Дороги в будущее: как развитие транспортной инфраструктуры повышает уровень жизни якутян
Власти Якутии продолжают решать стратегическую задачу транспортной связанности территорий республики. Сегодня глава региона Айсен Николаев принял участие в церемонии открытия моста через реку Менкюле в Томпонском районе, это самый большой мостовой переход на участке республиканской автотрассы «Яна».
Последние пять лет для Якутии стали настоящей «эрой новых дорог». Все построенные объекты дорожной инфраструктуры имеют важное социально-экономическое значение не только для развития республики, но и всего северо-востока России, говорят эксперты, поэтому работа, которую за эти годы проделал Айсен Николаев, – часть федеральной политики.
«Развитие транспортной инфраструктуры – это общегосударственная задача. Что же касается регионов Сибири и Дальнего Востока, и тем более Якутии, то все аргументы, касающиеся необходимости развития транспортной сети, здесь имеют еще большее значение, – поясняет доктор экономических наук, директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. – Если говорить о Якутии, то сразу несколько факторов определяют необходимость разработки и реализации транспортных объектов. Во-первых, Якутия – это регион, растущий и по численности населения (буквально на днях там родился миллионный житель), и по реализации инфраструктурных проектов. Сам Якутск, затормозившийся в своем развитии в нулевые годы, в последнее десятилетие развивается очень активно, а вместе с ним и Якутская агломерация, которая сейчас формируется. Да и другие районы республики характеризуются высокими темпами, и транспортная связанность этих территорий крайне важна. Нужно еще добавить, что в связи с поворотом России на восток, активизации деятельности по Севморпути, приданию Тикси статуса международного порта, строительства нового порта в Якутии – все это определяет новые задачи транспортного развития».
В части дорожного строительства Якутия побила собственные рекорды: за 5 лет введено в эксплуатацию более 2,5 тысяч км дорог, возведено и реконструировано почти 50 мостов – темп вырос более чем в 1,5 раза. В текущем году планируется построить еще 266 км автодорог – республика не сбавляет набранный темп. Для Якутии строительство дорожной инфраструктуры – это «жизненно важная вещь», которая влияет не только на рост экономики, но и повышает качество жизни в регионе, считает доктор экономических наук, директор Центра социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец: «Активно строя дороги, Николаев решает сразу несколько задач. Первая – это экономическое развитие, потому что отсутствие транспортной связанности очень тормозит создание производств и вообще развитие каких-либо отраслей кроме сельского хозяйства. Вторая история – это более высокое качество жизни».
Стоит отметить, что не меньшее значение для качества жизни в Якутии имеет и развитие авиационного сообщения, поскольку для ряда районов это практически единственная возможность связи с большой землей. «Всю республику покрыть дорогами нельзя в силу объективных причин, поэтому с отдаленными поселками связь поддерживается только по рекам и по воздуху, и поэтому для Якутии аэропорт имеет гораздо большую значимость, чем для центральной России. Это вопрос жизненно важный для местного населения, и тот акцент, который делают региональные власти на развитие транспортной связанности с учетом особенностей своего региона, он, безусловно, в приоритете», – говорит Алексей Зубец.
Финансирование программы субсидирования полетов между Якутском и арктическими поселками увеличено более чем в 10 раз, до 600 млн руб. Это позволило снизить стоимость авиабилетов в среднем на 60%. Теперь жители отдаленных районов могут летать по льготным билетам круглый год. Ведется и работа по модернизации аэропортовых комплексов. К примеру, на этой неделе были открыты два новых аэропорта в поселках Сангар (Кобяйский район) и Хандыга (Томпонский район). Всего по Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до конца 2024г. планируется завершить реконструкцию 19 аэропортов, и пять их них уже готовы. Кроме того ведется работа по модернизации нескольких взлетно-посадочных полос. Якутия представлена в указанном плане наибольшим среди регионов количеством объектов и это – показатель эффективности работы главы республики Айсена Николаева с Правительством РФ. В свою очередь Владимир Климанов обращает внимание и на развитие железнодорожного сообщения. Так, именно в Якутии началось строительство самой большой частной железной дороги в стране – Тихоокеанской. Пока она не имеет выхода на основные магистрали – с Эльгинского угольного месторождения дорога ведет на побережье Охотского моря, но эксперт убежден, что «в будущем так или иначе вопрос возможного ее связывания с БАМом» и другими участками дороги будет включен в повестку. «И даже вопрос строительства железной дороги от Нижнего Бестяха в Магадан сегодня уже не выглядит фантасмагорическим проектом», – комментирует собеседник «Клуба Регионов».
Все транспортные проекты, инициированные Айсеном Николаевым, в числе прочих усилий позволили республике сохранить высокие темпы производства в условиях санкционного давления. Транспортная доступность играет большую роль и в будущем экономическом росте Якутии. Проектов по этой линии много, важнейший из них – Ленский мост. Широкое русло реки Лены и сложные условия строительства обуславливают объективно высокую стоимость объекта. Власти региона смогли оптимизировать проект и сократить затраты почти на 50 млрд руб. «После того, как была запущена железнодорожная ветка до станции Нижний Бестях, вопрос строительства Ленского моста становится все более актуальным и жизненно необходимым в силу того, что Якутск, расположенный на левом берегу, играет все бо́льшую роль, а все транспортные артерии, в том числе железная дорога, замыкаются на правобережье Лены. И новые индустриальные парки, и ТОСЭР, которая была изначально в Кангалассах, а потом расширилась на другие участки Якутской агломерации, это все тоже толкает к тому, чтобы разные участки данной территории обрели новую транспортную связанность», – отмечает Климанов.
Власти Якутии действуют рационально, отказавшись от части проектных решений в пользу строительства самого моста, считает Алексей Зубец. «Лучше построить Ленский мост, отказавшись от дополнительных опций, чем ждать. Если появится мост, то Якутск станет еще более привлекательным и для жизни, и для ведения бизнеса. То есть ускорится развитие экономики Якутска, рост его населения, снижение себестоимости доставки товаров. Иными словами, мост станет способом зарабатывания денег для республики, и этот проект будет окупаться за счет увеличения налоговых доходов. Поэтому мост надо строить, чтобы он начал приносить доход, а дальше уже можно будет создавать дополнительные транспортные развязки, подъезды, другие составляющие», – говорит собеседник «Клуба Регионов».
Строительство Ленского моста помимо экономики поможет решению и геополитических задач, которые стоят перед Россией, в связи с чем Якутия приобретет статус важнейшего транспортного узла на востоке страны, считает доктор политических наук, научный руководитель института социально-политических технологий и коммуникаций Тихоокеанского госуниверситета Илдус Ярулин. «Это может придать ускорение освоению всего арктического побережья, а освоение тех природных ресурсов, которые есть в Арктике, очень может помочь стране как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе. Это закладывание основ развития будущего для всей России», – подчеркнул политолог.
Изменение геополитической ситуации, считает глава Якутии Айсен Николаев, влечет за собой и необходимость внесения изменений в Стратегию пространственного развития России. Свои инициативы он в конце 2022г. представил в Совете Федерации. По его словам, в условиях глобального разворота на восток «надо практически вычертить на карте страны новые пространственные коридоры, современные энергетические мощности, линии электропередач и в кратчайшие сроки направить усилия государства, бизнеса на создание не догоняющей, а опережающей инфраструктуры развития». Именно эти задачи на ближайшие годы Николаев считает ключевыми и для Якутии.