14 августа 2024

Политолог Кынев: региональные выборы оппозиция контролирует лучше президентских

Контролировать ход голосования на осенних выборах губернаторов и депутатов намерены все парламентские партии. Одна только ЕР собирается выставить 84 тыс. наблюдателей – по два человека на каждый из 42 тыс. участков. Политолог Александр Кынев полагает, что сейчас системная оппозиция будет активнее и жестче контролировать ход голосования и подсчет голосов, чем на президентских выборах, поскольку на результаты ЕДГ-2024 можно повлиять, и кандидаты будут бороться за свои голоса.
 

– Сейчас, наверное, Москву стоит рассматривать отдельно от остальной страны, поскольку только на выборах в Мосгордуму будет почти тотальное электронное голосование – и дистанционно, и на участках. Станут ли столичные выборы первыми в новейшей истории, где роль наблюдателей будет стремиться к нулю?

– Есть идея, которую продвигают «Новые люди» и Надеждин – это попытка организовать контроль через предварительную регистрацию избирателей на своих площадках. В чем был смысл контроля на участках? Фактически, велось два подсчета: один вели наблюдатели, другой – избирательные комиссии. Здесь пытаются организовать то же самое, только в электронном формате, когда ты голосуешь и одновременно сообщаешь о своем выборе на независимую платформу. Как минимум это позволит контролировать количество голосов: если 200 человек сообщили, что проголосовали за оппозицию, а избирком говорит, что их всего 100 – то в глазах общественности это может быть проблемой. С юридической точки зрения это не будет являться никаким доказательством [возможных нарушений], но с точки зрения общественной легитимности это может иметь значение. Пока это единственная инициатива на эту тему, которую я знаю, и я с трудом представляю, как это можно сделать еще.

– А что в регионах, какова там роль избирателей, их участие делает выборы легитимнее?

– Ситуация в регионах очень сильно отличается, потому что одна и та же партия в разных регионах по-разному позиционирована. Где-то все лежат под губернатором и, соответственно, там никакие независимые наблюдатели на участки не попадут. Где-то независимыми могут быть коммунисты, где-то «Новые люди», а где-то даже ЛДПР. Всё зависит от того, кто возглавляет отделения, кто вступает в качестве кандидатов и какие у них отношения с администрацией.

– Заинтересованность партий в организации наблюдения зависит от уровня выборов?

В принципе, мотивации на контроль на президентских выборах меньше. Потому что на этих выборах не было субъекта контроля, все понимали, какой будет результат и не было смысла лезть в бутылку, с наблюдением можно было и похалтурить. Сейчас же на региональных выборах количество людей, судьба которых решается, выше, и кандидаты всё равно будут за себя бороться. А за себя можно и понаблюдать. В этом смысле, я думаю, что контроля будет больше, а результат будет более объективным и адекватным.

– Вчера в Общественной палате 18 партий подписали соглашение об организации наблюдения на выборах…

– В моем понимании, все эти соглашения – это макулатура.  Парламентские партии в этих соглашениях участвуют для антуража, но все понимают, что это профанация. А все остальные – это партии, которых, по сути, нет, за которыми ничего не стоит. Это, как правило, фейковые организации, которые если кого-то и отправляют наблюдать, то по спискам администраций. В принципе независимого наблюдения на выборах сегодня нет.

Версия для печати