Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
10 июня 2009 | Архив

Дмитрий Медведев: мы совершенствуем законодательство для развития южной России

Президент провел расширенное оперативное совещание с членами Совета Безопасности о мерах по устранению угроз национальной безопасности на территории Южного федерального округа.

Глава государства указал на необходимость принятия жёстких мер по противодействию угрозам национальной безопасности, существующим на Северном Кавказе, и поручил Национальному антитеррористическому комитету (НАК) подготовить комплекс организационных и оперативных мероприятий по преодолению террористической активности и бандитизма.

Кроме того, необходимо усилить борьбу с наркоторговлей и наркотрафиком, доходы от которых идут на подпитку терроризма, подчеркнул Президент.

В ходе рабочей поездки в Махачкалу Дмитрий Медведев также посетил Центр специального назначения ФСБ, открытый недавно республиканский Центр кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии, провёл рабочую встречу с Президентом Дагестана Муху Алиевым.

Ранее в этот же день по пути из Москвы в Махачкалу в самолёте Президент обсудил с директором ФСБ Александром Бортниковым оперативную обстановку в Дагестане, а также меры, предпринимаемые по линии силовых ведомств с целью нормализации ситуации в республике.

Начало рабочей встречи с Президентом Дагестана Муху Алиевым

Дмитрий Медведев: Давайте поговорим, Муху Гимбатович, рад возможности встретиться с Вами, поговорить уже непосредственно в Дагестане. Вы знаете, с чем связан мой приезд. Мы сегодня с Вами будем заниматься вопросами обеспечения безопасности на Северном Кавказе, в Дагестане в том числе. Здесь много проблем. К сожалению, они часто затрагивают и Дагестан. И последние трагические события с этим были связаны. Но это тема для обсуждения с Советом Безопасности, в котором будете и Вы принимать участие как Президент Дагестана. А сейчас давайте мы с Вами поговорим о социально-экономической ситуации в республике, потому что, несмотря на трудности, республика всё-таки развивается, продолжает жить.

И мы только что с Вами посещали кардиологический центр. Это очень хорошее уже сооружение, хороший объект, где будут делаться различные операции на сердце: и открытие, и закрытие, так называемым васкулярным способом. Чем больше таких объектов будет, безусловно, тем лучше. Это технологическая, высокотехнологическая помощь. Знаю, что Вы занимаетесь и реконструкцией фельдшерско-акушерских пунктов, созданием и возрождением в целом сети больниц. Давайте поговорим об этом, поговорим также о том, как обстоят дела с жилищным строительством, потому что мы должны намечать положительные направления работы на будущее, конечно, при этом занимаясь и вопросами обеспечения безопасности. Доложите, пожалуйста, о том, как идут дела.

Муху Алиев: Спасибо, Дмитрий Анатольевич, прежде всего за то, что Вы нашли время прилететь в Дагестан, выполнили своё обещание. Хочу Вас сердечно поблагодарить за это.

Учитывая, что вопросы обеспечения безопасности будут отдельно рассматриваться, я хотел бы ответить на Ваши вопросы.

В феврале, когда я был у Вас, я коротко информировал о ситуации в Дагестане. Хочу сказать, что она развивается в том примерно русле, о котором я Вас тогда информировал. У нас сейчас есть предварительные итоги за пять месяцев этого года, и практически ни по одному показателю нет падения. По промышленности рост составляет 10 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это меньше, чем в предыдущие годы, но есть рост. В сельском хозяйстве – четыре с лишним процента. Инвестиции в основной капитал – 20 процентов рост по сравнению с прошлым годом.

Жилищное строительство тоже в Дагестане идёт активно, в прошлом году в республике введено 908 тысяч квадратных метров жилья.

Дмитрий Медведев: Если я правильно понимаю, это наивысший показатель за всю историю Дагестана, в том числе и советский период.

Муху Алиев: Да, совершенно правильно. Мы и в советский период больше 900 тысяч квадратных метров никогда не вводили. Это самый лучший показатель за все годы. И хочу сказать, что это на 120 тысяч квадратных метров больше, чем во всех семи республиках Южного федерального округа, вместе взятых.

Но другой момент хочу подчеркнуть: темпы в этом году жилищного строительства не упали в Дагестане. Мы ввели уже 250 тысяч квадратных метров жилья, это на 30 процентов больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Дмитрий Медведев: За счёт чего этого удаётся добиваться? Это заделы прошлого года? Потому что всё-таки сейчас трудная пора в экономике. Почему всё-таки темпы сохраняются?

Муху Алиев: Такой вопрос часто задают. Считаю, что это связано прежде всего с такой особенностью, что ли, характера наших людей. Кредиты, как правило, не берут, денежки, которые каким-то образом накапливают, держат у себя и за счёт этих денег строят. Это первое.

Второе. В основном это индивидуальное жильё, более 70 процентов одноэтажные, двухэтажные, поэтому они успевают за год, за два вводить жильё.

Дмитрий Медведев: Здесь оба этих момента, конечно, нужно принимать во внимание. То, что это индивидуальное жильё, – это очень хорошо. Считаю, что это вообще курс, который мы должны проводить во всех субъектах Российской Федерации, не только в Дагестане, потому что мы должны больше строить индивидуального жилья.

А то, что меньше кредитов берут, чем в других наших территориях, здесь, наверное, это, конечно, сыграло положительную роль.

Потому что кредитное сжатие произошло, ипотека, к сожалению, стала трудной, а у вас, несмотря на это, темпы не сбавляют.

Муху Алиев: Это в строительстве нас как-то поддерживает и обеспечивает темпы роста. Я думаю, что жилья мы введём не меньше, чем в прошлом году, по крайней мере такой прогноз: не менее 900 тысяч квадратных метров. А вообще за три года мы 2 миллиона 400 тысяч квадратных метров ввели жилья.

Хочу отметить, что на росте объёмов по отношению к прошлому году и другая наша специфика сказалась – в агропромышленном комплексе, где занято больше половины дагестанцев. Там тоже личные подсобные хозяйства, которые, как правило, работают без привлечения кредитов. В основном если кредиты берут, то в Россельхозбанке. Они поддерживают очень хорошо наш Россельхозбанк.

Дмитрий Медведев: Мы с Вами, когда в вертолёте летели, говорили как раз про поголовье. Насколько я понимаю, сейчас тоже поголовье самое высокое за весь период истории?

Муху Алиев: Да, у нас около 5 миллионов голов овец и коз. Это самое большое поголовье в субъектах Российской Федерации. И мы производим, если о растениеводстве говорить, 900 тысяч тонн овощей, это большое количество. Но у нас по количеству поголовья есть вторая проблема, связанная с переработкой, организацией производства. В этом плане нам надо, конечно, строить…

Дмитрий Медведев: Перерабатывающие мощности.

Муху Алиев: …перерабатывающие мощности. Я тогда, в феврале, Вам докладывал о том, что мы строим в Хасавюрте консервный завод – 320 миллионов условных банок. Это самый крупный консервный завод в Дагестане, да и, наверное, на Северном Кавказе. Мы закончили строительство этого завода, и вот-вот будет введён этот завод. И кирпичный завод около Каспийска, заканчивается его строительство.

Я хочу Вас проинформировать о том, что программа создания рабочих мест, которая очень важна для Дагестана (у нас, Вы знаете, рост населения большой – 20-25 тысяч человек в год, а в прошлом году родилось 50 тысяч детей), для нас это очень актуальная проблема. По той годовой программе, которую брали на себя, фактически за полгода уже близки к её выполнению. Мы должны были около 3 тысяч рабочих мест создать, фактически это сделано. Создано около 2 тысяч рабочих мест только за счёт так называемой самозанятости, малого бизнеса – 40-50 тысяч рублей получают жители, особенно в сельской местности, и за счёт этого организуют небольшое своё дело: кто-то покупает поголовье скота, кто-то что-то другое. Мы недавно проводили семинар глав муниципальных образований республики и всем демонстрировали, как за счёт этих средств можно наладить небольшое дело, обеспечить занятость людей. И если нам дополнительная помощь будет оказана в этом плане, мы такое письмо отправили в министерство, мы до конца года можем ещё больше занять людей. В этом плане тоже работа идёт. И самое главное: эти производственные показатели обеспечат поступление в консолидированный бюджет налогов. Мы налогов в этом году собрали на 1,5 миллиарда рублей больше, чем в прошлом году. 30 процентов рост налоговых поступлений в этом году.

Дмитрий Медведев: Да, это хорошая цифра, особенно опять же с учётом того, что у нас сейчас есть финансовые трудности.

Что касается безработицы. Это всё равно проблема очень актуальная и для Дагестана, и для всего Северного Кавказа, поэтому здесь нужно нам работать совместно. Если есть какие-то дополнительные идеи, Вы мне предложите, я готов дать поручение, чтобы их рассмотрели, потому что это всё равно острейшая проблема, которая существует. И мы обязаны ею совместно заниматься.

Выступление на расширенном оперативном совещании с членами Совета Безопасности

Дмитрий Медведев: Уважаемые коллеги!

Мы с вами собрались сегодня, чтобы поговорить о ситуации на Северном Кавказе. Тема нашего расширенного оперативного совещания Совета Безопасности называется таким образом: «О мерах по устранению угроз национальной безопасности Российской Федерации на территории Южного федерального округа». Несколько слов до начала обсуждения этого вопроса я скажу, потом мы с вами поговорим по практическим вопросам.

Ситуация, несмотря на то что предпринималось в последнее время, последние годы, остаётся непростой, несмотря даже на реальные достижения последнего периода. Мы принимали ряд решений, которые, по сути, знаменуют общее изменение картины, в том числе я имею в виду и отмену режима контртеррористической операции в Чеченской Республике. Тем не менее расслабляться мы не можем, события последнего периода доказывают это со всей очевидностью.

Я приведу буквально несколько цифр о том, как обстоят дела. В целом в 2009 году в республиках Северного Кавказа было совершено 308 преступлений террористической направленности (из них один террористический акт, который произошёл в Чеченской Республике, где возбуждено производство по статье 205 Уголовного кодекса, и 307 преступлений общетеррористической направленности, из которых приблизительно 104-105 преступлений связаны с подрывами). В прошлом году за этот же период было 312 таких проявлений. В результате преступлений погибло 75 сотрудников силовых структур, 48 гражданских людей погибло. Общее количество бандитов, которые были ликвидированы в этом году, составляет 112 человек – это реальный результат работы.

Поэтому работа по наведению порядка, по уничтожению террористического отребья должна быть продолжена вне зависимости от того, какой режим у нас действует. Мы должны вести эту работу на всех территориях Южного федерального округа, Северного Кавказа независимо, ещё раз подчёркиваю, от правовых режимов, потому что это вопрос безопасности, это вопрос жизни и здоровья наших людей.

Тем более ситуация развивается по-разному. И, несмотря на общую позитивную социально-экономическую составляющую (даже несмотря на кризис), происходят очень тяжёлые и печальные события, в частности, несколько дней тому назад – вы знаете – произошёл теракт, в результате которого был убит Министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров. Это циничный вызов власти, циничный вызов всему нашему государству, и правоохранительные структуры должны сделать всё, чтобы быстро обнаружить преступников и предать их суду.

Я хотел бы также проинформировать вас, что мною принято решение о присвоении Адильгерею Магомедтагирову звания Героя Российской Федерации посмертно. Предлагаю почтить память наших товарищей. (Минута молчания.)

Когда мы говорим о сохраняющихся угрозах, мы, конечно, должны смотреть в корень проблем. Я думаю, что ни для кого не секрет из здесь присутствующих, что эти проблемы на Северном Кавказе, на юге нашей страны носят системный характер.

Что я имею в виду? Это и сохраняющаяся относительная бедность населения, очень высокий уровень безработицы, огромные масштабы коррупции, просто чудовищные масштабы коррупции, системные деформации в государственном управлении на региональном уровне, когда эффективность органов власти является крайне низкой. И, к сожалению, зачастую (это не везде) это сопровождается и утратой доверия к власти, утратой авторитета власти. Этого допускать нельзя.

Есть, конечно, и внешние факторы, такие как экстремизм, который нам поставляется из-за рубежа, уроды всякие, которые приезжают для того, чтобы на нашей территории гадить. Но не эти проблемы являются системными. Мы понимаем, что качество жизни в Южном федеральном округе, в республиках Северного Кавказа, к сожалению, зачастую уступает среднероссийскому, несмотря на работу, которая ведётся, и определённые успехи, которые достигнуты за последние годы. Их нет смысла отрицать. Тем не менее валовой внутренний продукт, который падает на душу населения, в несколько раз, как правило, ниже среднероссийского. Уровень промышленного производства тоже в разы ниже, хотя есть многие сферы, по которым происходят и позитивные изменения. Очень большой проблемой является безработица, о чём я говорил. И чем лучше мы её будем решать, чем более скоординированно мы будем работать, тем лучше будут результаты.

Есть вопрос организации собственного бизнеса. К сожалению, мы знаем, что в республиках Северного Кавказа существует критическая зависимость от дотаций федерального бюджета – такова структура экономики. Она складывалась десятилетиями, это не то что произошло сегодня или вчера. Тем не менее наша задача заключается в том (совместная задача – и федерального центра, и руководителей территорий Северного Кавказа, Южного федерального округа в целом), чтобы такого рода зависимость от федерального бюджета для части территорий преодолевать, развивать бизнес, развивать собственные услуги, индивидуальное хозяйство. Только таким образом можно выправить ситуацию. Именно эти вопросы создают тот основной негативный фон, который и провоцирует преступную активность. Это мы с вами понимаем. Экономические способы реагирования на эту ситуацию, безусловно, тоже важны и необходимы. Мы сегодня о них поговорим. Но мне бы хотелось сконцентрироваться сейчас несколько на другом. Мы понимаем, что угрозы будут сохраняться в том случае, если мы не сможем качественным образом противостоять проблемам, которые существуют, проблемам уже нашим внутренним на Северном Кавказе, таким как клановость, воровство, взятки, которые берутся везде. Если мы не сможем найти правильный ответ на эти угрозы, мы так и будем бороться с террористами. А именно эти проявления в конечном счёте ведут к дестабилизации.

Мы должны подготовить с вами комплекс мер, который направлен на противодействие этим угрозам и нейтрализацию преступников, что, как мне представляется, может быть сделано в результате нашего сегодняшнего совещания. Я думаю, что здесь есть пространство для работы всем присутствующим: и руководителям правоохранительных органов, и руководителям субъектов Федерации. Я думаю, что Национальному антитеррористическому комитету вместе с округом нужно подготовить перечень мероприятий, которые направлены на предотвращение террористических актов, на минимизацию последствий, а также подготовить перечень организационных и иных мер, направленных на пресечение преступной деятельности бандподполья, причём эти меры должны быть самые жёсткие, самые решительные и самые эффективные.

Мы должны вернуться к вопросам финансирования такого рода действий. Надо перекрыть все каналы, которые существуют для подпитки преступников, посмотреть и на внутренние каналы, и на зарубежные каналы. Есть необходимость провести работу, касающуюся наркотического направления. Антинаркотическая деятельность, по сути, идёт рука об руку вместе с борьбой с терроризмом. Мы понимаем, что деньги наркотического свойства, деньги, которые получены от реализации наркотиков, в конечном счёте идут и на подпитку террористов. И мы все находимся сегодня в ситуации, когда наши ближайшие соседи, к сожалению, поставляют такого рода проблемы нам. Мы вместе с ними должны бороться против этих угроз, естественно, что это тоже осложняет ситуацию на Кавказе.

Нам необходимо подумать над судебной практикой по таким делам, с тем чтобы те материалы, которые готовят следователи, не рассыпались в судах либо в результате коррупции, либо в результате некачественной подготовки самих материалов. Судебная практика должна быть полностью сориентирована на то, чтобы качественным образом изобличать преступников, привлекать их к уголовной ответственности и выносить справедливые приговоры по таким преступлениям. Ну и, конечно, меры общеэкономического реагирования, то, что, собственно говоря, сегодня делается и Правительством, и руководителями субъектов Федерации, которые здесь представлены. Это тоже важнейший элемент нашей с вами работы.

Уважаемые коллеги, я предлагаю начать наше совещание.

***

Спасибо. Теперь будем уже работать в закрытом режиме. Буквально несколько слов в завершение.

Всё, что мы сегодня с вами наметим, – это не просто очередной набор предложений, это должны быть конкретные, абсолютно взвешенные меры как организационного, так и законодательного порядка. У нас здесь присутствуют наши коллеги, которые возглавляют наш парламент, верхнюю палату и нижнюю палату. Поэтому по результатам этой работы мы должны будем с вами определиться также с тем, какие изменения в законодательство о противодействии терроризму, в борьбе с преступностью нам ещё необходимы. Я в своём вступительном слове говорил о практике применения соответствующих норм уголовного кодекса. Но мы понимаем, что Уголовный кодекс, как и Уголовно-процессуальный кодекс, уголовно-исполнительное законодательство, – это не какой-то раз и навсегда данный канон, это живой материал, который мы должны приспосабливать под потребности сегодняшнего дня. Поэтому если мы где-то увидим необходимость либо в усилении уголовной ответственности, либо в дифференциации наказания за те или иные преступные проявления, либо, напротив, мы посчитаем правильным принять какие-то решения, направленные на изменение процедур привлечения к ответственности, – мы должны к этому относиться открыто, спокойно и, обсудив это с общественностью тем не менее, двигаться в этом направлении.

Ещё раз подчёркиваю: задачи сегодняшнего дня диктуют в ряде случаев и необходимость изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, не говоря уже об общеэкономическом законодательстве, которое мы совершенствуем в целях развития региона южной России, развития Северного Кавказа. Это та работа, которой мы занимаемся постоянно.

Пресс-служба Президента России

Версия для печати