Владимир Илюхин: географическое положение Камчатки открывает нам уникальные возможности
Проект перевалочного терминала СПГ на Камчатке позволит России связать Индийский и Северный Ледовитый океаны, «впервые в истории объединив два морских региона в огромный логистический хайвэй», заявил премьер-министр Японии Синдзо Абэ, выступая на пленарном заседании ВЭФ-2019. Научный руководитель ВЦИОМа, профессор Высшей школы экономики, член ОП РФ Иосиф Дискин считает, что превращение Камчатки в хаб для транспортировки СПГ выгодно не только инвесторам, но и самому региону, который сможет совершить мощнейший рывок в экономике.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ в своем выступлении на пленарном заседании ВЭФ-2019 особо отметил камчатский проект компании «Новатэк» по перевалке сжиженного природного газа с Ямала.
«Сейчас на ямальском заводе, в проектировании и строительстве которого участвовали наши компании, уже начато производство газа на трех линиях, и уже идет его экспорт. В июне уже состоялась первая поставка газа в Японию. Одна из крупнейших транспортных морских компаний Японии Mitsui OSK Lines уже использует три танкера ледового класса для перевозки ямальского СПГ на экспорт. Проект «Арктик СПГ-2», в который решили инвестировать компания Mitsui и японская национальная корпорация по нефти, газу и металлам JOGMEC, позволит осуществлять поставки в азиатские страны арктического СПГ на танкерах ледового класса с перегрузкой на обычные танкеры на Камчатке», – сказал Абэ.
По словам японского премьер-министра, проект позволит России объединить Индийский и Северный Ледовитый океаны, «впервые в истории объединив два морских региона в огромный логистический хайвэй».
«Камчатка, безусловно, перспективна с точки зрения логистики. Наше географическое положение сегодня открывает возможности, связанные с освоением Севморпути, в том числе перспективы создания сопутствующих производств, сервисов и услуг», – отметил губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.
Строительство перегрузочного терминала компании «Новатэк» в бухте Бечевинская на восточном побережье Камчатки поможет сэкономить на транспортных расходах при поставках топлива в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируется, что с завода по сжижению газа на полуострове Ямал танкеры ледового класса будут доставлять СПГ в хранилище на Камчатке, где газ будут перегружать в обычные танкеры, которые доставят топливо покупателям в Азии. Это станет одним из ключевых объектов Севморпути, который сейчас активно осваивает Россия. В составе морского перегрузочного комплекса предусмотрено строительство двух плавучих хранилищ СПГ, подходного канала в Бечевинской бухте, причала портового флота, создание систем для обеспечения безопасного движения судов.
«Проект принесет региону и инвестиции, и рабочие места. Мы создадим на Камчатке уникальный объект, не имеющий аналогов в мире. Кроме того, мы окажем всестороннее содействие Камчатскому краю в решении задачи по газификации региона», – сказал на полях Восточного экономического форума зампред правления «Новатэка» Эдуард Гудков.
Научный руководитель ВЦИОМа, профессор Высшей школы экономики, член ОП РФ Иосиф Дискин считает, что превращение Камчатки в хаб для транспортировки СПГ позволит региону совершить мощнейший рывок в экономике. «Хаб станет опорой ямальского газового бизнеса «Новатэка». Подчеркну: на Камчатке построят огромные хранилища СПГ, что полностью изменит систему сервиса для газовозов (это тоже огромный объем работы), их обслуживание (эта отрасль тоже обладает достаточной прибыльностью). Проект «Новатэка» принесет в регион спрос на инженерно-технические кадры, а это значит, что после вуза дети смогут вернуться к родителям и получать при этом приличную заработную плату, соизмеримую с европейским и американским уровнями. Это правда. Достаточно посмотреть, сколько получают люди на «новатэковских» предприятиях, уже запущенных на Ямале. Такая зарплата, спрос на жилье, спрос на сервис – это реальный перевод города на новый уровень», – говорит Дискин.
Эксперт также отмечает мультипликативный эффект строительства терминала по перевалке СПГ для туристической сферы.
«Как только появляется мощный порт с развитой инфраструктурой, так сразу появляется возможность для расширения туризма. На ВЭФ президент Владимир Путин назвал Камчатку «бриллиантом» Дальнего Востока и России в целом. Но сегодня туристический потенциал полуострова используется на одну тысячную, в то время как появление мощной инфраструктуры, в том числе современных гостиниц, сервисных центров и других элементов, дает возможность превратить полуостров в глобальный туристический центр. И это совершенно изменит уровень жизни Камчатки и превратит ее в форпост Тихоокеанской России», – уверен Дискин.
«Несмотря на то что Камчатка в данном проекте выступает больше как транзитный центр, он позволит региону привлекать зарубежных инвесторов к реализации других идей. И сотрудничество с той же Японией будет благодаря терминалу развиваться дальше», – считает председатель экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике Моисей Фурщик.
По словам Иосифа Дискина, проект позволит привлечь на Камчатку не только японских инвесторов. «Индия уже заявила о решении принимать участие в данном проекте, скоро подтянутся Китай и другие страны АТР. Все понимают, что регион становится магнитом для притягивания инвестиций. Просто японцы заявили о своем участии раньше всех. Но, как только контуры превращения Петропавловска-Камчатского в глобальный логистический хаб станут обрисовываться более четко, вопрос о том, чьи деньги в него вложены, будет мало интересен. Останется только соревнование, кто быстрее и больше их внесет», – резюмирует эксперт.
Добавим, общий объем финансирования проекта составит 98,5 млрд руб., из которых почти 70 млрд руб. – частные инвестиции.