Путин:  цена ошибки – это здоровье наших людей. Поэтому ответственность глав регионов за каждое принятое решение крайне высока
16 февраля 2017

Тюменская область предлагает новые механизмы межбюджетных отношений

Фото: admtyumen.ru

Власти Тюменской области выступили с предложением предусмотреть четырехлетний переходный период, в течение которого регионам будет предоставляться компенсация выпадающих доходов. Предлагается также обязать Минфин РФ доводить до регионов сведения о возможных выпадающих доходах региональных бюджетов до принятия соответствующих федеральных законов. Эксперты отмечают актуальность поднятых властями Тюменской области вопросов. По их мнению, подобные инициативы могли бы быть полезны регионам.

В ходе Дней Тюменской области в Совете Федерации обсуждались вопросы сбалансированности региональных бюджетов. Были озвучены предложения облправительства, касающиеся порядка компенсаций по выпадающим доходам от налоговых поступлений, которые забирает федеральный центр.

В частности, вице-губернатор Тюменской области Татьяна Крупина напомнила, что с 2018г. регионы ожидает нововведение, по которому субъекты потеряют 1% ставки от налога на прибыль. Если раньше из 20% ставки в казну региона поступало 18%, а 2% шли в центр, то теперь пропорция равна 17% на 3%. Для Тюменской области, по словам вице-губернатора, эта сумма составила порядка 3,5 млрд руб. В связи с этим власти региона предлагают устанавливать переходный период на четыре года, в течение которого выпадающие доходы будут частично компенсироваться регионам: первый год – в полном объеме, последующие – с ежегодным уменьшением на 25%.

Кроме того, Тюменская область предлагает, чтобы Минфин в обязательном порядке информировал субъекты о возможных выпадающих доходах из региональных бюджетов до принятия соответствующих федеральных законов.

Доктор экономических наук, заведующий сектором регионального развития Института экономики РАН Александр Виленский считает, что инициативы Тюмени должны быть подержаны: «Несомненно, такие предложения могут быть полезными для регионов. Изначальная беда межбюджетных отношений заключается в том, что политические факторы довлеют над экономическими. С точки зрения экономических факторов должно быть четкое соотношение между полномочиями и своим собственным бюджетом. Тогда регион заинтересован в хозяйственной деятельности. У нас же это нарушено по политическим соображениям и часто регионы и федеральный центр ведут себя с экономической точки зрения иррационально. В данной ситуации регионы выходят со своими предложениями. Я их инициативы всячески поддерживаю. Ситуация в настоящее время кризисная. Хотя правительство РФ обещает рост на 2017г., но оно обещало рост и на 2016г. В условиях отсутствия роста федеральному центру придется идти регионам на уступки».

Научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики имени Гайдара Сергей Белёв считает, что регионы должны громче заявлять о проблеме выпадающих доходов. «На текущий момент федеральный центр сделал два нехороших подарка для регионов. Во-первых, он забрал себе часть акцизов на нефтепродукты. И в федеральном бюджете уже заложена история, что поступления от акцизов на нефтепродукты будут перераспределяться в пользу федерального бюджета. И, во-вторых, хотят забрать 1% из ставки по налогу на прибыль», – отметил эксперт.

По мнению Белёва, налог «достаточно волатильный», поэтому его хождение то вверх, то вниз сильно бьет по устойчивости региональных бюджетов.

«Что же касается выпадающих доходов, здесь, на мой взгляд, зреет очередная волна перераспределения того, кому какой налог надо отдавать. И если отвечать на вопрос, какой кому надо отдавать, то тут надо следовать нескольким принципам. Во-первых, база должна быть как можно менее мобильна. Во-вторых, нужно вознаграждать усилия региональных властей по поводу наращивания собственной доходной базы», – сказал Белёв.

Отметим, что, по мнению тюменских властей, которые не только озвучили проблемы межбюджетных отношений, но и предложили варианты их решения, данные изменения в случае их принятия «позволят региональным властям более спокойно работать над формированием бюджетов субъектов РФ».

Версия для печати
Денис Паслер поручил повысить качество работы на официальных страницах в соцсетях
Эксперты отмечают, что сам Денис Паслер давно подает личный пример в этом вопросе местным чиновникам. У него уже год есть популярный аккаунт в «Инстаграме», также недавно он зарегистрировался в «Одноклассниках». Свой особый стиль имеют и официальные аккаунты регионального правительства, для которых сотрудники пресс-службы регулярно создают инфографику и ролики. Особое внимание соцсетям уделяют, например, и в областном министерстве здравоохранения. Это стало серьезным инструментом для оперативного донесения достоверной информации до широкой общественности во время пандемии. Профессор РАНХиГС Феликс Шарков подчеркнул, что, выстраивая работу в соцсетях, Денис Паслер, в частности, выполняет установки руководства страны по налаживанию регулярного диалога властей с населением. Политтехнолог Константин Комков отметил, что развитие аккаунтов министерств области также даст эффект в части оперативности реагирования на запросы населения.
Эксперты обсудили планы главы НАО Бездудного подготовить новый договор с Архангельской областью
По поручению врио губернатора НАО Юрия Бездудного в регионе начали работу по подготовке нового договора с Архангельской областью о взаимодействии при осуществлении государственных полномочий. Как сообщается, Бездудный потребовал от подчиненных, чтобы при составлении проекта акцент был сделан на бо́льшую экономическую самостоятельность округа. По словам экспертов, учитывая снятие вопроса об объединении регионов, НАО важно обозначить собственные финансовые пожелания и претензии на бо́льшую экономическую независимость. Политологи отмечают, что подобные действия Бездудного свидетельствуют о его самостоятельности, отстаивании им интересов жителей своего региона и намерениях по реализации приоритетных направлений развития региона.