Активист-трезвенник:  в УрФО нужен сухой закон. Ведь мы нисколько не хуже Чечни. Ведь так?
16 июля 2012 | Архив

Андрей Шемякин: «Не только государство должно быть меценатом»

Иркутский губернатор Сергей Ерощенко намерен привлечь к участию в Байкальском международном кинофестивале документальных фильмов «Человек и Природа» крупные предприятия. По идее главы региона в рамках форума представители бизнеса могли бы презентовать свои разработки в сфере защиты окружающей среды и участвовать в обсуждении проблем, показанных в картинах. По словам фестивального менеджера, президента гильдии киноведов и кинокритиков Андрея Шемякина, фестивали редко становятся площадками для демонстрации возможностей бизнеса, однако такой опыт нужно изучить.

«Насколько я знаю, бизнес всегда присутствует на кинофестивалях, но всегда скрыто. Когда есть кинорынки, это совершенно закономерно и понятно; когда нет, то, естественно, огромное количество спонсоров, потому что без них фестивали бы при всей государственной поддержке не выжили бы. Смысл в том, что, насколько я знаю, фестивали крайне редко становятся площадками для демонстрации возможностей бизнеса и тем более определенных отношений между бизнесом и кинематографом. Хотя кинематограф всегда был и сферой искусства, и сферой производства, и сферой бизнеса. И только у нас государство было продюсером, отвечавшим за все сразу. Это не столько новация, сколько возможность вспомнить заново тот опыт, который, возможно, был. Его нужно изучить, его нужно понять, чтобы не начинать с нуля.

В то же время именно фестивалям экологического кино при всех замечательных возможностях и потенциях, к сожалению, без бизнеса справляться очень трудно. Можно привлечь внимание к проблемам экологии, но решать их - это не дело искусства, но тем не менее. Следует сказать, что в этом смысле такого рода попытки были сделаны. В частности, в начале 90-х, когда в наших палестинах только появилось понятие «фестивальный менеджмент» и появилось довольно много людей, которые занимались креативом в области фестивалей.

Эти фестивали начали совершенно другую эпоху, и тогда еще в значительной степени не определялись отношения с государством. Важно было в принципе поддержать. Но параллельно. Вот, например, Александр Долуда во Владивостоке сделал фестиваль «Человек и море». Мне кажется, это едва ли не первый фестиваль совершенно нового типа, который может быть сейчас возродится.

В Иркутске традиция фестивалей экологических тоже была, но наша беда заключается в том, что мы постоянно забываем и потом начинаем с нуля. Поэтому здесь хочется, чтобы было встречное движение: чтобы бизнес не только пришел со своими требованиями и пожеланиями, а инновационными идеями, чтобы бизнесмены лучше поняли кинематографистов. Прежде всего это касается так называемого заказного кино. Я могу сказать, что идеальные отношения - это когда мы работаем так, как считаем нужным - нам поставлена задача; после этого смотрят, и в крайнем случае делается две версии - продюсерская и режиссерская.

Но самое главное, где должен помочь бизнес, - это в прокате фильмов, которые победят, а в идеале в прокате всех фильмов, которые будут показаны. Здесь бизнес вообще не заменим.

Дело в том, что без серьезного привлечения бизнеса, без инновационных технологий и без инвестиций наше документальное кино задохнется точно. Его поддерживает государство, но государство на данный момент не может показывать те фильмы, которые поддерживает. И только фестивали являются формой проката. В этом отношении поддержка бизнеса необходима не только чтобы провести фестиваль, показать какие-то свои разработки, а уже продолжать заниматься «эхом фестиваля», помогать прокатывать картины фестиваля. То есть помочь альтернативному прокату, каковым являются фестивали. На мой взгляд, это главное, что может и должен делать бизнес.

Проблема назрела, потому что бизнес и государство еще не очень ладят, потому что у нас все равно в основном фискально-распределительная система и бизнес вынужден подчиняться. Поэтому у нас пока еще нет по-настоящему оригинальных культурных программ. Культурный бизнес, бизнес, который идет в культуру со своими идеями, со своими разработками и своим креативом - этого у нас еще нет, но это необходимо. И, конечно, необходимо, чтобы был абсолютно объективный, трезвый, лишенный даже духа пиара анализ в процессе того, что происходит, как опыт.

Но бизнес в целом не виноват, ему скорее не дают идти в культуру. Все же говорят, что необходимо, чтобы не только государство было меценатом, чтобы за вклад в культуру снижали налоги и так далее. Это другого уровня отношения, но результат мы имеем - фактически замороженные возможности бизнеса, даже тогда, когда люди хотели бы этим заниматься. В лучшем случае это какие-то точечные отношения, и все. Поэтому это задачу нужно решать системно, но кто-то должен начать. А здесь связь фестивалей и бизнеса в том ключе, в котором я уже говорил, она, конечно, назрела. Здесь трудно найти золотую середину. То мы говорим: «Спасибо, что денег дали, дальше ни во что не вмешивайтесь», - то наоборот: «Вы, ребята, раз нас поддерживаете, вы всем тогда и заправляйте». А необходим союз, необходима система отношений, выработка этих отношений».  

Версия для печати
Москва
кинокритик