Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
Дмитрий Логинов: Проблема обеспеченности учителей в регионах по-прежнему остается острой
Средняя зарплата учителей в России составляет около 40 тыс. руб., при этом разница между самой высокой и самой низкой зарплатой в регионах составляет около 77 тыс. руб. Так, меньше всех получают педагоги в Северной Осетии: там средняя зарплата составляет 22 тыс. руб. Выше всех средняя зарплата на Чукотке, там она составляет 99 тыс. Таковы данные Росстата с января по сентябрь 2019г. Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов рассказал «Клубу Регионов», что сегодня достойную зарплату в России имеют только те учителя, которые могут работать «много или очень много», при этом 30% российских педагогов заявляют о снижении своего уровня материальной обеспеченности.
«Проблема материального благополучия учителей затрагивает все регионы России. Как показывают результаты мониторинга Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в последние годы произошло некоторое сглаживание проблемы материального обеспечения учителей. Ключевые слова здесь «некоторое» и «сглаживание», то есть речь не идет о решении проблемы. Проблема стоит достаточно остро, хотя во многих регионах уже и не столь остро, как в 90-е гг., когда из-за проблем в материальном стимулировании происходил двойной отрицательный отбор, когда одни из худших выпускников школ шли в педагогические вузы, а одни из худших выпускников педагогических вузов шли работать в школу, и то учителей по многим предметам не хватало.
Сейчас эта проблема во многом сгладилась, поскольку размер заработной платы учителей все-таки поднялся, стал отличаться от минимального возможного для проживания. Все-таки в течение 2000-х гг. случился заметный шаг вперед, и по данным опроса 2019г. мы видим, что большинство учителей оценивают свой уровень материальной обеспеченности как средний. Дальше идет понятный перевес в сторону негативных оценок: тех, кто оценивает свой материальный уровень ниже среднего, гораздо больше, чем учителей, которые считают, что их уровень материальной обеспеченности выше среднего. При этом за последний год 40% учителей сказали нам, что их уровень материальной обеспеченности не изменился, около 30% опрошенных говорят, что он вырос, и столько же сказали, что он снизился. То есть заметно достаточно мягкое смещение в сторону негатива.
Переходя к субъективным оценкам удовлетворенности, могу сказать, что размер заработной платы и стимулирующих надбавок – это две позиции, по которым учителя в наименьшей степени удовлетворены своей работой. А в наибольшей степени учителя удовлетворены коллективом, больше удовлетворены, чем не удовлетворены, отношениями с администрацией школы, с учащимися.
Еще одна важная проблема состоит в том, что повышение оплаты труда в последние годы было в значительной степени сопряжено с ростом учебной и внеучебной нагрузки на учителей. То есть учителя, которые имеют уровень зарплаты выше среднего, – это те, кто работает много или очень много, совмещая от полутора до двух ставок плюс административная нагрузка. У тех же учителей, кто работает только на одну ставку, все сильно хуже».