Ханты-Мансийский округ:  губернатору Комаровой нечего предложить молодым семьям, не получившим положенные льготы
11 декабря 2017

Ольга Кожемякина: При оформлении городов надо учитывать местную специфику

Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области, учредителем которого является региональный Минстрой, проводит конкурс арт-проектов для росписи фасадов домов в Оренбурге и Орске. Жители региона могу прислать свои эскизы для росписи здания, которые затем могут быть использованы для украшения фасадов в ходе работ по капитальному ремонту домов. Член правления и секретарь выставочной комиссии секции художников монументально-декоративного искусства Московского союза художников «Монументалисты Москвы» Ольга Кожемякина предостерегает регионы от повторения ошибок Москвы и призывает для украшения города учитывать как мнение граждан, так и опыт профессиональных художников-монументалистов.

«В Москве объекты раскрашивают непрофессионалы, и всё это выглядит отвратительно, хотя из каждого здания, из каждой будки можно сделать арт-объект, художественное произведение, а можно просто чебурашку нарисовать. Из-за этого город вообще выглядит некрасиво. Профессионалы, которые занимаются монументальным искусством, шесть лет этому учатся, они учитывают особенности архитектуры… Может быть, в Оренбурге имеет смысл обратиться к профессионалам, чтобы они сделали эскизы, или жители будут в этом участвовать. Может быть, жители могут выбирать тему или даже создадут свои какие-то эскизы, наметки, которые дадут переработать профессионалу, чтобы он, например, учел особенности архитектуры и тему района, где стоит дом. Монументалисты вообще мыслят большими плоскостями, чтобы эти цветовые пятна смотрелись издалека. Несерьезно к городу относиться нельзя – во всем должен быть профессионализм. В Оренбургской области ведь наверняка есть профессиональные художники-монументалисты, но и мы готовы с удовольствием помочь.

Удачный пример союза желания жителей и работы профессионалов-монументалистов – это город Леон во Франции. В его районах живут разные национальности, и каждый район украшен очень красивыми «обманками» на торцах зданий. И все это отражает сущность района, там, например, где живут африканцы, своя тематика, она отражает интересы этих людей, обычаи и так далее. И эта «обманка» сделана настолько натурально, что можно просто въехать в этот дом – настолько тонко там все сделано.

С жителями можно обсудить, чего они хотят. Например, однажды мы расписывали пансионат для ветеранов войны. У нас была идея создать роспись по принципу иконы [жития], что есть солдат с девушкой в середине, а вокруг них военные ситуации, вплоть до победы. Но ветераны в итоге взбунтовались и сказали, что они же из разных родов войск и что нужно все рода войск отразить, и в итоге нам пришлось и летчиков, и танкистов, и всё, что только можно там нарисовать, потому что ветераны на этом настояли. В итоге получился компромисс, но все равно получилось хорошо. Вот так, в диалоге с жителями нужно работать в Оренбургской области и в любом другом регионе.

При этом нужно обязательно учитывать исторический и культурный опыт местности, потому что у разных мест может быть свой орнамент – ведь это тоже очень красиво смотрится. Можно обратиться к творчеству Филиппа Малявина [известного художника, уроженца Оренбургской области], использовать какие-то его мотивы, конечно, не целиком картины, но намек на это. А можно просто город раскрасить локальными цветами, пятнами, которые будут вместе смотреться и взаимодействовать».

Версия для печати
художник-монументалист

Член секции художников монументально-декоративного искусства Московского союза художников