Политобозреватель
Алексей Никишин: КПРФ находится в поисках утраченных смыслов
Даже при беглом взгляде на ситуацию в регионах, где осенью текущего года состоятся региональные или муниципальные выборы, обращает на себя внимание пассивность второй по влиянию и первой по степени оппозиционности отечественной парламентской партии – КПРФ, считает политобозреватель Алексей Никишин.
«Особенно это бросается в глаза в субъектах, где недавно сменились губернаторы и теперь коммунистам нужно заново решать вопрос о формате своего участия в кампании или где в местных парламентах произошел переход на мажоритарную систему и левые словно погрузились в сон, рассчитывая то ли на хоть какую-то расторговку с местными властями, то ли на вечную инерцию партийного бренда.
Впрочем, претензии к обкомам в этой связи едва ли будут справедливыми, если учесть, что и КПРФ в целом сегодня не выглядит политической силой, производящей убедительный для избирателя и конкурентов политический дискурс. У партии, всегда считавшейся в России наиболее идеологически внятной, наступил очевидный идейный спад. Она еще не утратила смысл существования, но уже как будто разучилась воспроизводить смыслы.
Произошло это буквально за три месяца специальной военной операции на Украине, которая для КПРФ поначалу обещала вполне благоприятные политические последствия. Может быть, уже не все помнят, что это коммунисты внесли в Госдуму инициативу, предполагающую обращение к Владимиру Путину с просьбой признать народные республики Донбасса. Параллельное предложение «Единой России» было менее жестким, и события затем развивались по пусть, может быть, и не вполне авторскому, но все же принадлежавшему именно КПРФ сценарию.
А вот затем левые столкнулись с кризисом жанра. Ситуация вокруг СВО и России в целом радикализировалась до предела. Запад ввел в отношении нашей страны почти самый удушающий вариант санкций. Его собственное участие в боевой составляющей конфликта максимально приблизилось к непосредственной тотальной войне. Соответственно, и реакция России на политику Америки и Европы стала открыто негативной. В той степени, в какой не была даже в самые суровые годы противостояния СССР и США.
Изменилась соответственным образом и политическая риторика, адресованная как вовне, так и внутрь страны. К войне до победного конца и полному разгрому нынешнего киевского режима призывают сегодня не только думские тяжеловесы, но и некоторые из вовлеченных в СВО губернаторов. А то, что раньше говорил в адрес зарвавшегося Запада системный, но все-таки формально дистанцированный от Кремля Владимир Жириновский, теперь пишет в соцсетях и мессенджерах лидер партии власти, зампред Совбеза, экс-президент и все еще, наверное, один из кандидатов в преемники Дмитрий Медведев.
Все это и сыграло с КПРФ злую шутку. Повестка власти расширилась и почти полностью перекрыла собой повестку коммунистической партии, лишив последнюю изрядной доли самобытности и электоральной привлекательности. Исчерпанность программных установок КПРФ хорошо видна при сопоставлении с реалиями текущей действительности основных тезисов статьи Геннадия Зюганова «Двадцать неотложных мер для преображения России», опубликованной в конце марта «Правдой».
Некоторые, да даже большая часть из них, вполне явственно звучат сегодня на совещаниях в правительстве и у президента. К сожалению для КПРФ, без какого бы то ни было ее упоминания.
В ситуации полного перехвата повестки коммунистам ничего не остается, кроме как продолжать работать на узнаваемость своего бренда, апеллировать к ностальгии по советским временам, намекая на имеющуюся по отношению к коммунистам прошлых лет преемственность.
Однако даже столетие пионерии, о котором так много рассказывали в текущем месяце коммунистические СМИ, не выглядит сегодня партийным эксклюзивом. В кабинетах, коридорах и прочих общественных пространствах власти все чаще говорится о необходимости усиливать молодежную политику и создавать в этой связи детские и юношеские политические организации.
Сувенирная лавка для торговли советской символикой, на которую очень похожа нынешняя КПРФ, вынуждена тесниться, уступая площади продавцам более актуальных политических товаров».