Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
26 февраля 2013 | Архив

Александр Матвеев: «Без участия регионов возрождения Севморпути невозможно»

Президент России Владимир Путин утвердил стратегию развития Арктической зоны России, которая определяет приоритетные направления развития территории и обеспечения национальной безопасности. Первый зампред Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике и делам Севера Александр Матвеев рассказал в интервью «Клубу Регионов» о том, что может дать российским регионам возрождение Северного морского пути.

Спустя четыре года после того, как в августе 2008г. были утверждены основы государственной политики в Арктике, президент подписал стратегию развития Арктической зоны России. Сейчас в Минэкономразвития и Минрегионе разрабатываются проекты законов и программы развития Арктической зоны. Закон о Северном морском пути – это сродни стратегии нашей страны. Естественно, теперь мы можем полагать, что весь наш арктический Север получит новое дыхание.

Для того чтобы заработал Северный морской путь, нужно восстановить портовое хозяйство по всем побережьям, гидрологические станции, метеопункты и станции. Появляется необходимость развернуть пункты спасения на Севере – это международное наше обязательство. Поэтому восстановление северной транспортной артерии является для нашей страны одной из важнейших задач. Без вовлечения в эксплуатацию природных ресурсов Севера у России будущего нет. Я всегда говорил, что Север – надежда и опора России.

Начинать возрождение Северного морского пути нужно с восстановления ледокольного флота. Затем провести полную проверку для дноуглубительных работ и «обставить» морской путь навигационными «вешками», наподобие знаков на дорогах.

Не менее важно возродить все порты. Потому что сейчас положение не соответствует задачам: на Сахалине порт хотели раздробить, уничтожен Диксон, практически в забвении Тикси, Певек – все порты, которые были раньше. В случае если возникнут неудачи при проводке судов, надо, чтобы у нас была возможность быстро и эффективно устранить неполадки.

А для российских регионов, имеющих выход к арктическому побережью, воссоздание Севморпути может стать дополнительной точкой роста: как сопутствующее к восстановлению портового хозяйства, появится необходимость привлечения новых трудовых ресурсов. Пора от покорения Арктики переходить к ее обживанию. Нужно создавать комфортные, нормальные условия для населения, которое будет вовлекать в эксплуатацию все северные природные ресурсы: не только минерально-сырьевые, но и ресурсы вод, лесов, прилегающих морей. 65% северных морских ресурсов приходится на наш российский Север.

Без участия регионов никакого возрождения Севморпути не будет. В Арктическую зону России включены целиком Мурманская область и Чукотка, 13 районов северной половины Якутии, районы Архангельска и все острова. Воркута в Коми, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Норильск, Игарка и Таймырский район Красноярского края. Также в Арктическую зону входят три примыкающих к Белому морю района Карелии. В каждом из этих регионов есть проекты, которые без Севморпути просто не получат право на жизнь – как, к примеру, связанные с добычей и производством сжиженного газа на Ямале. Миллионы тонн, которые там будут произведены, нельзя вывезти без проводки по морю, с ледоколами.

И людские ресурсы, и технические средства, которые есть в районах прохождения Севморпути, они находятся у регионов и муниципалитетов. А федеральная власть обязана будет эти территории подкрепить финансовыми и материальными ресурсами.  

Версия для печати
Республика Саха (Якутия)
первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, регполитике и делам Севера