Эксперт: все, что делается на Камчатке для поддержки детей с инвалидностью, – это работа губернатора Илюхина
Камчатский край выиграл грант Минпросвещения РФ на развитие системы инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов. За счет средств гранта краевой педагогический колледж в этом году приобретет новое оборудование, программное обеспечение и повысит квалификацию педагогов. По мнению председателя совета Всероссийской общественной организации детей-инвалидов Елены Клочко, если сегодня «не заниматься инклюзией, то завтра бюджетные затраты на соцподдержку инвалидов будут несравнимы с организацией специального образования». «Центр создал закон, дал субсидию, а исполнять все должны в регионе. Поэтому все, что делается на Камчатке для поддержки детей с инвалидностью, – это работа губернатора», – отмечает эксперт.
Камчатский край победил в конкурсе Министерства просвещения РФ на получение в 2020 г. федеральной субсидии в сумме 12,4 млн руб. на поддержку системы инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов. Средства пойдут Камчатскому педагогическому колледжу на покупку оборудования, разработку образовательных программ, приобретение программного обеспечения, повышение квалификации педагогов. Отметим, это не первый транш, перечисленный учебному заведению. В 2017–2018гг. за счет федеральной субсидии в Камчатском педагогическом колледже установили пандусы, поручни, оборудовали туалетные комнаты для студентов с ограниченными возможностями.
«Инклюзия предполагает включение ребенка в образовательную среду очно, – отмечает председатель совета Всероссийской общественной организации детей-инвалидов Елена Клочко. – В жизни любого человека образование играет важную роль, в том числе и для человека с инвалидностью. Этот этап определяет дальнейшую судьбу человека и то, насколько он будет социализирован во взрослой жизни, то, чем он будет дальше заниматься. И если мы сейчас не обеспечим инвалидам образование, то во взрослой жизни все они будут нуждаться в социальной поддержке государства. Возможно даже, что потребуется размещение в специальных интернатах. А тенденция роста инвалидности говорит о том, что если все они «упадут» на соцсферу, то бюджетные затраты будут несравнимы с организацией инклюзивного образования, которое помогает «выправить» детей до максимально возможной стадии».
По словам эксперта, принятые сегодня Минпросвещения РФ законы – исчерпывающие, но расходные обязательства по обеспечению организации инклюзивного образования ложатся на регионы, и итог работы зависит от того, насколько в это вовлечены губернаторы. «Центр создал закон, дал субсидию, а исполнять все должны в субъекте РФ. Поэтому все, что делается на Камчатке для поддержки детей с инвалидностью, – это работа губернатора Илюхина», – отмечает эксперт.
«Часто ребенок, попадая в инклюзию, оказывается в не подготовленной к инклюзии среде, в отсутствии специальных условий, – продолжает Клочко. – Это касается наличия тьютора, ассистента, специализированных учебников и так далее. Если эти условия не созданы, такой ребенок будет помехой в классе и для учителя, и для остальных учеников. Поэтому часто вместо создания соответствующих условий в образовательных заведениях власти предлагают перевести ребенка-инвалида на домашнее обучение. О последствиях я уже сказала. Поэтому чем больше инклюзии и чем она раньше начинается, тем лучше».
По мнению эксперта, проблема внедрения инклюзивного образования в целом по стране «стоит остро». Сегодня в России 670 тыс. детей с инвалидностью, а детей с ОВЗ, которые не являются инвалидами, больше миллиона.
Отметим, сейчас в Камчатском крае проживает 1283 ребенка-инвалида, из них 230 – в возрасте 15–17 лет, которые могут поступить в учреждения СПО и получить образование. При этом в регионе 111 объектов полностью доступны для людей с ограниченными возможностями, из них 19 – учреждения образования. Благодаря мерам, предпринимаемым региональными властями, в прошлом учебном году в камчатских техникумах и колледжах СПО обучались 40 студентов-инвалидов.
Добавим, что на базе Камчатского педагогического колледжа в конце сентября пройдет II Региональный чемпионат профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». В соревнованиях смогут принять участие не только студенты, но и школьники в возрасте от 14 лет, специалисты до 65 лет, а также выпускники образовательных организаций. На чемпионате будут представлены компетенции: «Учитель начальных классов», «Вязание спицами», «Малярное дело», «Бисероплетение», «Ландшафтный дизайн», «Резьба по дереву», «Социальная работа», «Медицинский и социальный уход», «Предпринимательство», «Экономика и бухгалтерский учет». В прошлом году студент Камчатского сельхозтехникума Георгий Чечулин завоевал серебро Национального чемпионата профмастерства «Абилимпикс» в компетенции «Ландшафтный дизайн».