Политтехнолог Алёна Август:  есть экологи, а есть псевдоэкологи, есть общественники, а есть хайпожоры
31 октября 2019

Анатолий Костылевский:

получить высокое качество дорог можно только с применением прогрессивных технологий

Фото: ksonline.ru

О результатах реализации в Новосибирской области первого этапа нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги», о новых технологиях при ремонте и строительстве дорог, а также о том, как ведется оценка качества дорог, рассказал в интервью «Клубу Регионов» глава регионального Минтранса Анатолий Костылевский.

– Анатолий Викторович, в результате реализации мероприятий по нацпроекту БКАД в регионе в этом году планируется привести в должное состояние 67,5 км дорог, в том числе 25,6 км региональных, 3,9 км федеральных, 38 км местных дорог. Это больше, чем в прошлом году. Справится ли дорожно-строительный комплекс НСО с таким объемом?

– В 2019г. работы по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту выполняются на 121 участке автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области, общая протяженность которых составляет 204,5 км.

На автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения работы проводятся на 71 объекте общей протяженностью 161,8 км, из которых 62 объекта общей протяженностью 135,5 км расположены в сельских районах Новосибирской области и девять объектов общей протяженностью 26,3 км – в пределах Новосибирской агломерации.

На территории Новосибирской агломерации, кроме автодорог регионального значения, в 2019г. также выполняются работы на 50 объектах, расположенных на улично-дорожной сети городских округов Новосибирской области общей протяженностью 39,5 км, 37 из которых – на улично-дорожной сети ядра агломерации в городе Новосибирске, семь – в городе Бердске, один – в городе Искитиме, два – в городе Оби, три – в рабочем поселке Кольцово.

Необходимо отметить, что ранее в 2019г. работы планировалось провести на 117 участках автомобильных дорог на территории Новосибирской области, общая протяженность которых составляла 159,9 км.

Вне бюджета регионального проекта за счет средств федерального дорожного фонда в 2019г. выполняются работы на пяти объектах, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения в пределах Новосибирской агломерации общей протяженностью 3,2 км.

На сегодняшний день из 104 непереходящих объектов на 2019г. состоялись рабочие и приемочные комиссии с вводом объектов в эксплуатацию на 76 объектах (73%).

На сегодняшний день уложено 100% от планируемой на 2019г. площади укладки асфальтобетонного и других типов покрытий, составляющей 1,8 млн кв. метров.

Оставшиеся 28 из 104 объектов из числа непереходящих находятся в высокой степени технической готовности, в октябре – начале ноября планируется завершить все оставшиеся работы и ввести объекты в эксплуатацию.

– Какие объекты дорожной инфраструктуры будут отремонтированы в этом году за счет федеральных и региональных программ?

– Наиболее капиталоемкими объектами с вводом в 2019г. на региональной сети являются проведение реконструкции автодороги Барабинск – Зюзя – Квашнино в Барабинском районе, автодороги Мироновка – Петрушино в Баганском районе и автодороги «992 км а/д «М-51» – Купино – Карасук» в Татарском и Чистоозерном районах.

На автодорогах Новосибирской агломерации наиболее крупными объектами 2019г. являются проведение капитального ремонта улицы Большевистская и улицы Фабричная, а также ремонт Бердского шоссе в Новосибирске, в Бердске – ремонт улицы Лунная, в Искитиме – ремонт проспекта Юбилейный, в Оби – капитальный ремонт улицы Геодезическая и улицы Большая, в рабочем поселке. Кольцово – капитальный ремонт автомобильных дорог № 3, 4 и 5 с устройством дополнительных полос в целях ликвидации заторов на перекрестках.

– По оценке президента РФ Владимира Путина «дорог высокого качества по-прежнему мало». А что сегодня закладывается в понятие «норматив» и можно ли говорить, что дороги, строящиеся в рамках нацпроектов, не придется переделывать?

– Обеспечение контроля качества выполняемых работ на дорожных объектах, в том числе в рамках регионального проекта, относится к полномочиям строительного контроля от организаций-заказчиков и от подрядных организаций. На объектах регионального проекта ГКУ НСО ТУАД, Бердска, Искитима, Оби и Кольцово, помимо постоянного контроля специалистами организаций-заказчиков, строительный контроль также осуществляется в рамках заключенных контрактов со специализированными организациями. На объектах регионального проекта в Новосибирске строительный контроль выполняемых работ обеспечивается специалистами подведомственного мэрии Новосибирска МКУ «Управление дорожного строительства». Лабораторные испытания осуществляются в рамках заключенного муниципального контракта со специализированной организацией.

Кроме того, организованы инспекционные выезды представителей курирующего от Федерального дорожного агентства ФКУ «Сибуправтодор», специалистов Минтранса Новосибирской области, представителей общественных организаций ОНФ, Общественного совета при Минтрансе Новосибирской области, депутатов и УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области. В ходе проверок составляются акты выявленных замечаний, указываются кратчайшие возможные сроки их устранения с предоставлением подробных отчетов и дальнейшей проверкой факта их устранения при последующих выездах инспекционных комиссий.

Кроме того, начиная с 2013г. Минтранс Новосибирской области на контрактной основе привлекает для независимого (инспекционного) контроля качества работ, выполняемых на дорожной сети как местного, так и областного значения, независимые и профессионально компетентные организации, позволяющие отслеживать эффективность использования подрядными организациями средств из областного и федерального бюджетов.

– Каким образом оценивается качество дорожных работ? Как дорожники устраняют брак?

– Дорожными заказчиками области на системной основе проводится проверка исполнения подрядчиками гарантийных обязательств, а также претензионно-исковая работа. За неисполнение подрядной организацией своих обязательств по заключенному контракту в полном объеме могут быть применены штрафные санкции (за несоблюдение сроков и качества выполнения работ), некачественно выполненные работы устраняются за счет подрядчика. При отказе подрядчика от исполнения своих обязательств контракт может быть расторгнут с дальнейшим внесением организации в список недобросовестных подрядчиков, который находится в открытом доступе для всех участников, размещающих аукционы и конкурсы.

– Какие современные технологии предлагают дорожники? От каких видов работ принято решение отказаться в этом году?

– С 2018г. принято решение об использовании на автомобильных дорогах, участвующих в реализации регионального проекта, щебеночно-мастичного асфальтобетона. При этом также принято решение отказаться от технологии выполнения работ шероховатой поверхностной обработкой. Поверхностная обработка – это технологический процесс устройства на дорожных покрытиях тонких защитных слоев с целью обеспечить шероховатость, водонепроницаемость, износостойкость существующего покрытия широко применяется во всех регионах России.

При этом щебеночно-мастичный асфальтобетон отличается высокой прочностью, устойчивостью к образованию колеи и, как следствие, имеет больший срок службы.

Эффективное развитие дорожного хозяйства и переход на более высокий уровень качества автомобильных дорог возможны только с применением прогрессивных технологий, новых материалов и современного оборудования в дорожном хозяйстве.

В последние годы многие из них применяются на территориальных дорогах Новосибирской области, в том числе: устройство тонкослойных мембранных слоев по технологии «SprayJET» позволяет защитить покрытие от разрушения под воздействием негативных природно-климатических факторов, а также повысить сцепные качества покрытия; укладка битумоминеральных смесей МАК и холодных ремонтных, типа «Технодор Х1» при ямочном ремонте, выполняющаяся без ограничения температурных и влажностных условий производства работ.

Кроме перечисленных и других применяемых технологий, дорожниками Новосибирской области проводится постоянное изучение российского и мирового опыта инноваций в дорожном строительстве.

Так, с 2019г. на автомобильных дорогах Новосибирской области внедряется комплексная система проектирования составов асфальтобетонных смесей – СУПЕРПЭЙВ (SUPERPAVE), позволяющая получить наилучшие заданные характеристики покрытия, соответствующие новым стандартам.

Система СУПЕРПЭЙВ позволяет устранять, а также предотвращать причины дефектов дорожного покрытия, такие как: остаточная деформация (образование колеи), низкотемпературные образования трещин, усталостное трещинообразование.

В рамках регионального проекта на автомобильных дорогах местного значения на территории Новосибирской агломерации при проведении работ применяются:

1) при ремонте проспекта Юбилейный в 2019г. в Искитиме для устройства верхнего слоя покрытия: применение асфальтобетонной смеси ЩМА-15 на полимерно-битумном вяжущем;

2) на объектах в Бердске: применение энергосберегающих технологий при освещении автомобильных дорог (капитальный ремонт ул. Лунная) и мероприятия по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам дорожного хозяйства (на всех объектах регионального проекта в 2019г. и в дальнейшем);

3) в Новосибирске при капитальном ремонте трех объектов 2019г. был устроен верхний слой покрытия из ЩМА-20 на полимерно-битумном вяжущем ПБВ-90, а также устроены на четырех улицах светофорные объекты с применением новых технологий для возможности их интеграции в дальнейшем в существующую АСУДД. Кроме того, отличительной особенностью аппаратуры данной серии является автоматическая диагностика работы и передача данных на диспетчерский пульт в режиме реального времени по цифровым каналам связи с сохранением отчета о работе оборудования. Такая диагностика позволяет оперативно реагировать на все отклонения в работе аппаратуры и устранять их с меньшими затратами, что существенно экономит бюджет на обслуживание;

4) при проведении капиталоемких мероприятий на дорожной сети в Кольцово применялись адгезионные добавки типа «ДАД-1» и «Амдор» к нефтяным битумам, полимерные битумные вяжущие, а также геосинтетические полотна с целью повышения износостойкости дорожного покрытия.

На автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Новосибирской области при ремонте, капитальном ремонте, реконструкции и строительстве с асфальтобетонным покрытием:

– применение тонкослойного покрытия из горячей битумоминеральной смеси на асфальтобетонных покрытиях по технологии «SprayJet»;

– применение в верхних слоях покрытия на автомобильных дорогах из ЩМА ТР ТС: ЩМА-22, ЩМА-16, ЩМА-11 на ПБВ по ГОСТ Р 52056, на БНД по ГОСТ 33133;

– в 2021–2022гг. внедрение технологий «Евроасфальт» и «Суперасфальт».

При ремонте, капитальном ремонте, реконструкции и строительстве автомобильных дорог со всеми видами покрытий предусматривается:

– применение геотекстилей как тканых, так и нетканых, плоских и объемных георешеток, геомембран;

– применение конструкций шумозащитных экранов из композитных материалов.

– Как в целом продвигается борьба с аварийностью на дорогах?

– По итогам 2017г. (являющегося базовым при формировании региональных проектов) на дорожной сети Новосибирской области зафиксировано 43 места концентрации дорожно-транспортных происшествий (МКДТП). Для достижения целевого показателя по снижению к 2024г. в два раза количества МКДТП от их базового количества на 2017г. в ходе реализации мероприятий региональных проектов на автодорогах Новосибирской области необходимо ликвидировать не менее 22 аварийно опасных участков и тем самым снизить их количество до 21 участка (48,8% от общего количества).

К 2024г. планируется провести мероприятия по устранению всех 43 мест концентрации ДТП, зафиксированных по итогам 2017г., но в то же время в связи с ежегодным переутверждением перечней мест концентрации ДТП и их миграцией в региональном проекте «Дорожная сеть (Новосибирская область)» установлена цель по ежегодному снижению количества данных мест и достижению к 2024г. показателя не более 21 аварийно опасного участка.

В качестве основных мероприятий по ликвидации аварийно опасных участков, помимо проведения работ по приведению в нормативное состояние проезжей части и других элементов автомобильных дорог и улиц, планируется выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки из долговечных материалов, установка комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, обеспечение видимости, обустройство уличного освещения, установка барьерных разделительных и пешеходных ограждений, обустройство пешеходных тротуаров, установка и замена дорожных знаков, строительство и модернизация светофорных объектов и другие мероприятия по организации безопасности дорожного движения.

Губернатор Андрей Травников на заседании правительства поручил сотрудникам министерства наладить конструктивный диалог с жителями, а также найти в случае необходимости дополнительные решения, обеспечивающие комфорт и безопасность в ходе ремонта и строительства дорожных объектов. Как сегодня ведется работа в данном направлении?

– Все жалобы и предложения по вопросам проведения дорожных работ обрабатываются в рамках текущей деятельности Минтранса, обращения принимаются как в письменном виде, так и через электронную приемную, а также через официальную группу по реализации нацпроекта на территории Новосибирской области в социальной сети «ВКонтакте». Все запросы рассматриваются совместно с владельцами автодорог (заказчиками проведения работ) и подрядными организациями, оперативно подготавливаются ответы и направляются заявителям.

Перечень участков и виды проводимых работ в рамках нацпроекта определяются в том числе с учетом мнений жителей и других заинтересованных лиц и организаций, высказанных в ходе общественных обсуждений, которые проводят администрации городских округов, участвующие в реализации мероприятий нацпроекта, а также которые проходят в правительстве Новосибирской области.

Версия для печати