Глава Татарии:  здесь, конечно, полный бардак! Эффективность очень низкая. Я думал, все это заработало у нас. Что это такое? Стыд! Позор!
7 декабря 2015

Эксперты: в огромном госдолге регионов виноват федеральный центр

Фото: regnum.ru

Госдолг 55 регионов России превышает уровень собственных доходов на 50%, а в семи случаях – на все 100%. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты полагают, что эта проблема дестабилизирует бюджеты, но не разрушает страну, ведь дефолта субъектов в итоге не допустит федеральный центр, который, впрочем, сам виноват в сложившейся ситуации – «это все указы». Впрочем, некоторые руководители регионов, где госдолг превышает размер бюджета, все же могут понести ответственность, но при условии, что эти губернаторы и раньше не блистали особыми достижениями.

В Счетной палате РФ заявили, что в 55 российских регионах госдолг превышает 50% от утвержденных доходов без учета федеральных трансфертов, сообщают «Известия». Контрольное ведомство озвучило сведения, полученные на основании анализа оперативных данных об объеме госдолга регионов и планируемом объеме доходов на 1 ноября 2015г. В семи регионах соотношение госдолга и собственных доходов превышает 100%. Это Северная Осетия, Белгородская, Смоленская и Костромская области, Чукотка, а в Астраханской области и Мордовии госдолг превышает 150%.

По словам главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, для этих регионов отмечены «существенные риски». Она добавила, что в проекте федерального бюджета на 2016г. для решения проблемы регионального госдолга, общий объем которого составил уже 2,494 трлн руб., было заложено 140 млрд руб. Однако в ходе рассмотрения проекта бюджета в Госдуме было принято решение увеличить эту сумму до 310 млрд руб.

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич обратила внимание, что «огромный» уровень долговой нагрузки сформировался в регионах еще в 2013г. и с тех пор постепенно увеличивается. «Ситуация ухудшается, но медленно. Долговую нагрузку регионы снизить не могут. По моим расчетам, с января на 1 ноября 55 регионов увеличили долговую нагрузку, а около 30 смогли ее снизить. Правило здесь простое – у кого был небольшой долг, тем легче было его снизить, а у кого он большой – те его, как правило, наращивали», – охарактеризовала состояние дел эксперт. Она добавила, что 260 из 310 млрд руб., которые регионы получили на конец сентября, ситуацию тоже не стабилизировали.

Зубаревич добавила, что стоит обратить внимание и на саму структуру долга регионов: «Те, у кого бюджетные кредиты, это та же Чукотка и Чечня, с ними ничего не произойдет – договорятся с Минфином. Те, у кого высокая доля коммерческим банкам, им намного сложнее. Но, опять же, 70% долга – это долги Сбербанку, а 18% – ВТБ. А это банки под госконтролем, так что и на них надавят, чтобы договаривались». «Эта проблема дестабилизирует бюджеты, но не разрушает страну. В российской действительности дефолт регионов невозможен. Самые острые ситуации будут разруливать в ручном режиме и будут быстрее рубить прежде всего социальные расходы, потому что на их долю приходится почти две трети расходов субъектов», – подчеркнула Зубаревич.

Научный сотрудник лаборатории бюджетной политики научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики имени Гайдара Сергей Белёв считает, что, оценивая ситуацию в регионах, нужно смотреть на соотношение госдолга не только к их собственным доходам, но и к межбюджетным трансфертам, поскольку в России «совсем немного регионов, которые являются чистыми реципиентами». «За прошедшие два года федеральный центр показал стойкое намерение, если что – регионы вытаскивать и не отправлять в эту яму. Так что стоит думать не столько об устойчивости региональных бюджетов, сколько об устойчивости всего консолидированного бюджета РФ. А тут уж все зависит от цены на нефть, которая в последнее время тихонько спадает вниз», – заметил эксперт.

Белёв добавил, что в последние два года на региональные бюджеты легла нагрузка по исполнению предвыборных обещаний Владимира Путина. «Так что к такой ситуации привела не безответственность регионов, а в каком-то смысле действия федерального центра», – заключил экономист.

Политолог Сергей Старовойтов предлагает оценить ситуацию в регионах, госдолг которых перевалил за 100%, сопоставив два вектора – данные Счетной палаты и, например, последний рейтинг социально-политической устойчивости регионов. «Это дает нам три региона, которые находятся в ситуации крайней нестабильности. Это Северная Осетия, но там понятно, что это долги прошлого руководства и новому главе из этой ситуации придется выкарабкиваться, а федеральный центр отнесется, скорее всего, с пониманием. А вот в ситуации со Смоленской и Астраханской областями не все так просто – там и политически все нестабильно, и экономически крайне сложно. И вот на месте этих глав стоило бы обеспокоиться собственной выживаемостью. Судя по этим оценкам, Алексею Островскому и Александру Жилкину надо паниковать», – поделился своим мнением с «Клубом Регионов» политолог.

Заметим, в рейтинге социально-политической устойчивости по итогам ноября, опубликованном фондом «Петербургская политика», Астраханская и Смоленская области вошли в число регионов с пониженной устойчивостью. Северная Осетия, которой с июня 2015г. управляет новый глава Тамерлан Агузаров, в списке регионов со слабой устойчивостью заняла последнее место.

Версия для печати
Политолог Тихонов: костромской губернатор Ситников сам уходить не собирается
Губернатор Костромской области Сергей Ситников попал в число глав регионов с высоким риском отставки в рейтинге политической устойчивости губернаторов «Госсовет 2.0». В числе проблемных для Ситникова факторов – приближение срока окончания полномочий и отсутствие под его управлением большого проекта. Политолог Андрей Тихонов отметил, что неясность с губернаторским будущим Ситникова влияет на его оценку со стороны элит и населения. При этом, по данным эксперта, сам Ситников «внушает своему окружению оптимизм по поводу своих перспектив». Политик Александр Лазутин заявил, что не видит, «чтобы губернатор рвался продлять свои полномочия». Эксперты считают, что решение по Костромской области Кремль будет принимать исходя из способности Ситникова контролировать социально-политическую ситуацию в регионе, а не по экономическим показателям.