В новом году в России появятся ханы, атаманы и эмиры?
Парламенты субъектов РФ теперь могут выбрать наименования руководителей территорий в соответствии с местными традициями. В этом случае на Кавказе во главе регионов могут появиться уцмии, майсуны, шамхалы, атаманы. В Поволжье возможны варианты: хаким, бай, хан. Бурятию может возглавить зайсан, а Якутию – кулуба. Однако все эксперты считают целесообразным единое русскоязычное наименование – глава.
Президент России Дмитрий Медведев утвердил принятый ранее Госдумой закон, который запрещает называть глав субъектов РФ президентами. Согласно закону теперь регионы могут сами выбирать название руководителя субъекта РФ в соответствии со своими историческими традициями. Напомним, что президентские посты есть в Адыгее, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, Бурятии, Башкирии, Марий Эл, Татарстане, Удмуртии, Чувашии, Якутии.
«Клуб Регионов» поинтересовался у экспертов из этих республик, какими они видят наименования первых лиц регионов.
В Бурятии, исходя из местных традиций, главу республики могут назвать ханом или зайсаном. «Но, скорее всего, будет глава республики. Могут выплыть архаичные названия, но насколько они будут адекватны? Надо брать то, что приживется и будет реально. Глава республики в этом смысле самое адекватное», – считает представитель администрации бурятского президента.
По словам дагестанского политолога Гаджимурада Камалова, исторические формы наименований руководителей Дагестана разнообразны, однако в многонациональном регионе могут возникнуть споры по тем или иным названиям: «У нас были такие наименования, как уцмий, майсун, шамхал, ну, или хан. Атаманом можно назвать, но выглядеть это будет как ерничество. Всерьез реализовать инициативу о наименовании глав регионов в соответствии с историческими традициями практически невозможно. В условиях Дагестана это бессмысленная инициатива. Если, например, даргинец назовет себя старым даргинским названием уцмий, то остальные национальности будут считать это проявлением трайбализма, и это вызовет серьезное недовольство». По мнению Камалова, «этим законопроектом дается дополнительная возможность главам регионов, в том числе и кавказских, проявить лояльность. И если главы кавказских республик откажутся от созвучного с Дмитрием Медведевым наименования «президент», то, конечно, это будет дополнительным выражением таких центростремительных настроений регионов».
Башкирский политолог Альберт Мифтахов в интервью «Клубу регионов» сказал, что если воспользоваться историческим опытом, то местные национальные организации могут предложить несколько наименований для высшего должностного лица республики: «Самое простое – хаким. В Казахстане, Узбекистане, где тюркские народы живут, у них руководителей областного уровня, городского уровня и районного называют хаким. У нас по такой аналогии был бы хаким республики. И представьте теперь новость: допустим, приехал хаким и встречается с губернатором Краснодарского края. Слабо подготовленные люди, слушая такую информацию, просто не поймут, кто с кем встречается. Есть хан – это высшее должностное лицо во всех тюркских языках. Если это не высшее должностное лицо, а какой-то военно-полевой командир, он должен быть эмиром. Других названий нет, потому что у нас никогда не было объединенного центра для башкирских племен, они всегда входили в разные государства». Однако политолог отметил, что лично он против «каких-то декоративных названий»: «Я категорически против, чтобы вычленять Башкирию, Татарию, Кавказ из общего ряда российских территорий. Я считаю, унификация какая-то должна быть. Надо как в Советском Союзе, когда все были первым секретарем обкома КПСС республики или области, и все были в равных условиях, и не было никакого маскарадного бала с названиями. Представляете, идет Госсовет, и начинают называть: эмир Башкирии, хан Татарии – это смешно все. Я считаю, что мы чисто российская территория, назовут глава региона, и это самое нормальное название».
Руководитель татарских общественных объединений Башкирии Рамиль Бигнов сомневается, что в его республике или в Татарстане прибегнут к историческому опыту при наименовании главы региона: «Какое-то историческое название – бай, хан или еще что-то невозможно. А название «глава» устраивает все этносы, проживающие в Поволжье. Татарстан может что-нибудь выдать, но я сомневаюсь, поскольку там расклад населения 50 на 50. На мой взгляд, Татарстан вообще сильно будет сопротивляться изменению названия. А пойдя на изменение, я думаю, все-таки остановятся на названии «глава Республики Татарстан». Для Татарстана, как и для Башкирии, не столько важно, как называется высшее должностное лицо, сколько важен статус республики, важно остаться республиками и не стать областью или краем».
Депутат Народного Собрания Карачаево-Черкесии Руслан Хабов считает, что в его республике также не станут придумывать название для руководителя субъекта: «Я думаю, что высшее должностное лицо будет называться глава республики. У нас до введения института президентства высшее должностное лицо называлась главой республики. Поэтому, я думаю, будет безболезненный переход к старому названию, и спорных моментов это не вызовет».
Что касается самой большой республики в составе России – Якутии, то профессор, член Российской академии естественных наук Василий Иванов считает, что один из вариантов, приемлемых для Якутии, – кулуба. Еще один возможный аналог – басылык, который в «Словаре якутского языка» Эдуарда Пекарского имеет несколько значений, в том числе «самый уважаемый», «знатный», «главарь общественной группы», «вождь», «начальник», «правитель».
Напомним, что регионы должны привести свои конституции или уставы в соответствие с приятным президентом законом к 2015г. А еще до принятия нового закона президентами своих республик перестали именоваться главы Чечни и Ингушетии.