизации северного завоза.

Директор Института политических исследований, политолог Сергей Марков обращает внимание, что «90% законов инициируются и разрабатываются как раз исполнительной властью», в том числе и с участием регионов, которые непосредственно заинтересованы в их принятии: «Таким образом регион может доносить свою информацию, свое видение. И умение губернатора заключается в том, чтобы использовать эту возможность на благо всего региона. А результат зависит от политической зрелости и уровня профессионализма как губернатора, так и депутатов. Но не менее важно умение главы региона правильно распределять роли и полномочия. Как раз для того, чтобы было хорошее взаимодействие и качественный результат».

Собеседники «Клуба Регионов» сходятся во мнении, что результаты, которые показывает Якутия, как раз подтверждают тезис о том, что сегодня как никогда важно отодвинуть в сторону давние противоречия и работать сообща, вне зависимости от партийной принадлежности и политических взглядов. И такой подход наиболее эффективен для сохранения стабильной экономики и социальной ситуации в регионах.

Версия для печати