Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
11 августа 2010 | Архив

Путин: в 2011 году все субъекты Федерации должны принять свои программы использования ГЛОНАСС

Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин провёл в Рязани совещание по вопросу использования технологий ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития регионов.

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы давно планировали сегодняшнюю встречу и обсуждение проблем развития глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Естественно, в сегодняшней обстановке нельзя было не обратить внимания на проблему лесных пожаров, поскольку Рязанская область находится в числе наиболее пострадавших. Здесь пострадало 16 населённых пунктов, огнём уничтожено 309 домов. Есть, к сожалению, и погибшие. Без жилья осталось 524 семьи.

Но нужно отметить, что в Рязанской области уже фактически приступили к восстановлению утраченных домов. Более того, первые пострадавшие граждане уже получают квартиры – с вторичного рынка губернатор покупает. Деньги в регионы поступили, средства есть. На должном уровне организована эта работа.

Вместе с тем хотел бы напомнить и руководству Рязанской области, и другим нашим коллегам в регионах, напомнить то, о чём мы договаривались, – о параметрах помощи людям. Люди должны получить за утраченное жильё такие дома, которые были бы по площади не меньше, чем те, которые погибли от пожара. За исключением, конечно, каких-то огромных особняков в сотни, а может быть, и тысячи квадратных метров. Такое тоже бывает, что оказались не зарегистрированными вовремя, поскольку их владельцы экономили на налогообложении, на налогах. Это, конечно, беда, что такие дома попали в зону пожаров, но это и ответственность их владельцев: если были деньги построить такие дома – значит, должны были бы найтись деньги на то, чтобы их застраховать.

Тем не менее и эти граждане должны получить по справедливости не менее тех самых 2 млн рублей, о которых я говорил раньше, на восстановление. У кого дома гораздо более скромные, то, повторяю еще раз, люди должны получить по площади такие же дома, которые погибли в пожарах.

Сегодня мы разговаривали с гражданами, и один из них мне говорит: вот у нас дом был 49 метров – мне предлагают 45. Ну дайте 50! Никто не обеднеет от этого. Но повторяю: меньше не должно быть. Вот это первое. Второе. Денежная компенсация за утраченное жильё должна рассчитываться из фактически утраченного жилья по количеству метров по рыночной стоимости дома в данном регионе. Был дом, допустим, 50 метров – за эти 50 метров и нужно выплачивать денежную компенсацию, если гражданин решил взять эту денежную компенсацию. По рыночной стоимости того места, где этот дом находился. И третье. Не нужно мучить людей излишним формализмом. Если у кого-то вовремя не были оформлены документы, возможны другие пути подтверждения права собственности: свидетельские показания, данные сельсоветов и так далее. Все эти вещи в принципе предусмотрены в законе.

То же самое касается и людей, которые жили несколькими семьями в одном доме, – пожалуйста, обратите на всё это внимание. И ещё раз хочу обратиться к Министерству связи: нужно наладить работу камер видеонаблюдения. Причём таким образом, чтобы были видны не какие-то там углы и просёлочные дороги, а именно строительные площадки. Чтобы всё было видно – и гражданам чтобы было видно, и нам с вами.

И ещё раз прошу вас: пожалуйста, личное внимание к людям. Встретьтесь, поговорите. Вот мы с Олегом Ивановичем были (О.И.Ковалев, губернатор Рязанской области) – он не даст соврать сейчас. Он послушал людей, сел в машину, говорит: «Теперь я лучше стал понимать некоторые нюансы». Ну поверьте, это имеет смысл.

Москва вышла с инициативой – из своего резервного фонда оказать помощь некоторым пострадавшим регионам в объёме одного или полутора миллиардов рублей. Мэр Москвы уже связался с Рязанью, с Воронежем. Речь может идти и о строительстве за московские деньги и силами московских строителей жилых домов. Речь может идти о возведении объектов инфраструктуры, в том числе и социальной инфраструктуры – вот как здесь мы сегодня говорили. Это, возможно, строительство больницы, детского сада, школы, физкультурно-оздоровительного комплекса.

Вчера мы на Президиуме Правительства рассматривали вопросы о дополнительном оснащении специальной техникой Министерства по чрезвычайным ситуациям. Такие решения в принципе приняты.

Я сегодня ознакомился с тем, как в боевых условиях работает один из наших новых самолётов Бе-200 – очень эффективно. Мы таких самолётов приобретём ещё 8 штук. Эта техника недешёвая, под 1 млрд рублей, чуть даже побольше, но достаточно эффективная.

Речь идёт также о закупке дополнительного количества вертолётов, речь идёт об оборудовании всей государственной вертолётной техники специальным оборудованием для тушения пожаров и так далее.

Теперь по Московской области и по Москве. Вы знаете, что Москва задыхается в дыму и это повторяется уже не первый год. Связанно это с тем, что брошены торфяники, на которых раньше работали, никто за ними не следит.

Я только что разговаривал с губернатором Московской области, мы выделяем ему из федерального бюджета дополнительно 300 млн рублей на работу по затоплению наиболее опасных очагов и дальнейшему их обводнению. Надеюсь на то, что будут проведены необходимые работы и созданы такие условия, которые минимизируют негативные последствия в случае наступления пожароопасной ситуации на торфяниках в последующие годы.

Теперь о Федеральном агентстве по лесному хозяйству. К сожалению, много вопросов, находящихся на стыке различных ведомств, не урегулируются должным образом и не дают возможности эффективно работать многочисленным службам, которые сегодня пребывают в лесу, по их сохранению и по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Поэтому считаю целесообразным вывести Федеральное агентство лесного хозяйства в прямое подчинение Правительству Российской Федерации. Соответствующее предложение будет направлено Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Я это говорю для того, чтобы на местах вы тоже сориентировались и выстроили соответствующую работу с этим ведомством.

И теперь давайте по основной нашей теме, ради которой мы, собственно говоря, здесь сегодня и собрались. Мы будем говорить об использовании возможностей системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития регионов Российской Федерации, в том числе на таком важнейшем направлении, как повышение эффективности экстренных, спасательных, аварийных и медицинских служб.

Тяжёлая ситуация с пожарами показала, что современные технологии для реагирования на чрезвычайные происшествия применяются пока явно недостаточно. Решение по дополнительному оснащению пожарных служб техникой, авиацией – как я уже только что сказал, мы вчера обсуждали на Президиуме – это решение принято.

Нужно этой темой и впредь предметно заниматься, в том числе ускорить создание Единой национальной системы контроля и реагирования на чрезвычайные ситуации. В основе этой системы должны быть передовые информационные и спутниковые навигационные технологии, тем более что в нашем распоряжении уже есть возможности глобальной навигационной космической системы ГЛОНАСС.

Сейчас только два государства – напомню: Россия и Соединенные Штаты Америки – могут самостоятельно обеспечивать свои потребности в спутниковой навигации, проводить в этой области независимую политику, то есть гарантировать свой навигационный суверенитет.

По оценкам международных экспертов, реализация такого проекта сама по себе служит подтверждением высокого технологического статуса государства. Напомню, что наши европейские коллеги разрабатывают систему «Галилео», и наши китайские друзья разрабатывают систему «Компас», но это дело будущего – примерно к 2015 году они выйдут на основные параметры. Нам только нужно набранные темпы не терять и не отставать в этой работе, а, наоборот, идти так, как мы это делаем сейчас, на полкорпуса впереди. Способность осуществлять такие проекты, генерировать уникальные ноу-хау – это очень хороший признак любого современного государства.

Дело не только в престиже или технологическом лидерстве – ГЛОНАСС должен приносить ощутимую реальную помощь экономике, стать нашим реальным конкурентным преимуществом.

Вы знаете, что создание национальной навигационной системы мы определили в качестве одного из приоритетов. И для нас одинаково важны как оборонные, так и сугубо гражданские аспекты этой программы. Для справки могу сказать, что только за текущий и будущий годы в развитие космической и наземной инфраструктуры ГЛОНАСС будет вложено порядка 48 млрд рублей.

В настоящее время сигнал ГЛОНАСС уже полностью покрывает территорию Российской Федерации. До конца года мы планируем запустить ещё шесть спутников, тем самым завершить формирование нашей космической группировки. На орбите постоянно будет находиться не менее 24-28 космических аппаратов. Сигнал ГЛОНАСС можно будет уверенно принимать во всех точках планеты, и, значит, система станет действительно глобальной. Добавлю, что уже в декабре 2010 года начнутся лётные испытания космического аппарата нового поколения – «ГЛОНАСС-К» с более высокими качественными характеристиками и более длительным сроком эксплуатации. Параллельно создаются образцы отечественных наземных принимающих устройств, программное обеспечение, пакеты открытых навигационных карт. Для координации работ по гражданскому применению ГЛОНАСС образован специальный федеральный сетевой оператор – АО «Навигационно-информационные системы».

Россия активно выходит и на зарубежные рынки. Здесь у нас есть перспективные ниши. Например, соглашения о сотрудничестве по системе ГЛОНАСС уже заключены с Украиной, Белоруссией, Индией, Кубой, Казахстаном, рядом других стран. Естественно, гражданские навигационные сигналы будут предоставляться потребителям бесплатно и без ограничений.

Безусловное преимущество навигационной системы российского производства в том, что она является двухсистемной, то есть одновременно может принимать сигналы со спутников ГЛОНАССА и американского GPS. А это гарантирует не только более устойчивый сигнал, но и независимость потребителя от монопольного поставщика навигационных услуг.

Но повторю: конечно, главное для нас – это сформировать широкий внутренний рынок, чтобы применение современной спутниковой навигации, возможностей, которые она открывает, было в России по-настоящему массовым. Сама технология максимально доступна для потребителя, а инвестиции в эту отрасль, включая новые разработки, были бы выгодными. Мониторинг грузоперевозок, работа МЧС, МВД, медицинских служб, кадастровый учёт и контроль сложных технических сооружений, таких, как мосты, например.

Вы знаете, я неоднократно бывал на Дальнем Востоке. Действительно, мы там наблюдаем за тем, как идет строительство городка под будущее проведение саммита АТЭС, в том числе инфраструктуры. Имею в виду и мост, который связывает остров Русский с материком. Там, на этом мосту, – 30 датчиков системы ГЛОНАСС, то есть спутниковая система должна будет постоянно контролировать техническое состояние моста, малейшие колебания. Это просто один из примеров, как можно использовать эту систему.

Применение этой системы позволяет на качественно другом уровне выстраивать транспортные потоки, деятельность муниципального транспорта и экстренных служб, повышать безопасность, снижать издержки, грамотно планировать перспективное развитие городов и поселений.

Вместе с тем, например, уровень использования российских навигационных систем на транспортных средствах у нас в целом не превышает 10% и нам надо серьёзно ускорить этот процесс.

В соответствии с законом о навигационной деятельности начиная с 2011 года большой перечень транспортных и других технических средств должен будет в обязательном порядке оснащаться системами навигации. Соответствующие требования к технике закладываются и в новые технические регламенты. Например, эти положения будут касаться водного, а также высокоскоростного железнодорожного транспорта.

С опорой на возможности ГЛОНАСС мы запустили два масштабных проекта, имеющих ярко выраженное социальное значение. Это внедрение единого номера «112» для вызова спасательных, медицинских служб и милиции при чрезвычайных ситуациях и как логическое продолжение этого проекта начато формирование системы экстренного реагирования при автодорожных авариях «Эра-ГЛОНАСС». Цель внедрения этих систем – максимально сократить время оказания помощи людям, попавшим в беду. «Эра-ГЛОНАСС» должна быть развёрнута на всей территории страны к 2014 году.

Однако хотел бы обратить ваше внимание и внимание соответствующих ведомств в Правительстве: полагаю, что уже с 2012 года все новые автомашины могли бы продаваться уже со встроенными системами этого комплекса, с тем чтобы повысить уровень безопасности на дорогах России.

Сейчас в Правительстве разрабатывается концепция новой федеральной целевой программы ГЛОНАСС, рассчитанной на срок до 2020 года. Она ориентирована прежде всего на практическое внедрение новой технологии.

И, конечно, мы рассчитываем на активное участие регионов, на ваше активное участие, уважаемые коллеги.

Примеры успешного применения навигационных систем для нужд территорий у нас уже есть. Они действительно очень хорошие и показательные. Это Москва, Петербург, Краснодарский край, Новосибирская область, Татарстан. Да и здесь, в Рязани, мы могли ознакомиться с современным ситуационным центром, работа тоже развивается. Вместе с тем существуют и общие, системные проблемы. Какие?

Первое. На местах не всегда хорошо знают о возможностях применения ГЛОНАСС. Это, как я уже сегодня говорил на презентации в ситуационном центре здесь, в Рязани, вопрос к Роскосмосу. Нужно теснее взаимодействовать с регионами и вести эффективную информационную политику, показывать людям, на что эта система способна и какие преимущества она даёт в практической работе.

Второе. Часто приходится сталкиваться с отсутствием комплексного подхода к внедрению навигационных технологий в регионах. Кто во что горазд, тот так и делает. Отсюда несовместимость технических и программных решений на уровне ведомств, регионов и муниципалитетов. Например, скорые или милицейские машины, выезжая за пределы своего региона, просто теряются из вида диспетчерскими службами. Вот здесь, в Рязани, отслеживается, а чуть выехали в сторону – уже не видно.

В ближайшее время надо интегрировать в единое целое все навигационно-информационные системы местного, регионального и федерального уровней и предоставить экстренным оперативным службам единый формат взаимодействия.

В этой связи считаю, что уже в 2011 году все субъекты Федерации должны разработать и принять свои региональные программы использования ГЛОНАСС. Конечно, Минрегион и Роскосмос с участием других заинтересованных федеральных ведомств обязаны оказать регионам необходимую методологическую помощь.

Кроме того, должны быть предусмотрены чёткие критерии оценки работы региональных властей по внедрению навигационных технологий.

И третье. Звучат ссылки, что на такие проекты в региональных и местных бюджетах не хватает денег.

Ну, во-первых, я хочу сказать, что внедрение подобных систем быстро окупается. Во-вторых, на самое главное у нас никогда не хватает денег. А это, поверьте мне, вещи перспективные и нужные. Но в то же время не могу, конечно, не признать, что до тех пор, пока не будет понимания, насколько это важно, всегда будет звучать тезис о том, что денег не хватает. Но и помогать, конечно, нужно. Поэтому мы готовы рассмотреть возможные варианты поддержки.

Минрегион совместно с Минфином должны проработать этот вопрос и внести конкретные предложения.

Давайте приступим к работе.

Сайт Председателя Правительства РФ

Версия для печати