Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
13 мая 2010 | Архив

Владимир Путин: дороги надо строить на совесть

Глава российского правительства провел рабочую встречу с руководителем компании «Российские автомобильные дороги» Сергеем Костиным. Один из главных вопросов, который интересовал Премьера: как «Росавтодор» готовится к заключению контрактов на весь жизненный цикл дороги – от проектирования до ремонтного сопровождения объекта.

Стенограмма начала беседы:

В.В.Путин: Сергей Васильевич, мы неоднократно обсуждали эту тему в Правительстве, и во многих странах такая практика применяется – заключение контрактов на весь жизненный цикл того или иного объекта инфраструктуры, в частности, речь идет, конечно, о дорогах. Знаю, что ваша компания тоже планирует заключение таких контрактов. То есть, строительство и потом ремонтное сопровождение объекта на всем протяжении его существования.

Как вы готовитесь к этим работам?

С.В.Костин: Владимир Владимирович, хотел бы доложить: мы действительно изучили мировой опыт. И если рассматривать дорогу в целом, весь период ее существования – не только на этапе проектирования, но и ее дальнейшую эксплуатацию, – то на вложениях в инфраструктуру, строительстве и дальнейшем содержании – действительно возможно сэкономить до 25%.

В.В.Путин: И самое главное в том, что компания, если знает, что ей потом обслуживать, ремонтировать, то она и строить должна на совесть.

С.В.Костин: Пока практики такой у нас нет. Мы планируем одну из дорог – это дорога М1 Москва-Беларусь... Мы уже приступили к конкурсной документации, и я надеюсь, что уже на следующий год мы такой конкурс проведем.

Опыта пока у нас нет. Мы изучаем. Возможно, придется внести изменения в законодательство. Вот этот опыт, возможно, будем применять и на других дорогах.

В.В.Путин: Сама компания когда собирается брать дороги в долгосрочную аренду, в концессию?

С.В.Костин: В прошлом году вышло распоряжение Правительства, по которому нам должны были быть переданы дороги в доверительное управление. Я хотел бы доложить, что распоряжение Правительства выполнено, и 30 апреля две дороги М4 «Дон» и «Москва-Новороссийск», а также дорога от Москвы до границы с Республикой Беларусь переданы компании в доверительное управление. С 1 мая мы приступили к полноценному выполнению обязанностей заказчика.

В.В.Путин: Что это вам дает?

С.В.Костин: Одна из задач компании – реконструкция данной дороги, приведение ее к первой категории. Это работа с объектами сервиса, работа по платным участкам. В этом году мы планируем конкурс на операторские контракты.

В.В.Путин: Какие дополнительные возможности дает вам передача дороги в долгосрочное доверительное управление?

С.В.Костин: Если говорить о долгосрочной перспективе, то желательно нам раздвинуть те рамки, которые сегодня запланированы программой. У нас сегодня принята программа на 2010-2015 годы. Все долгосрочные контракты, которые увязывают и подготовку территории, и затем дальнейшее строительство, они все уходят за этот цикл. Сложности происходят на этапе проектирования дороги. Это период в два года. Подготовка территории – это минимум два-три года, и дальше – само строительство. Поэтому желательно рамки всего периода раздвинуть на 15-20 лет.

Вот тогда можно будет работать с инвесторами. Я еще раз повторюсь, что к компании интерес большой. Сейчас по операторским контрактам к нам приходят заинтересованные строительные фирмы: китайские, турецкие, европейские. Но проблема, на мой взгляд, в том, что нет долгосрочной программы...

В.В.Путин: Уверенности в окупаемости?

С.В.Костин: Да. Есть проблемы. В ближайшее время два концессионных соглашения будут переданы компаниям. У Вас на подписи одно из распоряжений по передаче нам функций исполнения обязанностей концедента по обходу Одинцова, второе – по Санкт-Петербургу, там чуть побольше. Там же все проблемы с переносом коммуникаций, с отводом земли. И поэтому в программе желательно закладывать определенный период на подготовку территорий. Мы, кстати, уже на уровне компании изменили сам подход к подготовке территории, то есть, на стадии проектирования уже начинаем работать с владельцами коммуникаций, с владельцами земли. Но все равно это требует времени, а желание есть построить гораздо быстрее, и это превращается в то, что становится чуть дороже. Желательно нам заниматься подготовкой земли чуть раньше.

В.В.Путин: И это приведет к удешевлению?

С.В.Костин: Однозначно. Не будет такого ажиотажа, и это приведет к удешевлению.

В.В.Путин: Хорошо. А как идет работа по дороге «Москва-Петербург»?

С.В.Костин: По дороге «Москва-Петербург», по участку 15-58 я уже докладывал. Дальше мы начали работать над следующим участком. Это участок 58-149, это до Твери. Занимаемся подготовкой территории, и мы его тоже готовим на концессионное соглашение. Еще хотели бы заняться двумя участками. Это работа у нас запланирована. Это участок – обход Вышнего Волочка. Участок проблемный: проходит через населенный пункт. И второй участок – это вход в Санкт-Петербург. Будем заниматься подготовкой территории, переносом коммуникаций. Это уже запланировано на этот год.

В.В.Путин: По всем этим участкам – как это выглядит по срокам?

С.В.Костин: Наверное, к концу следующего года мы постараемся закончить подготовку территорий, и будем выходить на конкурсы.

По участку 58-149 были проблемы с Завидово. Мы посмотрели план трассы, нашли возможность обхода между железной дорогой и заказником. Нашли некое решение. Это была одна из проблемнейших точек. Есть еще проблемы, но в целом мы уже выходим на окончательное проектное решение.

Участок 58-97. По нему уже есть проект, он находится в экспертизе. Мы ожидаем, что он будет в июне, после этого мы сразу начинаем заниматься землей. А участок 97-149, наверное, чуть позже. Наверное, к осени будет проект.

В.В.Путин: К осени этого года?

С.В.Костин: Да, этого.

В.В.Путин: И подготовитесь к проведению конкурсов в конце следующего?

С.В.Костин: Да.

В.В.Путин: Хорошо.

Пресс-служба Правительства России

Версия для печати