14 сентября 2022

Эксперты комментируют инициативы губернаторов возродить школьные огороды

Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты поддержали идею вернуть в школьную систему образования работу на садовых участках. От содержания пришкольных огородов начали отказываться в 90-х: теплицы разбирали, а огороды забрасывали или строили на них спортивные площадки. Сегодня губернаторы и эксперты предлагают вернуть этот элемент советского трудового воспитания.

Так, глава Бурятии Алексей Цыденов объявил, что в десяти бурятских школах появятся собственные садовые участки, ухаживать за которыми будут дети вместе с учителями. Затем этот опыт распространят на остальные школы республики. Вернуть школьников на садовые участки Цыденов решил после посещения санаторной школы-интерната в Улан-Удэ. Там уже пять лет действует свой огород, где выращивают огурцы, помидоры, капусту, ягоды. Периодически с инициативами возродить пришкольные участки выступали руководители и других регионов. О необходимости вернуть трудовое воспитание заявил губернатор Курганской области Вадим Шумков, в августе 2022г. он сообщил, что школы вновь начали возделывать заброшенные огороды. Весной этого года, незадолго до своей отставки, намерение возродить пришкольные огороды озвучил томский губернатор Сергей Жвачкин, по его мнению, картофель и овощи оттуда должны обеспечить школьные столовые.

Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина поддерживает создание хозяйств на пришкольных участках, причем, это могут быть не только огороды. Она рассказала, что при школе Евгения Ямбурга в Москве, где учится очень много детей с ограниченными возможностями здоровья, есть собственные конюшня и псарня, и общение с животными там вписано в образовательную программу. Это главное требование – огород или мини-ферма должны быть встроены в образовательную программу. «Прокуратура и проверяющие органы могут предъявить претензии, если огород нужен исключительно для того, чтобы кормить детей, потому что это уже не задача школы, это платная услуга. Плюс к этому, очень важно, чтобы часы работы на таких огородах не превышали допустимые нормы труда для разных возрастных групп школьников», – сказала собеседница «Клуба Регионов».

Зато закон разрешает школе продавать то, что выросло на хозяйственных участках, продолжает Абанкина. Так, школа Ямбурга продает жеребят, щенков. И школа с огородом имеет полное право продавать свой урожай, а вырученные средства направлять на развитие образовательной организации, что прописано в уставе учреждения.

«Работа на огороде – это не столько образование, сколько воспитание. Приучать детей к труду нужно, чем раньше – тем лучше,  это очень хорошо знали советские учителя и специалисты, которые разрабатывали методику воспитания и обучения», – говорит председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.

Возвращение школьников на садовые участки поддерживает и председатель общероссийской организации «Садоводы России» Андрей Туманов. По его словам, эта часть работы с детьми «крайне недооценена», а ведь она может стать важной частью профориентации детей. «Те, кто имел такой опыт в школе, у кого были хорошие учителя биологии, заканчивают Тимирязевку и идут работать по профессии. А тот, кто в школе этим не занимался, потом уезжает в город», – сказал эксперт. Он отметил, что в детстве он сам был юннатом, а в его школе были и небольшой огород, и теплица, и многие из его одноклассников именно там научились работать на земле и полюбили это дело.

Виктор Панин при этом заметил, что в последние десятилетия школьное образование трактовалось как услуга, которую граждане получают в обмен на то, что платят налоги. Детский труд в школах запретили, освободив детей и от обязательного дежурства в столовой и в своем классе (мытье полов), и от летней практики. Сегодня дети трудятся на пришкольных участках только с письменного согласия родителей. По словам Панина, такой поход привел к тому, что у многих родителей сложилось потребительское отношение к школе. «Но наконец-то государство пришло к тому, чтобы законодательно отказаться от этого термина, и начать обучать и воспитывать, а не предоставлять услуги. Думаю, это стало отправной точкой для того, чтобы менять подход на местах в регионах и возвращать элементы труда», – сказал эксперт.

Версия для печати