22 августа 2023

Игорь Гоц: Для выхода на внешние рынки регионам нужно кооперироваться

Ульяновская область и Татарстан скооперируют усилия в рамках торгово-логистического проекта «Средняя Волга – Каспийское море – Персидский залив». Соглашение об этом подписали губернатор Алексей Русских и глава республики Рустам Минниханов. Стороны договорились о формировании сборных грузов для дальнейшей отправки по маршруту до Персидского залива по международному коридору «Север-Юг». Для системного выхода на внешние рынки необходима кооперация как на уровне предприятий, так и на уровне регионов, попытка субъектов РФ работать в этом направлении обособленно, да еще и переманивая иногородних экспортеров различными преференциями, «не порождает ничего, кроме суеты», говорит Игорь Гоц, управляющий директор ассоциации «Афанасий Никитин», которая объединяет участников аграрных, инфраструктурных и гуманитарных проектов пространства «Волга –Каспий – Индийский океан».

Что касается кооперации Ульяновской области и Татарстана, то говорить о существовании одной точки сборки грузов неверно, уточняет собеседник «Клуба Регионов»: «Всё зависит от того, что везут и откуда, ведь этот маршрут должен работать в обе стороны. Но есть, например, такое понятие, как судовая партия – это достаточно большой объем, 3-5 тыс. тонн груза, для загрузки которого мощностей Ульяновской области может быть недостаточно, поэтому можно договориться, что часть загружают в Татарстане, а другую часть – в Ульяновске. То же самое и по импорту, ведь не всегда объем товара, формирующий корабельную партию, нужен в конкретном месте, он зачастую должен быть распределен по нескольким регионам. Это один пример. Другой пример – перевозка высокотехнологичной продукции, которая занимает мало места, но стоит дорого. В этом случае возможен вариант заполнения одного контейнера несколькими компаниями», – пояснил эксперт.

Наибольшую пользу от такой кооперации получат предприятия малого и среднего бизнеса, которые не производят и тем более не экспортируют такой объем продукции, чтобы ею можно было загрузить целиком пароход или железнодорожный состав, продолжает эксперт. При этом маршруты как импорта, так и экспорта не привязаны четко к водным или сухопутным путям, наоборот, речь о том, чтобы возможности доставки были максимально гибкими. «Если летом выгоднее отправлять по воде, то нужно формировать пароходную партию, условно, в Ульяновске. А зимой – загружать товары на узловой железнодорожной станции в Татарстане», – привел пример Гоц. Он добавил, что в ноябре 2023г. в Ульяновской области пройдет большая конференция, посвященная межрегиональной кооперации для продвижения продукции, где обсудят участие в транспортном коридоре других субъектов РФ – Чувашии, Марий Эл, Пензенской области. Гоц подчеркнул, что заинтересованность они уже проявляют.

Версия для печати
экономист

Управляющий директор Ассоциации «Афанасий Никитин»