Кандидат экономических наук, координатор информационно-аналитического центра Ассоциации рыбопромышленников Сахалинской области.
27 апреля 2012 | Архив
Версия для печати
Игорь Быстров: «Развить отдаленные территории без госпрограмм невозможно»
Кандидат экономических наук, координатор информационно-аналитического центра Ассоциации рыбопромышленников Сахалинской области Игорь Быстров отмечает: Центр пока выдал недостаточно информации о будущей корпорации развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, но, независимо от структуры, должны действовать преференции для тех, кто «уехал из удобных культурных центров осваивать тьмутаракань».
«В промышленном отношении регионы Дальнего Востока и малозаселенные, и недоразвитые. Соответственно, для развития необходимо создать какие-то механизмы, чтобы бизнес сюда шел и чтобы население оставалось. Это было у нас и при царе-батюшке, и при социализме – бронирование квартир, надбавки и прочее. То есть необходимы механизмы, для того чтобы человек уехал из удобных районов, культурных центров - осваивать тьмутаракань. Это не только наш российский, но и мировой опыт: если власти хотят заселить и развивать отдельные районы, создают там особые условия. Неважно, как это называется – особые экономические зоны или как-то еще. Главное – необходим сам механизм, который стимулировал бы здесь, на Дальнем Востоке, развитие бизнеса и приток населения. Это первый момент.
Второй момент – что касается самой формы. Свободная экономическая зона или государственная корпорация по развитию Дальнего Востока - на этот вопрос, наверно, пока нельзя дать однозначного ответа. Информации по самой корпорации пока явно недостаточно для того, чтобы можно было сравнить механизмы. Как говорят, карты должны быть положены на стол: что такое эта государственная корпорация, кому она будет создавать преференции, каким отраслям будут преференции. Что касается сравнения с другими территориями РФ – в чем еще преимущество, кроме финансовых потоков? Кроме того, вопрос о таможенных режимах: не только ведь сама территория будет развиваться - в стране деньги должны оставаться, а произведенная продукция должна перемещаться в другие страны мира. Получается, целый комплекс вопросов пока не раскрыт и формат надо еще обсуждать.
Что касается заявления бывшего министра финансов Алексея Кудрина о том, что в результате создания такой госкорпорации может ухудшиться инвестиционный климат в стране, - я в это не верю. Для Дальнего Востока важно, чтобы бюджеты Сахалина, Владивостока, Хабаровска, дальневосточных и сибирских краев и областей получали дополнительные деньги. Что касается вложения инвестиций - я на Сахалине живу, и мы когда-то много спорили по поводу шельфовых проектов. Но бюджет Сахалинской области с 18 млрд. рублей до начала проектов вырос до более чем 50 млрд. То есть Сахалину хуже не стало – здесь, на территории, появились деньги. В конечном итоге благосостояние государства измеряется ведь не столько наполнением бюджета - это у нас было при социализме, сколько теми деньгами, которыми располагает население и каждый конкретный гражданин.
Добавлю, что создание корпорации никак не снимет ответственность с глав регионов, а наоборот, повысит ее».
«В промышленном отношении регионы Дальнего Востока и малозаселенные, и недоразвитые. Соответственно, для развития необходимо создать какие-то механизмы, чтобы бизнес сюда шел и чтобы население оставалось. Это было у нас и при царе-батюшке, и при социализме – бронирование квартир, надбавки и прочее. То есть необходимы механизмы, для того чтобы человек уехал из удобных районов, культурных центров - осваивать тьмутаракань. Это не только наш российский, но и мировой опыт: если власти хотят заселить и развивать отдельные районы, создают там особые условия. Неважно, как это называется – особые экономические зоны или как-то еще. Главное – необходим сам механизм, который стимулировал бы здесь, на Дальнем Востоке, развитие бизнеса и приток населения. Это первый момент.
Второй момент – что касается самой формы. Свободная экономическая зона или государственная корпорация по развитию Дальнего Востока - на этот вопрос, наверно, пока нельзя дать однозначного ответа. Информации по самой корпорации пока явно недостаточно для того, чтобы можно было сравнить механизмы. Как говорят, карты должны быть положены на стол: что такое эта государственная корпорация, кому она будет создавать преференции, каким отраслям будут преференции. Что касается сравнения с другими территориями РФ – в чем еще преимущество, кроме финансовых потоков? Кроме того, вопрос о таможенных режимах: не только ведь сама территория будет развиваться - в стране деньги должны оставаться, а произведенная продукция должна перемещаться в другие страны мира. Получается, целый комплекс вопросов пока не раскрыт и формат надо еще обсуждать.
Что касается заявления бывшего министра финансов Алексея Кудрина о том, что в результате создания такой госкорпорации может ухудшиться инвестиционный климат в стране, - я в это не верю. Для Дальнего Востока важно, чтобы бюджеты Сахалина, Владивостока, Хабаровска, дальневосточных и сибирских краев и областей получали дополнительные деньги. Что касается вложения инвестиций - я на Сахалине живу, и мы когда-то много спорили по поводу шельфовых проектов. Но бюджет Сахалинской области с 18 млрд. рублей до начала проектов вырос до более чем 50 млрд. То есть Сахалину хуже не стало – здесь, на территории, появились деньги. В конечном итоге благосостояние государства измеряется ведь не столько наполнением бюджета - это у нас было при социализме, сколько теми деньгами, которыми располагает население и каждый конкретный гражданин.
Добавлю, что создание корпорации никак не снимет ответственность с глав регионов, а наоборот, повысит ее».
© www.club-rf.ru