Руководитель фонда «Сибирская политика», депутат горсовета Новосибирска (партия «Зелёные»)
Игорь Украинцев: Любое социальное напряжение в регионах федцентром воспринимается как неэффективная работа губернатора
Эксперты «Сибирской политики» назвали топ-15 наиболее острых проблем регионов СФО, которые в перспективе могут «трансформироваться из латентного состояния в открытое противостояние между различными социальными группами общества и органами муниципальной и региональной власти». На первом месте – резкий рост тарифов на вывоз и утилизацию ТКО в результате «мусорной реформы». Председатель фонда «Сибирская политика» Игорь Украинцев отмечает, что региональным властям стоит начать принимать волевые решения в работе с операторами, иначе люди начнут протестовать против реформы в целом.
«Проблема реализации «мусорной реформы» актуальна не только для СФО, но и для всей страны в целом. Реформа «буксует» практически везде. В ряде субъектов есть своеобразный накопительный эффект, когда есть неэффективность региональных операторов и понимание того, что рост тарифов не привел ни к чему положительному: раздельного сбора мусора нет, как и в целом более эффективного. Фактически жители имеют то же, что и было, а где-то даже хуже, при этом тариф вырос везде и кратно. С одной стороны, мы все за раздельный сбор мусора, его переработку и экологию. А по факту видим только увеличение тарифов и ничего более.
Жители многих регионов уже чувствуют себя обманутыми, но пока еще полагаются на уверения властей из серии «сейчас все поправится». Однако это терпение не безгранично. И если люди и дальше не будут видеть никаких положительных результатов реформы, во многих регионах могут начаться протесты. И здесь возможен «эффект домино»: в одном-двух регионах люди выйдут по этому поводу [на улицы] – и мы увидим, что повсеместно начнут выходить на протесты против мусорной реформы в целом, ее идеологии, заявляя, что это все шулерство и обман.
Более того, Кремль уже готов наказывать за реализацию мусорной реформы в регионах. Там, в принципе, наказывать любят и умеют это делать. И здесь любое социальное напряжение в регионах, вовремя не погашенное местными властями, воспринимается как неэффективная работа руководителя региона. И в тех 15 критериях, которые будет предъявлять центр губернаторам, два так или иначе касаются экологии. Это говорит о том, что за экологические протесты и несвоевременную реакцию в первую очередь будут отвечать губернаторы.
Со старта реформы уже прошло достаточно времени, чтобы провести некую ревизию региональных операторов, и в случае обнаружения каких-то функциональных проблем пора ставить вопрос о их замене. Если такие предприятия неэффективны, с ними надо расставаться. Потому что в России есть примеры, пусть и локальные, где реформа идет относительно хорошо. Это показывает, что в данном направлении добиться успеха можно, но надо принимать волевые решения. Тем более что смена регионального оператора и мониторинг его работы находятся в ведении губернатора».