8 апреля 2020

Эксперты: к переходу на дистанционное обучение в школах оказались не готовы все регионы

Школы во всех регионах оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение, которое началось в России с 6 апреля 2020г. из-за эпидемии коронавируса. «Несмотря на бравые заявления руководителей на местах, что у них все готово, на практике все оказалось совсем печально», – говорит председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. Сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий отмечает, что за организацию учебного процесса отвечают в основном регионы, а вот «очковтирательство» происходит на всех уровнях. Дистанционное обучение будет менее качественным, чем очное, при этом продлится оно, скорее всего, два – два с половиной месяца, прогнозирует первый зампред комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин.

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв 7 апреля 2020г. поручил главам муниципалитетов помочь директорам школ и учителям в организации дистанционного обучения, а также школьникам, у которых нет компьютеров и планшетов и которые не могут полноценно учиться на «удаленке». С нехваткой технических средств для онлайн-обучения столкнулись и в других регионах, даже в Санкт-Петербурге и Ленинградской области губернаторы Александр Беглов и Александр Дрозденко обратились к жителям с просьбой передать компьютеры в дар нуждающимся ученикам.

Напомним, дистанционное обучение во всех школах России началось с 6 апреля в связи с эпидемией коронавируса. До этого благодаря указу президента о нерабочих днях на одну неделю были продлены весенние каникулы.

В российских школах нет единого подхода к организации дистанционного обучения и платформ, которые для этого используются: где-то учителя в соцсетях просто выкладывают письменные задания, которые можно выполнить в любое время, а где-то проводят настоящие уроки по видеосвязи. Уже в первый день дистанционного обучения от школьников, родителей и учителей поступило множество жалоб – от невозможности загрузить или получить задание из-за «зависших» сайтов и проблем с интернетом до элементарного непонимания, как выполнять новые задания и осваивать сложные темы. В итоге, например, в Ульяновской области губернатор Сергей Морозов принял решение перенести начало четверти на 8 апреля, чтобы дать школам дополнительное время на подготовку и организацию удаленного обучения.

При этом в удаленных территориях были вынуждены продолжить занятия офлайн просто из-за того, что там до сих пор нет интернета. Такие примеры есть в Якутии.

Председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин заявил «Клубу Регионов», что к организации качественного дистанционного обучения оказались не готовы во всех субъектах РФ. «Я могу и по своему опыту сказать, потому что у меня дети учатся в московских школах, и я также связывался со своими коллегами из наших отделений в других регионах, и опасения подтвердились. По большому счету нигде к этому не готовились. Даже в Москве. Несмотря на бравые заявления руководителей на местах, что у них все готово, есть отработанные технологии и методики и учителя прошли соответствующее обучение, на практике все оказалось совсем печально. Полная неразбериха, системы виснут, учителя не понимают и не могут правильно выстроить технологию обучения», – сказал Панин.

Помимо очевидной нехватки времени для перехода на онлайн-уроки, Панин видит и другие серьезные причины, которые, по его мнению, превращают удаленное обучение в «профанацию». «У нас средний возраст учителя – 50 лет и выше, – продолжает он. – Молодых педагогов, которые способны эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе, примерный возраст которых 22–30 лет, всего 5%. И, конечно, так быстро научить учителей пользоваться этим инструментом – задача для нашей системы образования совершенно непосильная. Кроме того, нет реальных методик преподавания по всей предметной линейке, система к такому никогда не готовилась».

В России никогда не было дистанционного образования, предназначенного для средней школы, хотя программы удаленного обучения были разработаны еще в 2017г., сообщил сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. А поскольку учителя – это наемные работники, исполняющие обязанности согласно своему функционалу, то предъявлять к ним претензии из-за некачественной дистанционной работы по меньшей мере неоправданно, говорит он. «Это все равно что сказать, что учителя виноваты в том, что во многих сельских школах до сих пор нет теплых туалетов. На каком уровне происходит очередной обман, очковтирательство и так далее? Вероятно, на всех. Например, есть РЭШ – Российская электронная школа [информационно-образовательная площадка, обещающая «равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий»] и МЭШ – Московская электронная школа. И та и другая одинаково не готовы к работе. Можно говорить, что это как региональная, так и федеральная проблема. Разумеется, Министерство просвещения [РФ] будет говорить, что оно ни за что не отвечает, а по закону об образовании оно действительно очень мало за что отвечает. Сегодня в первую очередь за это [организацию обучения] отвечают регионы», – заявил эксперт «Клубу Регионов».

Вместе с тем Луховицкий сообщил, что, несмотря на общую неготовность системы образования к дистанционному обучению, в некоторых школах все же удалось эффективно выстроить этот процесс. Но таких учреждений, по его словам, единицы, и они разрабатывали такую систему многие годы исключительно на собственном энтузиазме. «Такие школы не пользуются ни РЭШ, ни МЭШ и живут исключительно благодаря собственным ресурсам», – подчеркнул педагог.

Первый зампред комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олег Смолин полагает, что «в той или иной степени все губернаторы готовились к введению дистанционного обучения». «Другое дело, что его пришлось вводить в авральном порядке. Выяснилось, что даже в Петербурге не у каждого ребенка есть компьютер или ноутбук, а теперь представьте себе ситуацию в других регионах, менее богатых, чем Питер, а тем более в селах, где у многих ребят нет компьютеров, а тем более широкополосного интернета, необходимого для дистанционного обучения. Поэтому дистанционное обучение будет менее качественным, чем вживую», – констатирует депутат.

Смолин считает, что в этой ситуации помощь регионам должно оказать федеральное правительство. Поэтому члены комитета обратились к министру просвещения Сергею Кравцову с просьбой обратиться в правительство, чтобы детям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на основе софинансирования с регионами были предоставлены компьютеры для прохождения дистанционного обучения.

Вместе с тем Смолин обратил внимание, что ни в одной стране мира карантинные меры не ограничивались одним месяцем, а продолжались два – два с половиной месяца. Следовательно, и российским школам, возможно, придется рассчитывать на организацию дистанционного обучения в течение всего этого срока.

Версия для печати