Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
7 июля 2015

Валерий Раенко: Развитие арктической зоны – стратегическая задача

Председатель законодательного собрания Камчатского края Валерий Раенко назвал поворотным в создании арктического законодательства России состоявшееся совместное заседание президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. «В современных реалиях мы не должны дать ни малейшего повода международной общественности поднимать вопрос об интернационализации Северного морского пути и части арктических ресурсов, находящихся в сфере влияния Российской Федерации», – считает Раенко.

Впервые за многие десятилетия состоялось детальное обсуждение концепции будущего арктического законодательства. И тот факт, что диалог прошел с участием главы Совета Федерации Валентины Матвиенко, сенаторов, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных министерств, руководителей органов власти арктических субъектов, еще раз подтверждает – государство намерено твердо и последовательно заниматься развитием северных территорий.

Ускоренное развитие арктической зоны России (АЗР) – это вопрос стратегической важности. В современных реалиях мы не должны дать ни малейшего повода международной общественности поднимать вопрос об интернационализации Северного морского пути и части арктических ресурсов, находящихся в сфере влияния Российской Федерации. Для этого нам нужна сильная, динамично развивающаяся арктическая зона. Думаю, что участие в состоявшемся диалоге дальневосточников, не входящих в АЗР, безусловно, принесло пользу.

Убежден, что о развитии Арктики, Северов и Дальнего Востока России необходимо говорить в комплексе. У нас схожие проблемы и задачи и во многом общие рецепты их решения. Есть несколько главных моментов, которые должны, на мой взгляд, отображать эффективное арктическое законодательство. Во-первых, система льгот и гарантий для жителей арктических территорий должна быть адекватной и отвечать задаче по закреплению населения в этой части страны. Ни одна государственная программа не будет работать сама по себе. Соответственно, что на Дальнем Востоке, что в Арктике необходимы мощные стимулы для привлечения трудового ресурса – льготы, компенсации, расширенные меры поддержки. Во-вторых, нужно решать вопросы экономического стимулирования бизнеса. Я уже много раз говорил и повторюсь снова – бизнес в Центральной России и на Северах изначально поставлен в неравные условия. Отдаленность, труднодоступность, суровые климатические условия, необходимость самостоятельного обеспечения работникам северных льгот – все эти факторы не только значительно снижают конкурентоспособность бизнеса, но и в целом отрицательно сказываются на его выживаемости. Поэтому у нас так сильно развит монополизм – эффективно работать в северных условиях зачастую способны только «дочки» крупных корпораций. Без помощи государства развитие малого и среднего бизнеса в АЗР не сдвинуть с мертвой точки.

Убежден, что в основе социально-экономического развития российской Арктики должно лежать детальное районирование этой зоны с учетом особенностей каждой территории. Сегодня на Дальнем Востоке мы приступили к созданию территорий опережающего развития – считаю, что этот механизм также необходимо предусмотреть в арктическом законодательстве. Кроме того, северное законодательство в целом должно перекликаться в части правовых основ для развития Северного морского пути. Необходима единая стратегическая линия, которая обозначит государственный приоритет проекта СМП и создаст точки опоры для его реализации.

Создание особых условий социально-экономического развития Арктической зоны страны требует существенных финансовых вливаний. Но это инвестиции в будущее, без которых невозможно дальнейшее полноценное развитие государства.

Версия для печати
Камчатский край
спикер заксобрания Камчатки

Спикер Законодательного собрания Камчатского края.