11 марта 2024

Политолог Старовойтов: задача Слуцкого – не привнести в кампанию ничего нового

Комментируя «Известиям» предвыборные расклады, я обратил внимание на то, что назвал «парадоксом [Леонида] Слуцкого». Вся суть кампании кандидата от ЛДПР сводится к тому, чтобы не создать ничего нового. Ни в образе – поэтому «Слуцкий – это новый Жириновский», ни тем более в идеологии. Отказавшись на старте от первой части тезиса «мы за русских, мы за бедных», к концу кампании ЛДПР к ней снова вернулась. Потому что только так Слуцкий сможет собрать весь электорат ВВЖ, и только в этом случае он может претендовать на второе место. В этом и заключается его парадокс как кандидата –  максимально не привнести в эту кампанию ничего нового, ничего своего, и провести ее максимально партийно.

Что касается Николая Харитонова, то его стратегия заключается также в сборе электората КПРФ по сигналу Леонида Зюганова в партийной прессе. Результат Харитонова покажет не его личный рейтинг как дублера, а скорее качество функционирования региональной партийной печати и сети ее распространения.

С Владиславом Даванковым [кандидат «Новых людей»] всё сложнее. Во-первых, на мой взгляд, против него играют искусственно завышенные ожидания, которые стали частью его медиа-стратегии. Но если на выборах мэра Москвы его предпоследнее место (после внука Зюганова и Чернышова от ЛДПР) штаб и сам кандидат объяснили манипуляциями мэрии Москвы с ДЭГ, то на федеральном уровне этот фокус не пройдет. Вряд ли Даванков решится делать такие заявления в отношении АП и ЦИК.

Второй его сложностью является игра на краю пространства системной оппозиции с постоянной опасностью пересечь красные линии. Я уже писал, что для реального второго места Даванкову надо собрать весь протестный электорат – и навальнистов (признаны экстремистами), и яблочников, и надеждинцев, и сторонников абортов, и атеистов, и убежденных западников, и всех остальных недовольных властью «рассерженных горожан». По примеру демократов в США из меньшинств сложить большинство. Только в таком случае он перешагнет планку традиционного либерала-спойлера на президентских выборах и сможет дотянуться хотя бы до результата Прохорова в 2012г. – 8% (у Собчак в 2018г. было 1,68%). Но игра с протестом чревата. Появление иноагента Каца с провокационными заявлениями о поддержке Даванкова – яркий тому пример. В этом и заключается «дилемма Даванкова» – как собрать протестников, если собирать их опасно полным обнулением карьеры.

Поэтому второе место может достаться либо Харитонову (если коммунисты качественно мобилизуются, а политадминистраторы не решат сменить порядок участников традиционного чарта, напомнив Зюганову про осеннюю Хакасию), либо Слуцкому, если он дополнительно намагнитит радикальных патриотов, не имеющих сегодня политического представительства.

Версия для печати
Главное
Политик Николай Бондаренко: если в КПРФ скажут, я пойду и на выборы, и на баррикады, и в тюрьму