21 июня 2013 | Архив

Эксперты из регионов: муниципальный фильтр – скорее зло, чем благо

В регионах, где в сентябре пройдут губернаторские выборы, кандидаты должны пройти через муниципальный фильтр – собрать от 5 до 10% подписей глав муниципальных образований и депутатов местных советов. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты по-разному оценивают значение этой нормы. По мнению большинства наблюдателей, фильтр позволяет власти отсекать от выборов оппозиционных кандидатов. Вместе с тем звучит мнение, что необходимость сбора депутатских подписей исключает попадание во власть разного рода «фриков», неспособных к управлению большой территорией.

Галина Ташматова: должен быть один фильтр – мнение избирателей

По словам председателя краснодарской краевой общественной организации независимых журналистов «Голос Кубани» Галины Ташматовой, муниципальный фильтр призван «отсеять неугодных»: «Кто такие неугодные – это оппозиция, это знаковые фигуры, которые идут не по спискам власти, они для власти нежелательны. Фильтр - это в определенной степени тот же административный ресурс. Должен быть один фильтр – мнение избирателей, и никакого другого. Если человек желает участвовать, в состоянии оформить документы надлежащим образом в соответствии с требованием к кандидату, надо всех допускать. И власти не надо этого бояться, зря она так. Власть напугана оппозицией, сильно ее демонизирует, преувеличивает ее масштаб и значение, и если бы она этого не делала, а дала больше свободы, то тогда бы она повысила тем самым доверие к себе. Ведь по большому счету оппозиции как таковой в России нет, внятной, дееспособной, и бояться власти нечего, а надо вести с избирателями честный и открытый диалог».

Сергей Гребенюк: в этой системе больше минусов - она не продумана

Политолог, руководитель группы экспертов Центра репутационных технологий Сергей Гребенюк из Приморского края также полагает, что система муниципальных фильтров - «скорее плохо, чем благо», поскольку отсеивает очень многих «неблагонадежных и нежелательных» для действующей власти кандидатов, которые просто не обладают достаточной ресурсной базой для их прохождения. «В то же время те кандидаты, которые имеют поддержку со стороны власти или обладают собственным административным ресурсом, его пройдут довольно легко. Более того, муниципальный фильтр может использоваться для отсеивания кандидатов, которые близки к действующей власти, но не получили одобрения для участия в избирательной кампании. То есть это не позволит выдвигаться кому-то «самоходом», - сказал эксперт и добавил, - в этой системе больше минусов. Потому что сама она не продумана, и я не удивлюсь, что от ее использования будет решено отказаться, либо она будет подвергнута серьезным изменениям».

Валентина Бузмакова: все расчеты показывают, что ставленники Кремля победят и без фильтра

Директор информационно-аналитического агентства «Провинция» Валентина Бузмакова из Нижнего Новгорода полагает, что муниципальный фильтр не приносит обществу пользы, поскольку усиливает раздражение населения в отношении власти: «Несомненно, это способ отсечь неугодных кандидатов, другого мнения быть не может. Власть пойдет на самые разные ухищрения, потому как советников, которые получают за это деньги, много, люди изощренные, что-нибудь придумают. И это все не идет на пользу государству нашему. Они загоняют народ, и это чем закончится? Революцией очередной? Зачем нам это надо? Все заранее просчитано, во власти люди продвинутые. Они прекрасно понимают, что сегодня (кандидату в губернаторы Подмосковья) Воробьеву ничто не угрожает, как не угрожает ничего (врио мэра) Собянину в Москве. Для меня удивителен этот страх, который они испытывают. Все расчеты показывают, что победят ставленники Кремля».

Анатолий Гагарин: фильтры стоит дифференцировать и дополнять

Директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов из Екатеринбурга Анатолий Гагарин уверен, что фильтры должны быть: «Однозначно оценить систему муниципального фильтра, наверное, нельзя. Все зависит от конкретных условий исполнения этой нормы. Всем известно выражение насчет того, «что дышло», поэтому вопрос заключается в том, как применяется эта норма. То, что должны быть определенные фильтры, это понятно, потому что мы все с воодушевлением относимся к разного рода фрикам, но они все-таки не являются для нас привлекательными фигурами в плане исполнения тех обязанностей, которые будут на них возлагаться. Огромный урон может нанести некомпетентность и то, что люди являются непрофессионалами в плане участия в разного рода управленческих или законодательных процессах. Поэтому фильтры должны быть. Я думаю, что, может, их стоит дифференцировать и каким-то образом дополнять и устраивать системы таких микрофильтров, которые могли бы если не впрямую отсекать, то, по крайней мере, регулировать этот процесс. Хотя в целом совокупность этих фильтров должна приводить к тому, чтобы все несоответствующие определенным критериям и параметрам фигуры просто бы их не проходили. Я думаю, что муниципальные фильтры и все другие фильтры надо очень внимательно оценивать и применять осторожно, но они, безусловно, должны быть». 

 

Версия для печати
Главное