У регионов забирают мосты и порты в помощь Крыму
Министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил о закрытии двух крупных федеральных инвестпроектов по строительству автодорожного моста через Лену в Якутске и сухогрузного порта в Тамани (Краснодарский край). Сэкономленные средства, по словам чиновника, пойдут, в том числе, на развитие Крыма.
В Минэкономразвития заявили о сворачивании двух крупных федеральных инвестпроектов в регионах. Как сообщил глава ведомства Алексей Улюкаев, будет закрыто строительство моста через Лену в Якутске и нового порта в Тамани. Запланированные на оба проекта 112 млрд руб. бюджетных средств, по его словам, пойдут, в том числе, на развитие Крыма. При этом Улюкаев пояснил, что оба проекта уже потеряли свою актуальность: «Тамань – в связи именно с тем, что возникает иная конфигурация по портам: у нас в Крыму пять глубоководных портов, надо с этим что-то делать. Мост через Лену тоже под вопросом, но по другой причине: там трафик неочевиден».
Министр поспешил заявить, что сэкономленные средства никто не воспринимает как «однозначный источник крымских проектов»: «У нас есть резерв в 243 млрд руб. И плюс эти средства, которые тоже составляют резерв и могут быть направлены как на финансирование проектов в Крыму, так и для каких-то других проектов». Улюкаев при этом озвучил суммы, которые федеральные власти намерены потратить на Крым. Так, в 2014г. полуострову выделят 130 млрд, а в 2016г. сумма увеличится до 200 млрд. «Дальше – ежегодные затраты. Но это мы оцениваем очень грубо, включая Федеральные целевые программы и все остальное», - сказал он.
Экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич уверена, что сворачивание названных проектов – это только «первая ласточка»: «Здесь ни у кого особых иллюзий нет. Экономическая ситуация не улучшается, доходы бюджетов вряд ли будут расти. Соответственно, будет перераспределение, и понятно, в какую сторону». «Сейчас Крым будет в приоритете, а потом перераспределение будет только в пользу чемпионата мира по футболу, и все», - уточнила Зубаревич.
Политолог, гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что осуществление планов Минэкономразвития будет полностью зависеть от решения президента. «А Путин однозначно сказал, что помощь Крыму будет выделяться из резервных фондов правительства, и ни на один действующий проект это не повлияет», - добавил эксперт.
При этом политолог заметил, что если Минэкономразвития «это сойдет с рук, то оно с удовольствием будет делать то же самое и дальше». Однако он выразил надежду, что «президент поправит своего министра», ведь у главы государство «для этого есть достаточно много рычагов и возможностей».
Отметим, якутский проект предполагал строительство 3,1-километрового автомобильного моста в районе Якутска и 18 подходов к нему. Подрядчик, выигравший конкурс, оценил стоимость работ в 39,4 млрд руб.
В то же время депутат Госсобрания Якутии Александр Дудников сказал «Клубу Регионов», что решение Минэкономразвития по мосту «абсолютно правильное», поскольку автомобильный мост не решает проблем, нужен железнодорожный. Он пояснил свою точку зрения: «Причина в том, что с самого начала строительства железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск в 1985г. предполагалось, что она будет заходить в Якутск в речной порт, совмещенный ж/д мостом через реку Лена. Но потом было приято решение строить чисто автомобильный мост. С точки зрения логистики это абсолютно неправильное решение: железная дорога в этой части остается недостроенной, и мы не получаем полного эффекта от доставки грузов, потому что их нужно доставлять в речной порт, чтобы разгрузка шла по схеме вагон – борт – судно. А так, получается, грузы будут разгружаться в 40 км, потом еще перегрузка на автотранспорт и т.д.».
Что касается сухогрузного порта в Тамани, то его создание оценивалось в 220 млрд руб., он должен был стать частью Керченской портовой агломерации.