Самарская область
15 июня 2023

Вадим Сипров: Дела в связи со строительством Климовского моста на фоне губернаторской кампании Азарова – это коммуникационный кризис

Начало кампании по выборам губернатора Самарской области ознаменовалось обысками у замминистра транспорта Сергея Неретина по делу о превышении должностных полномочий при строительстве Климовского моста, который активно продвигал губернатор Дмитрий Азаров. Ранее за мошенничество была осуждена замдиректор компании, привлеченной для анализа нагрузки на мост. Генеральный директор Института коммуникационного менеджмента, политолог Вадим Сипров говорит, что уголовное дело стало громким благодаря активности депутата ГД Александра Хинштейна, но не видит причин, по которым оно могло бы ухудшить предвыборную ситуацию для Азарова.

«Говоря формально, история с осуждением за мошенничество одного из подрядчиков, привлеченных к строительству моста через Волгу, в условиях кампании по выборам губернатора – это коммуникационный кризис. Однако сопоставление масштабов этого, безусловно, неприятного инцидента и протекающих в Самарской области политических процессов позволяет сделать прогноз: влияние приговора на ход кампании будет ничтожно малым.

Также стоит напомнить и об обстоятельствах этого уголовного дела: на днях суд признал виновной в мошенничестве генерального директора ООО «ИнфраКАП» Олесю Гладкову. Установлено, что в декабре 2018г. министерство транспорта Самарской области заключило с этой организацией договор на составление прогноза интенсивности транспортных потоков при строительстве моста через Волгу с обходом Тольятти. ООО «ИнфраКАП» получило за работу 10 млн руб.; как выяснилось, данные расчета были завышены. Проще говоря, чиновникам подсунули «липовую» экспертизу, которую они включили в документацию по проекту и оплатили. Кстати, причастные к этому делу чиновники регионального Минтранса проходили по делу в качестве свидетелей.

Есть еще одно существенное обстоятельство. О махинациях при строительстве моста стало известно не сегодня. Дело возбудили два года назад. Оснований предполагать, что суд, назначая дату рассмотрения дела, руководствовался чем-то еще, кроме процессуальных норм, в данном случае нет. Как нет оснований думать, что это дело приурочено к избирательной кампании.

На сентябрь запланированы губернаторские выборы, действующий глава региона Дмитрий Азаров заявил о намерениях выдвинуть свою кандидатуру на второй срок и был поддержан президентом России Владимиром Путиным. Центральная власть неоднократно отмечала, что действующий губернатор успешно справляется со своими обязанностями и действует в рамках федеральной политической повестки. Де-факто в регионе уже третий месяц идет избирательная кампания; она протекает практически бесконфликтно, так как у Дмитрия Азарова нет сколь-нибудь заметных конкурентов, и вряд ли они появятся.

А что касается скандалов, то они становятся громкими благодаря освещающим их журналистам. Пожалуй, самому успешному российскому криминальному журналисту и депутату Госдумы от Самарского одномандатного избирательного округа Александру Хинштейну эта аксиома известна. Кроме того, для публичного политика важно оставаться в фокусе общественного внимания, а для этого хороши все поводы, особенно такой как мошенничество при строительстве крупного инфраструктурного объекта федерального значения. Разумеется, сумма в 10 млн руб. для обывателя очень крупная, но она несравнима с общей стоимостью объекта в 140 млрд руб., однако Хинштейн на этом внимание не акцентирует, зато отмечает, что по условиям концессионного соглашения региональный бюджет будет обязан компенсировать инвесторам недополученную расчетную прибыль из-за трафика ниже прогнозного. Но стоит принять во внимание тот факт, что любые инвестиции в крупные инфраструктурные объекты – дело рискованное. Такие проекты имеют длительный период окупаемости, в течение которого могут произойти серьёзные макроэкономические и политические перемены, что мы сейчас, собственно, и наблюдаем. Климовский мост входит в состав международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай, его сдача планируется к концу следующего года. В условиях глобального переформатирования рынков прогнозировать даже на краткосрочную перспективу интенсивность потока автотранспорта по этому маршруту не возьмется ни один добросовестный отраслевой эксперт. То есть нагнетание страхов по поводу срыва Самарской областью условий концессии представляется необоснованным».

Версия для печати
политолог

Генеральный директор Института коммуникационного менеджмента