Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
13 октября 2015

Алексей Парфененок: Развитие внутреннего туризма в России осталось на советском уровне

Председатель отраслевого отделения по развитию туристического бизнеса «Деловой России» Алексей Парфененок рассказал «Клубу Регионов», почему развитие внутреннего туризма в России идет такими крохотными шагами и что мешает регионам создавать у себя привлекательную туристическую инфраструктуру, которая, по словам эксперта, «с советского времени не сильно «стартанула». 

«Для того чтобы увеличить объем туристов, прежде всего, в регионах надо создавать туристическую инфраструктуру для того, чтобы можно было делать реальный турпродукт и понимать, что будут делать туристы в том или ином регионе, предположим, неделю. Но если формат размещения туристов и формирования турпродукта останется на том уровне, который существует в России сейчас, то увеличения количества туристов не произойдет.

У нас же с советского времени все не «стартануло». У нас еще нет туристических комплексов, которые включают в себя стандарт таких объектов, как в Европе или в Турции. Это должен быть тот объект, куда иностранцы с удовольствием бы ехали, знали, как им разместиться, знали программу, которая их ждет. А у нас где-то случайно какой-то отель построят и считают, что на этом все проблемы решены. Однако турпакеты у нас до сих пор не формируются: экскурсоводы только свою часть знают, автобусные туроператоры – свою, отели – свою, и так далее. У нас не все так просто с тем, чтобы все это состыковать.

А самое главное, что у нас нет пока достойных объектов, которые привлекали бы туристов. Вот если обратить внимание на Сочи, где было политическое решение, то там видно, что что-то куда-то с места сдвинулось. Другое дело – насколько это рентабельно и когда это окупится. Но, по крайней мере, планка инфраструктурных объектов уже поднята. Когда есть куда селить, это уже то, что можно реально продвигать для туристов. И тогда уже на это насаживаются все экскурсии, достопримечательности и так далее.

Чтобы региону попасть в федеральную целевую программу развития туризма, ему нужно выполнить два условия, которые у нас до сих пор не могут состыковать. Для начала нужно подать заявку, которую пишут региональные власти. Как правило, в Ростуризме этих заявок больше 150, и, как правило, из себя они представляют «хотелки» на две-три странички. Между тем, у Ростуризма есть очень простое правило – субъект должен предоставить так называемый стартаповский пакет документов со всем экспертизами и согласованиями, который показывал бы расчет рентабельности и финансирования проектов. Но, чтобы все это сделать, нужны деньги, чтобы оплатить экологические экспертизы, работу консалтинговых фирм, архитектурных бюро и так далее. Но по закону о туризме региональные власти не имеют права тратить выделенные на развитие туризма деньги на консалтинговые работы, потому что тогда приходит прокурор, говорит, что это нецелевое использование бюджетных средств, и всем в лучшем случае бьет по рукам. Поэтому и получается, что у региона нет денег, чтобы сделать необходимый пакет документов, и на этом все умирает. А если регион просто приходит в банк, чтобы взять кредит на эти цели, то там спрашивают, что будет заложено и когда это вернется. Вот и получается, что у нас уже на первом этапе идет разрыв во всех этих работах.

Есть еще и другой момент, с которым бьется сейчас «Деловая Россия», чтобы все-таки как-то организовать новый формат, благодаря которому можно было бы создать фонды, средства которых расходовались бы на экспертизу и прочие такие работы.

Главное, что у нас нет профильных инвесторов, как на Западе. Там, если компания уже строила какие-то туристические комплексы, она понимает, в каком месте такое строительство будет рентабельным, а в каком – нет.

Но самое главное, что в туризме нужны длинные деньги, потому что окупаемость любых туристических объектов идет от 70 лет и дальше, а денег на десятилетия никто не дает. Банк дает деньги на два-три года – и до свидания.

Поэтому мы в «Деловой России» стараемся акцентировать эти вопросы и, исходя из этих проблем, пытаться организовать центр. Чтобы он позволял решать все эти вопросы с ведомствами. Должен быть межведомственный орган, не зависящий ни от какого министерства, который давал бы конкретные ответы на конкретные вопросы регионов, и тогда эта работа субъектов по подготовке пакета документов могла бы быть реализованной, и было бы понятно, где можно что-то делать, где нельзя, или, может, объединить одну область с другой и сделать один большой объект.

Так что, туризм – это длинные деньги и профильные инвесторы, а у нас все это по кускам». 

Версия для печати
Москва
эксперт по развитию туризма

Председатель отраслевого отделения по развитию туристического бизнеса «Деловой России».