Москва
6 июня 2024

Игорь Даченков: ЕДГ повысит явку на выборах Мосгордумы

После высокой, для Москвы, явки на президентские выборы и выборы мэра, некоторые эксперты ожидают «охлаждение» электоральной активности на выборах в Мосгордуму в 2024г. Гендиректор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа», политконсультант Игорь Даченков считает, что с учетом дистанционного электронного голосования (ДЭГ) явка может составить 35-40%, что примерно в два раза больше, чем в прошлый электоральный цикл по выборам в МГД.

«В 2019 году всего проголосовало примерно 21% столичных избирателей. ДЭГ тогда проходил, по сути, в экспериментальном формате в трех одномандатных округах.

В течение последних 5 лет дистанционное электронное голосование в Москве стало распространенной практикой голосования и вполне привычной процедурой. Причем процедурой безопасной, комфортной, и, главное, транспарентной. Предположительно ДЭГ увеличивает явку, вовлекая в электоральный процесс группы молодых избирателей. Не случайно социологические опросы показывают, что в группе 30-45 лет около 60-65% готовы проголосовать именно дистанционно.

С высокой вероятностью явка будет заметно меньше, чем в марте 2024г. на выборах президента. В ходе нее решалась главная задача: обеспечить политически значимый уровень электоральной поддержки первого лица в столице. Вряд ли явка превысит достигнутый показатель 2023г. на выборах мэра Москвы.

Важным фактором, влияющим на показатель явки, станет ход избирательной кампании. Думается, что она пройдет без серьезных конфликтов и скандалов, но при этом достаточно интенсивно. Градус конкурентности придаст участие в выборах кандидатов - представителей от всех оппозиционных партий, представленных в Государственной Думе (СЗРП, КПРФ, Новые люди, ЛДПР), так и не парламентской оппозиции (Яблоко, Гражданская инициатива).

В ряде округов ожидается серьезная борьба за победу, что станет настоящим испытанием для кандидатов от партии власти. Поэтому выборы для них не станут легкой прогулкой: придется засучить рукава и реально пахать на победу. Учитывая этот фактор, ряд участников заранее включились в предвыборную кампанию. Заметно увеличилась активность в социальных сетях, а также оффлайн: встречи с избирателями предполагаемых кандидатов по округам, их участие в различных мероприятиях, распространение информационных печатных материалов. Возможно на отдельных избирательных округах явка на выборах в МГД может быть высокой, по московским меркам.

Вероятно, для части избирателей дополнительным стимулом проголосовать станет организация уже традиционной лотереи «Миллион призов».

Версия для печати
Москва
политолог

Гендиректор агентства массовых коммуникаций «Регион медиа», вице-президент Общероссийского фонда перспективного планирования